![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности радиовещания в годы холодной войны
С началом послевоенного противостояния западного и советского военно-политических блоков произошла новая поляризация в сфере международного вещания. В разгар холодной войны были созданы десятки новых иновещательных радиостанций, происходило постоянное наращивание общей продолжительности передач, непрерывно увеличивалась суммарная мощность передатчиков, транслирующих программы для зарубежной аудитории. Так, только в 1950-е – 1960-е годы общая еженедельная продолжительность радиопередач иновещательных служб 27 государств мира, наиболее активно действующих в международном радиоэфире, увеличилась более чем в четыре раза. В 1946 г., на год раньше «Голоса Америки», Би-Би-Си начала вещание на Советский Союз. После произведенной в 1948 г. реорганизационной перестройки иновещания, приведшей к объединению Заморской и Европейской служб, повышению степени централизации и координации передач на зарубежную аудиторию, передачи Би-Би-Си велись уже более чем на 40 языках народов мира. В начале 1950-х годов для вещания на СССР была создана радиостанция «Свобода». На ведении передач на страны Восточной Европы и балтийские республики СССР была специализирована радиостанция «Свободная Европа». Вплоть до средины 1970-х годов обе станции, имеющие штаб-квартиру в Мюнхене (ФРГ), действовали под вывеской независимых информационных учреждений. После того, как конгресс и правительство США признали реальный статус станций, в 1976 г. произошло их слияние в единую организацию (RFE/RL, Inc.). «Свободная Европа/Свобода», имеющая статус самостоятельной вещательной компании, но финансируемая по решению конгресса США из госбюджета, стала ведущей службой внешнего вещания на СССР и страны советского блока. В 1953 г. начались передачи иновещательной радиостанции ФРГ «Немецкая волна» («Deutsche Welle»), уделявшей существенное внимание воздействию на восточноевропейскую аудиторию. Из семи наиболее развитых государств мира крупные службы иновещания создали также Франция и Япония. Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. Они сочетались с передачами, призванными информировать радиослушателей о негативных явлениях и проблемах во внутренней жизни и внешней политике государств советского блока – и восполнить таким образом «фигуры умолчания», созданные в этих странах официальными СМИ, а также продемонстрировать тоталитарный характер социалистического строя, несоблюдение демократических прав и свобод граждан при социализме. Для привлечения внимания аудитории и формирования эмоциональных мотивов к постоянному прослушиванию передач использовались музыкальные программы и пласты информации, апеллирующие к «человеческому интересу» (новинки моды, жизнь знаменитостей, курьезные происшествия и пр.) Особое внимание уделялось расширению охвата молодежной аудитории. В 1948 г. по решению сталинского руководства было начато глушение передач иновещания Би-Би-Си и «Голоса Америки» на СССР и страны Восточной Европы. В периоды «потепления» международной обстановки масштабы глушения иновещания сокращались. Так, с 1973-го по 1980 гг. единственной западной радиостанцией, передачи которой подвергались глушению со стороны СССР, была «Радио Свободная Европа/Свобода». В 1980 г., в связи с обострением международной напряженности, последовавшим за введением советских войск в Афганистан, СССР вновь начал глушение передач Би-Би-Си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны». В то же время иновещание Советского Союза, осуществлявшееся на 82 языках общей продолжительностью 2200 час. в неделю, глушению со стороны западных стран не подвергалось. Единственной страной, производившей глушение передач советского иновещания, была КНР. Попытки глушения передач зарубежных радиостанций, предпринимавшиеся в послевоенный период, продемонстрировали неэффективность этой весьма дорогостоящей меры информационной изоляции. Так, осуществляемое британскими колониальными властями во второй половине 1950-х годов глушение радиопередач сторонников независимости Кипра, организовавших вещание для киприотов с территории Греции и Египта, не смогло предотвратить крушение колониального режима на острове. Не добились своей цели и социалистические государства, пытавшиеся путем создания искусственных эфирных помех оградить население от влияния западных служб иновещания. В 1963 г. глушение передач «Радио Свободная Европа» прекратила Румыния, в 1964 г. – Венгрия. В период с 1956-го по 1970 гг. не осуществляла глушение западных радиостанций Польша. Затем, после массовых волнений на польском Балтийском побережье, глушение было возобновлено. В 1986 г. Польша и Чехословакия вместе с СССР заявили о своем намерении прекратить глушение передач Би-Би-Си и «Голоса Америки», оставив за собой право на глушение программ «Радио Свободная Европа/Свобода». При организации глушения игнорировалась статья 48 Международной конвенции по телекоммуникациям, согласно которой все станции, независимо от их предназначения, не должны создавать помех передачам других вещательных организаций. И тем не менее руководство СССР не прекращало глушение, не считаясь с огромными материальными затратами и с ощутимым морально-психологическим ущербом, вызванным применением этой меры. Во второй половине 1980-х годов 70% мощности советских установок глушения использовались для подавления передач «Радио Свободная Европа/Свобода», в то время как на глушение передач «Голоса Америки» отводилось 10% мощностей, на создание помех другим иностранным иновещательным службам – 20 %. В разгар горбачевской перестройки, в январе 1987 г., Советский Союз прекратил глушение передач Би-Би-Си. В мае того же года было объявлено об окончании глушения передач «Голоса Америки». Освобожденные мощности установок по глушению были переключены на создание помех передачам «Радио Свободная Европа/Свобода». Ответом стала техническая модернизация этой службы иновещания с целью повысить мощность передаваемых радиосигналов. Падение Берлинской стены, распад Советского Союза и другие геополитические изменения конца 1980-х – начала 1990-х гг. знаменовали окончание холодной войны и начало нового этапа развития трансграничного радиовещания. 