![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Акт о парламенте 1911 г. в Англии
Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока полномочий парламента Так как необходимо принять меры для урегулирования отношений между двумя палатами парламента; Так как, далее, имеется намерение заменить Палату лордов, какая существует в настоящее время, иной Палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более, но такая замена не может быть осуществлена немедленно; Итак как, если парламент должен будет впоследствии в законодательной мере, осуществляющей подобную замену, установить правила касательно ограничения и определения прав новой второй Палаты, то и теперь представляется важным предписать, как это делается настоящим актом, ограничения существующих полномочий Палаты лордов, То в соответствии с сим Превосходнейшим Величеством Короля с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и властью их же утверждается нижеследующее: Статья 1. Полномочия Палаты лордов в отношении финансовых биллей (1) Если финансовый закон, принятый Палатой общин и отосланный в Палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок Палатой лордов в течение месяца после указанной отсылки, то этот закон, если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и с изъявлением королевского одобрения станет Актом парламента, хотя Палата лордов его и не приняла. (2) Финансовым законом называется всякий закон, который по мнению спикера Палаты общин, содержит только постанов ления, касающиеся всех или какого-либо из следующих пред метов, а именно: установления, отмены, сбавки, изменения или регулирования обложений; назначения платежей из консолидированногофонда, государственного ссудного фонда или сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какуюлибо другую финансовую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них. В этом параграфе термины обложение , публичные финансы и заем не означают соответственно обложения публичных финансов и займов, устанавливаемых местными властями и учреждениями для местных целей. (3) К каждому финансовому закону при отсылке его в Палату лордов и при представлении его на одобрение Его Величества будет прилагаться свидетельство за подписью спикера Палаты общин, удостоверяющее, что это именно финансовый закон. Прежде чем выдать это свидетельство, спикер, если возможно, советуется с двумя членами палаты, которых комитет по избраниям указывает в начале каждой сессии в списке председателей комитетов (Палаты). Статья 2. Ограничения полномочий Палаты лордов в отношении биллей нефинансового характера. (1) Если публичный закон (не являющийся финансовым законом и не увеличивающий срока полномочий парламента за пределы пяти лет) будет вотирован Палатой общин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и, отосланный в Палату лордов каждый раз по меньшей мере за месяц до окончания сессии, будет этой Палатой отвергнут в каждой из этих трех сессий, то этот закон, как только он будет отвергнут в третий раз Палатой лордов и если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет Актом парламента, несмотря на отсутствие согласия Палаты лордов. Однако для применения этого постановления должно пройти два года между датой второго чтения упомянутого закона в первой из сказанных сессий Палаты общин и датой его принятия той же Палатой в третьей из этих сессий. (2) Ко всякому закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство, выданное и подписанное спикером Палаты общин, удостоверяющее, что предписания упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены. (3) Будет считаться отвергнутым Палатой лордов закон, который не будет принят ею без поправок или же только с теми поправками, которые принимают обе палаты. (4) Будет считаться тем же законом, что и предшествующий, посланный в Палату лордов в предыдущую сессию, такой закон, который в момент отправления в Палату лордов тождествен с упомянутым предшествующим законом или содержит только изменения, необходимость которых ввиду истекшего времени со дня отправления закона удостоверена спикером Палаты общин, либо поправки, которые, по свидетельству того же спикера, внесены в предшествующий закон Палатой. лордов в предыдущую сессию. Все поправки, которые, по свидетельству спикера, были сделаны Палатой лордов в третьей сессии и приняты Палатой общин, будут включены в закон при его представлении на королевское одобрение согласно настоящей статье. Тем не менее Палата общин может, если найдет нужным в момент прохождения такого закона во второй и третьей сессиях, предложить дополнительные поправки, не включая их в закон. Предложенные, таким образом, поправки должны быть рассмотрены Палатой лордов, и если будут ею приняты, то будут считатъся поправками, вотированными Палатой лордов и принятыми Палатой общин. Но использование этого правила Палатой общин ни в чем не ограничивает действия настоящей статьи, если бы закон был отвергнут Палатой лордов. Статья 3. Свидетельство спикера. Всякое свидетельство, выданное спикером Палаты общин в силу настоящего Акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом. Статья 4. Формула обнародования. (1) Во всяком законе, представленном Его Величеству, в силу предыдущих постановлений настоящего акта формула обнародования будет следующей: Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем парламенте в соответствии с постановлениями Акта о парламенте 1911 г. и в силу этого Акта, утверждается и обнародуется нижеследующее: (2) Всякое изменение какого-либо закона, необходимое для применения этой статьи, не составляет поправки к указанному закону. Статья 5. Исключение биллей подтверждающих временные постановления. В настоящем Акте выражение публичный закон не относится к законам, содержащим подтверждение временного постановления. Статья 6. Подтверждение существующих прав и привилегий Палаты общин. Настоящий Акт ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий Палаты общин. Статья 7. Срок полномочий. Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г. 119. Суть и особенности «революции Мейцзи» 1867-1868 в Японии. Самурайская оппозиция и буржуазные круги Японии были напуганы широким размахом народного движения. Боязнь всенародного восстания вынудила их добиваться «верхушечной» революции. В конце 1867 г. феодальная оппозиция добилась отставки сёгуна и вернула реальную власть императору. В январе 1868 г. сёгунские войска были разбиты. Начался новый этап в историческом развитии Японии, который получил название "Мэйдзи" («Просвещенное правление»). В. И. Ленин, составляя сводку главных событий всемирной истории, отметил: «1868—1871: Япония. (Революция и преобразования)»1. В 1869 г. даймё юго-западных провинций были лишены феодальных привилегий, но оставлены в качестве наследственных губернаторов при сохранении за ними 1/10 местных доходов. Одновременно были отменены все государственные регламентации занятий и профессий, ликвидированы цеховой строй, гильдии и клановые монополии. Правительство отменило сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, объявило свободу торговли и передвижения людей. Были упразднены все внутренние таможни и установлена единая денежная система, заменившая бесчисленное количество (свыше 1500 в 1867 г.) местных денежных знаков. В целях дальнейшей централизации власти в 1871 г. был издан указ о полном уничтожении княжеств и образовании префектур. Князьям и высшим самураям были гарантированы государственные пенсии. Однако дворянство как сословие было сохранено. Государство отменило старые феодальные звания и ввело новые. В 1872 г. был издан декрет о всеобщей воинской повинности. Самураям, потерявшим все привилегии, было разрешено заниматься любым делом, но многие из них предпочитали вести паразитический образ жизни, получая государственную пенсию. Это было выгодно для верхушки самураев, которые получали единовременно крупные суммы денег. Эти суммы, а также выкупные платежи за землю вкладывались в капиталистические предприятия или вновь шли на покупку земли, но уже на условиях частной собственности. Бывшая феодальная верхушка превратилась в капиталистов и в лендлордов английского образца. Самураям было предоставлено право покупать 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 28, с. 671. Кузьминов Я.И. Буржуазная революция 1868 г. и «преобразования Мэйдзи» / Полянский Ф.Я., Жамин В.А. Экономическая история капиталистических стран. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 159-162 казенные земли с 50%-ной скидкой. Однако основная часть самураев сильно пострадала от отмены рисовых пайков, составлявших ее единственный источник существования. Полученных денег было недостаточно для капиталистического применения, да и сами самураи не умели хозяйствовать по-новому. Результатом была серия самурайских восстаний с феодально- реакционными лозунгами, которые были подавлены правительством. В 1873 г. государство предложило самураям в добровольном порядке отказаться от пенсий, получив единовременное пособие, но большинство их не захотело это сделать. Однако в 1876 г. это мероприятие было проведено в обязательном порядке. Князья и высшее самурайство получили огромные суммы, позволившие им стать промышленниками, рантье, крупными землевладельцами. Выплата единовременной компенсации японским феодалам была результатом аграрной реформы 1872—1873 гг. Аграрная реформа аннулировала собственность бывших даймё и самураев на землю. Земля без выкупа закреплялась на правах частной собственности за ее фактическими владельцами, платившими ранее оброки. При этом, если надел находился в залоге, собственность на него передавалась ростовщику. Отменялся запрет на продажу земли. Таким образом до 1/3 пахотной земли было изъято из крестьянского землепользования. В 1873 г. был введен единый поземельный налог, выплачиваемый не в натуральной, а в денежной форме. Он исчислялся в размере 3% рыночной стоимости земли, которая была оценена очень высоко. Введение высокого поземельного налога стало своеобразной выкупной операцией в пользу государства, представляющего >__ _ _ _интересы самураев и капиталистов. Самураи и даймё получали пенсии и пособия из государственной казны. Аграрная реформа не полностью покончила с феодальными порядками в деревне. Новое правительство по существу ограбило крестьянское сословие. Сам император стал крупнейшим помещиком Японии. В результате реформы появились «новые помещики» получившие 1/3 пахотной земли. В условиях аграрного перенаселения помещикам было выгодно сдавать землю в аренду мелкими участками. Кабальные условия аренды приводили к консервация полуфеодальных отношений, а высокий поземельный налог разорял крестьян- собственников. В 60—70-е гг. в экономике Японии произошли существенные изменения. Хотя промышленный переворот начался еще в 50-х гг., фабричная система развивалась медленно, поскольку и после реформ сохранялось множество феодальных пережитков. Япония не обладала достаточными капиталом и техническим потенциалом для широкой Кузьминов Я.И. Буржуазная революция 1868 г. и «преобразования Мэйдзи» / Полянский Ф.Я., Жамин В.А. Экономическая история капиталистических стран. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 159-162 индустриализации экономики. Страна оказалась слабо подготовленной для проведения промышленного переворота. Поэтому самурайское правительство (встало на путь насаждения «казенного» капитализма. Сильное давление иностранной конкуренции способствовало быстрой перестройке мануфактурной промышленности. При этом широко применялись иностранные технические достижения. В 60—70-е гг. XIX в. государство, используя опыт капиталистических стран, построило «образцовые» верфи, арсеналы, текстильные фабрики, заводы строительных материалов, металлургические и сталелитейные предприятия. Императорское правительство субсидировало и частное предпринимательство. Таким образом, начавшийся в 50-70-е гг. XIX в. промышленный переворот имел ряд особенностей. Ликвидация феодального режима и буржуазные реформы были использованы для формирования крупных капиталов и обогащения буржуазии. Само государство взяло на себя роль капиталиста — строителя фабричной системы. Промышленный переворот развивался на базе иностранной техники. Экономическое положение рабочих в Японии оказалось особенно тяжелым. Широко практиковался кабальный наем, уделом пролетариата были мизерная заработная плата и долгий рабочий день.
![]() |