Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СМИ восточноевропейских стран в период реформ 90-х годов



Крушение социализма сопровождалось резким сокращением тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис, а также стремительным изменением общего ландшафта национальной периодики. В связи с переходом к общественно-экономическим реформам была уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура. Бывшие «союзные» партии, провозгласившие политическую автономию и отказ от сотрудничества с компартиями, добились полной самостоятельности в своей издательской деятельности. «Gazeta Wyborcza» – печатный орган польской «Солидарности» – после прихода этого движения к власти превратилась в одну из крупнейших (и экономически процветающих) газет Польши, имеющую 17 региональных вариантов, «привязанных» к локальному рекламному рынку. Оппозиционные в прошлом политические силы, пользуясь открывшимися возможностями свободного издания печатных органов, создали газеты и журналы различной идейно-политической ориентации – праволиберальные, монархистские, издания экологистов – «зеленых» и т.д. – вплоть до ультранационалистических и анархистских. Гарантированная законом свобода издательской и информационной деятельности способствовала развитию СМИ, плюралистичных в политическом и идейном отношении. На рубеже прошлого и нынешнего веков в большинстве стран Восточной Европы отмечены высокие рейтинги свободы СМИ и журналистов. Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения характеризовались западными мониторинговыми организациями как страны со свободной прессой, Румыния была отнесена к государствам с «частично свободными» СМИ. югославская пресса до устранения Милошевича признавалась несвободной.

В первые же месяцы после крушения социализма в восточноевропейских государствах появляется частная пресса. В Польше были приватизированы газеты и журналы, принадлежавшие ранее издательскому концерну ПОРП. Приватизация коснулась 85% польских СМИ, некоторые из которых оказались в собственности иностранных владельцев. Аналогичные процессы происходили и в других восточноевропейских странах. Возродились некоторые из закрытых в конце 1940-х годов «исторических» изданий. Вновь появляется бульварная пресса. В связи с развитием местного самоуправления в ряде стран происходят активные процессы формирования новой местной периодики. Идет развитие клерикальных СМИ.

Резко возрастает общее количество издаваемых газет и журналов. Распространение рыночных отношений на сферу издательской деятельности и коммуникаций привело к существенному увеличению стоимости типографских материалов и услуг, доставки тиража подписчикам. В условиях коммерческой конкуренции оказываются недолговечными печатные издания, не отвечающие требованиям экономической рентабельности, не вписывающиеся в рыночные схемы эффективного издательского бизнеса. В то время как в ряде стран Западной Европы государственные власти стремятся ослабить воздействие рыночных механизмов, затрудняющих доступ граждан к плюралистичным источникам информации, включая местные, в большинстве восточноевропейских стран отсутствует четкая политика в этой области.

Вступление восточноевропейских стран в период реформ совпало с началом интенсивной экспансии западных медиакорпораций на национальных рынках СМИ. Вторжение западногерманских издательских компаний на газетно-журнальный рынок бывшей ГДР в считанные месяцы изменило облик периодики на востоке Германии: уже в первой половине 1990 г. там распространялись 24 ежедневные газеты, 42 еженедельника и 240 журналов, принадлежащих западногерманским корпорациям. Тираж одной только «желтой» газеты «Bild», предназначенный для восточных немцев, превысил 1 млн. экз. Вскоре почти половина подписных изданий, распространяемых в Восточной Германии, оказалась под контролем двух западногерманских концернов – «Генрих Бауэр-ферлаг» и «Грунер унд Яр», а на долю концерна «Шпрингер-ферлаг» пришлось 63% всех продаваемых в киосках изданий.

В Венгрии крупные пакеты акций ряда известных и влиятельных изданий оказались в руках западных корпораций, руководимых Р. Мердоком, лордом Ротермиром и др. В Польше в результате экспансии норвежских и германских издательских корпораций под их контролем оказалась значительная часть печатных изданий, включая региональные газеты. Больше половины акций влиятельной «качественной» газеты «Rzeczpospolita» («Республика») перешло в собственность норвежского концерна «Оркла». Иностранные издатели, нацеленные на достижение коммерческого успеха медийных предприятий, стремятся избегать конфликтов с государственными властями восточноевропейских стран, поэтому выпускаемые ими издания во многом утрачивают свою контрольную функцию по отношению к властям, что было отмечено в Польше.