4.2.6.2 Радиовещание на рубеже XX–XXI вв. На рубеже веков активно развивается радиовещание в странах Азии и Африки, где оно стало средством массовой информации. Сегодня только в пользовании американцев находится около 500 миллионов радиоприемников, по пяти на каждую семью (179 миллионов из них в автомобилях). Американцы могут принимать более 10 тысяч радиостанций, большинство из которых местные. Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения. Новые технические средства делают возможной высококачественную связь высокой надежности с защитой от подслушивания. Можно вести радиопередачи из- под воды, из глубин мирового океана, укрывшись многометровой толщей льда и т.п. Стала реальностью связь с использованием лазерного луча и сверхдлинных радиоволн. Отдаленные объекты, например высокогорные метеостанции, корабли и т.д., получили аппаратуру факсимильной связи, iпозволяющую принимать по радио выпуски газет с выводом их на печать. Возникли редакции, специализирующиеся на выпуске факсимильных газет. В разных странах сложились различные социально-исторические условия для формирования управления радиовещанием. Так, в США изначально все первые радиостанции были частно-коммерческимими; в странах Европы чаще всего — государственными. В послевоенные годы все чаще стал использоваться принцип общественно-правового регулирования радио- и телевещания. При частно-коммерческом способе регулирования вещания «хозяином» эфира становится предприниматель; при государственном rocударство; при общественно-правовом — общество, поскольку финансирование радио- телеорганизаций осуществляется за счет абонентской платы, а программной политикой «заведует» специально создаваемый совет. Комитет министров Совета Европы принял Рекомендацию № R (96) 10 «О гарантиях независимости общественных средств массового вещания» в приложении к которой излагаются руководящие принципы в отношении гарантии независимости общественного вещания. Как отмечается, правовая основа, регламентирующая деятельность организаций общественного вещания, должна ясно предусматривать их редакционную независимость и институциональную автономию, в особенности в следующих областях: • составление расписания передач; • замысел и производство передач; • редактирование и выпуск новостей и передач по освещению текущих событий; • организации деятельности службы общественного вещания; • управление фминансовыми ресурсами; • составление и исполнение буджета; • проведение переговоров, подготовка и подписание юридических документов в отношении деятельности службы; • представительство службы в ходе правовых разбирательств, а также Деятельность по составлению вещательных программ общественного вещания не подлежит цензуре в каком-либо виде. Запрещается предварительный контроль деятельности организаций общественного вещания со стороны лиц или органов, внешних по отношению к организациям общественного вещания, кроме исключительных случаев, предусмотренных в законе. Исли говорить о государственном регулировании техники и технологии радиовещания, то оно осуществляется по ряду направлений. Прежде всего, размещением государственных заказов в исследовательские и промышленные компании. Такие заказы касаются, в основном, военной связи. В результате многие разработки являются секретными и в широкой практике радиовещания появляются через десятилетия после начала их применения для нужд армии, авиации и флота. Затем — в законодательном порядке. Практически во всех странах есть специальные органы, отвечающие за выдачу лицензий, распределение частот, контроль за радиовещанием. Кроме того, государственные организации внимательнейшим образом следят за фундаментальными исследованиями в этой отрасли науки и техники, что дает возможность оперативно реагировать на возникающие технические возможности.
В 1990-е годы Всемирная служба Би-Би-Си, с ее вещанием общим объемом 820 часов в неделю, со 140 миллионами постоянных радиослушателей по всему миру, являлась одной из крупнейших иновещательных организаций. Главными целями ее деятельности провозглашены распространение новостей, освещение жизни и культуры Великобритании, достижений страны в области науки и индустрии, отражение мнения англичан о важнейших проблемах современности. В начале XXI века иновещание британской корпорации оказалось перед лицом проблем, обусловленных новой коммуникационной ситуацией в мире. Традиционно обширная азиатская аудитория Би-Би-Си резко сократилась в 2001 г. В частности, существенные потери в численности слушателей наблюдались в Индии и Индонезии. Вместе с тем возросло количество слушателей Би-Би-Си в США и Австралии. В последние годы Британская вещательная корпорация сокращает иновещание на коротких волнах и рекомендует прослушивать свои передачи через Интернет. «Голос Америки» (VOA), который в 1990-е годы вел передачи 1300 часов в неделю на 43 языках для аудитории, ориентировочно насчитывающей 120 млн. человек, сыграл существенную роль в подготовке процессов либерализации и рыночных экономических реформ, происходящих ныне в бывшем СССР и странах, ранее входивших в советский блок. В наши дни аналогичные задачи выполняет государственная служба иновещания США «Свободная Азия» («Free Asia»), многоязычные передачи которой нацелены главным образом на КНР и Вьетнам. Эта радиостанция охватывает также страны Центральной и Южной Азии, Дальнего Востока. С 1985 г. на Кубу велись передачи «Radio Marti» – станции, действовавшей в статусе подразделения правительственного Информационного ведомства Соединенных Штатов – USIA. В последние годы на базе «Радио Свободная Европа/Свобода» созданы американские радиостанции, вещающие на страны, где США и их союзники осуществляют долгосрочные военно-политические акции (к таким вещательных структурам относятся радиостанции «Свободный Афганистан» и «Свободный Ирак»). Одной из крупнейших современных служб иновещания располагает КНР. Оснащенное новейшим цифровым оборудованием германского производства, «Международное радио Китая» ведет передачи 260 часов в сутки на различных языках, включая, русский и эсперанто. В общем объеме китайского иновещания доминирует англоязычное, специализированное по регионам мира. Основным источником информации для международного вещания КНР служит государственное агентство новостей «Синьхуа».
![]() |