![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ГЕОМЕТРІЯ КОРПУСУ СУДНА. ГОЛОВНІ ПЛОЩИНИ І РОЗМІРИ. ТЕОРЕТИЧНЕ КРЕСЛЕННЯ
Корпус судна представляет собой удлиненное тело, которому обычно предается удобообтекаемая форма с целью уменьшения сопротивления воды и воздуха его движению. Для общей характеристики формы корпуса служат: формы сечений корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями; соотношения главных размерений корпуса; безразмерные коэффициенты полноты. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями. Основные сечения корпуса судна. У морских судов палуба, как правило, имеет седловатость, т.е. палубная линия в ДП является плавной кривой с подъемом от средней части судна в нос и в корму. Это уменьшает заливаемость оконечностей и улучшает мореходность судна. Чтобы обеспечить стокводыза борт, палубе в поперечном направлении придают кривизну – погибь. Координатные плоскости: ДП, плоскость мидель-шпангоута, ОП (основная плоскость) – параллельная плоскости ватерлинии и проходящая через линию пересечения верхней кромки горизонтального киля с плоскостью мидель-шпангоута. Главные размерения судна: - расчетная длина судна L; различают а) длину по КВЛ LКВЛ, измеряемую по КВЛ между точкой пересечения КВЛ с передней кромкой форштевня и очертанием кормы по внутренней кромке наружной обшивки (НО); б) длину между перпендикулярами Lpp, проведенными к ОП через точки пересечения КВЛ с передней кромкой форштевня (носовой перпендикуляр – НП) и осью баллера руля (кормовой перпендикуляр – КП). - расчетная ширина судна B, измеряемая на уровне КВЛ в наиболее широком ее месте между внутренними поверхностями наружной обшивки; - высота борта D, измеряемая в плоскости мидель-шпангоута по вертикали у борта от ОП до линии пересечения внутренней поверхности бортовой обшивки с нижней поверхностью палубного настила верхней водонепроницаемой палубы; - осадка судна d, измеряемая в плоскости мидель-шпангоута от ОП до уровня ГВЛ; - разность между высотой борта D и осадкой d определяет высоту надводного борта F. Все перечисленные размерения судна носят названия расчетных, или теоретических, т.к. они не учитывают толщины НО. Их используют в расчетах, выполняемых для оценки качеств судна, зависящих от геометрии корпуса. Для общей характеристики формы корпуса служат следующие соотношения главных размерений: - L/B определяет в значительной степени ходовые качества судна; - величина B/d влияет на остойчивость, качку, ходовые качества; - величина L/D влияет на прочность судна; - величина D/d влияет остойчивость на больших углах крена и непотопляемость судна. Кроме отношений главных размерений для характеристики формы подводной части судна используют безразмерные коэффициенты полноты: - коэффициент полноты площади КВЛ - коэффициент полноты площади мидель-шпангоута - коэффициент общей полноты или коэффициент полноты водоизмещения - коэффициент продольной полноты - коэффициент вертикальной полноты К определению коэффициентов полноты: а — площади ватерлинии; б — площади мидель-шпангоута; в — водоизмещения. Коэффициенты α, β и Cb считаются основными независимыми коэффициентами, а φ и χ – производными от них, связанными соотношениями Теоретический чертеж судна При одних и тех же значениях главных размерений, их соотношений и коэффициентах полноты можно получить множество отличных друг от друга форм корпуса. Точное представление о форме корпуса может дать только его теоретический чертеж, необходимый для расчетов плавучести, остойчивости, непотопляемости, разработки чертежей общего расположения судна и конструктивных чертежей корпуса, для выполнения расчетов и экспериментов, связанных с определением мореходных качеств, для разбивки корпуса на плазе при постройке судна. Теоретический – т. к не учитывает толщину НО для металлических судов. На теоретическом чертеже корпус судна изображают в проекции на три взаимно перпендикулярные плоскости – ДП, КВЛ и мидель-шпангоута. Эти проекции называются, соответственно, «Бок», «Полуширота», «Корпус». На них изображают сечения поверхности корпуса плоскостями, параллельными указанным трем плоскостям. Сечения вертикальными плоскостями, параллельными ДП, называются батоксами; сечения вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называют теоретическими шпангоутами; сечения горизонтальными плоскостями, параллельными ОП и КВЛ, называют ватерлиниями. Т.к. корпус симметричен относительно ДП, на «полушироте» вычерчивают только половины ватерлиний, а на «корпусе» – половины шпангоутов, причем половины носовых шпангоутов изображают справа, а кормовых – слева. Теоретический чертеж корпуса судна Ватерлинии нумеруют по порядку снизу вверх, ОП считается 0-й ватерлинией, число равноотстоящих теоретических шпангоутов, включая НП и КП, принимают обычно равным 21, т.е. расчетную длину судна делят на 20 равных частей, именуемых теоретическими шпациями. Кроме названных основных секущих плоскостей при вычерчивании теоретического чертежа применяют иногда сечения плоскостями, наклонными к ДП и перпендикулярными плоскости мидель-шпангоута – рыбины. Рыбины вычерчивают на «Полушироте» или «Боку» в истинную величину. Лекция № 7
![]() |