![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методические основы оценки конкурентоспособности
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу по следующим причинам. Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности различных объектов В-третьих, в России техническая, экономическая, кадровая и социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов. В России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности. Созданный в августе 2004 г. при правительстве Совет по конкуренто-способности и предпринимательству занимается решением не национальных, а корпоративных задач. Поэтому по конкурентоспособности Россия значительно уступает развитым странам. Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять инструменты новой экономики – экономические законы, законы организации, научные подходы, принципы и методы управленческого и портфельного анализов. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара. Проблемой по-прежнему остается доступность информации о предприятиях- конкурентах, зачастую отчеты о состоянии отрасли легкой промышленности носят общий характер, базой для анализа служит весьма ограниченный набор показателей. Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации (предприятия) и ее конкурентов исходные данные собираются по форме, представленной в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Предварительные данные для оценки конкурентоспособности товаров, предприятия и его конкурентов (типовая форма)
Продолжение табл. 5.1
Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта. Так, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации. Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 70 % лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам: 1) время (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов); 2) качество объекта; 3) масштаб (объем) производства объекта; 4) освоенность объекта в производстве; 5) получение информации для принятия управленческого решения; 6) условия применения (эксплуатации) объекта; 7) инфляция; 8) риск и неопределенность. Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов. В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособ-ности объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты. Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений в области оценки конкурентоспособности: 1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех; 2) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
3) формирование альтернативных вариантов должно осуществляться с соблюдением условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения (применение научных подходов и принципов, методов функционально-стоимостного анализа и оптимизации, структуризация проблемы, мотивация качественного решения, наличие механизма его реализации и др.); для сокращения времени разработки решения, повышения его качества и снижения затрат рекомендуется шире применять методы классификации, кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения. Технология решения проблемы и оценки конкурентоспособности объектов укрупненно сводится к нахождению ответов на вопросы: 1) что или почему делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворить или на каком качественном уровне необходимо удовлетворить старые потребности, какую новую идею надо реализовать)? 2) как сделать (по какой технологии)? 3) с какими затратами делать? 4) в каком количестве производить? 5) в какие сроки? 6) где и кому делать (место, персонал)? 7) кому поставлять, когда и по какой цене? 8) что это дает инвестору и обществу в целом? Методологической проблемой является обеспечение сопоставимости решений, принимаемых на разных уровнях управления и/или использование для анализа вариантов решений несогласованных методик исследования. Этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом: 1) исследование проблемы; 2) изучение нормативно-методических документов по оценке и другим смежным вопросам; 3) анализ внешней среды и внутренней структуры объекта анализа; 4) оценка конъюнктуры и параметров рынка; 5) сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта; 6) приведение информации в сопоставимый вид по восьми вышепере-численным факторам (объему, качеству, срокам и т. д.); 7) разработка технологии оценки; 8) анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта; 9) оценка конкурентоспособности объекта; 10) разработка предложений по формированию программы повышения конку-рентоспособности объекта; 11) определение критериев последующей оценки результатов реализации программы.
![]() |