Политическая и культурная переориентация большинства восточноевропейских СМИ на западные страны способствовала в постсоциалистический период росту общественной популярности идей о необходимости тесных отношений экономического и военно-политического партнерства и сотрудничества с США и объединенной Европой. Это повлияло на решение ряда государств, некогда входивших в советский блок, о вступлении в НАТО и ЕС.

Сегодня на восточноевропейских рынках периодики (особенно журнальной) значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. Выходящие на польском, венгерском, болгарском и других языках народов Восточной Европы, эти издания опираются на транснациональные издательские структуры, на многолетний опыт деятельности в рыночной среде и составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям. Так, адресованные женской аудитории журналы – «Cosmopolitan» и другие – существенно потеснили национальную женскую прессу.

Существенные перемены наблюдаются и в вещательной деятельности. Еще на начальном этапе реформ из программ восточноевропейских телекомпаний была исключена трансляция передач советского телевидения. Преобладающими тенденциями в развитии восточноевропейских вещательных служб становятся децентрализация и коммерциализация вещания. Происходила трансформация государственных телеканалов в общественные, по образцу общественных вещательных корпораций Западной Европы. В начале 1990-х годов начался бурный процесс развития в столицах и в региональных центрах частных радиостанций и коммерческого телевидения – как эфирного, так и спутникового, кабельного. В создание новых вещательных компаний нередко существенную роль играют иностранные капиталы и технологии. Созданная при решающем участии американских инвесторов коммерческая телекомпания TV NOVA потеснила в Чехии национальное общественное телевидение. Коммерческие вещательные службы широко используют программы и фильмы, импортированные из западных государств. Так, созданные в Польше коммерческие телесети «Polsat» – постоянно используют в своем вещании голливудские фильмы, развлекательные программы телекомпаний США и других стран Запада.

Польский национальный вещательный совет, основанный в 1993 г., призвал положить конец хаотическому развитию телевизионной индустрии, начавшемуся в первые годы реформ. Сенат Польши, местные законодательные и административные органы и отдельные граждане подвергли критике положение дел на польском ТВ, в частности, протестуя против насилия на телеэкране. По результатам исследований, большинство телезрителей полагает, что на польском телевидении слишком много насилия. Главным обвиняемым стал канал «Polsat» в передачах которого было отмечено в среднем 57 сцен насилия в час. В ответ на критику директор программ «Polsat» заявила, что сцены жестокости привлекают больше зрителей. Осуждение со стороны общественности способствовало принятию решения о подготовке добровольного кодекса телерадиокомпаний, регулирующего спорные аспекты вещания. Для выработки кодекса была создана комиссия, в которую вошло по два представителя от каждой компании, от Совета по этике прессы и от Польского национального вещательного совета.

За годы реформ в восточноевропейских странах сформировалась новая система регулирования издательской и вещательной деятельности. Были приняты законы о СМИ, создавшие юридическую базу для функционирования печатной и электронной прессы в новых условиях. Пример Польши и других восточноевропейских стран показывает что в них создаются механизмы саморегулирования печатной и электронной прессы: в большинстве стран приняты новые кодексы профессиональной этики журналистов и СМИ, предпринимаются попытки создать органы и учреждения, обеспечивающие мониторинг публикаций и общественное влияние на деятельность массмедиа.

 


Контрольные вопросы для закрепления, размышления и обсуждения материала

 

1. Расскажите о журналистике восточноевропейских стран первой половины ХХ века.

2.Какова быладифференциация печати по характеристикам издателя (издающего учреждения), а также по признаку политической и идеологической ориентации?

3. Чем обусловлено возросшее влияние печати компартий на общественное сознание?

4. Чем обосновано формирование национальных систем печати социалистического периода?

5. Какие группы изданий были представлены в национальных системах периодики?

6. Почему содержание большинства восточноевропейских периодических изданий социалистического периода характеризовалось чрезмерной идеологизацией?

7. В чем заключается деятельность СМИ восточноевропейских стран в период реформ 90-х годов?

 



Просмотров 1037

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!