Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методические основы оценки конкурентоспособности



Оценка уровня конкурентоспособности различных объек­тов представляет собой очень сложную работу по следующим причинам. Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показа­тели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов. Во-вторых, в на­стоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке кон­курентоспособности различных объектов В-третьих, в России техническая, экономическая, кадровая и социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспо­собности различных объектов.

В России комплексно не занимаются проблемами кон­курентоспособности. Созданный в августе 2004 г. при прави­тельстве Совет по конкуренто-способности и предпринима­тельству занимается решением не национальных, а корпора­тивных задач. Поэтому по конкурентоспособности Россия значительно уступает развитым странам.

Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять инструменты новой экономики – экономические законы, законы организации, науч­ные подходы, принципы и методы управленческого и портфельного анализов. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на ос­нове экспертной оценки или пробных продаж нового товара. Проблемой по-прежнему остается доступность информации о предприятиях- конкурентах, зачастую отчеты о состоянии отрасли легкой промышленности носят общий характер, базой для анализа служит весьма ограниченный набор показателей.

Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации (предприятия) и ее конкурентов исходные дан­ные собираются по форме, представленной в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1

 

Предварительные данные для оценки конкурентоспособности товаров,

предприятия и его конкурентов (типовая форма)

 

Наименование показателя   Фактические значения показателей основных конкурентов Показатель предприятия
Факт (год) Прогноз (год)
1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), наименование товара, единица полезного эффекта 1.1. Показатели назначения 1.2. Показатели надежности, в том числе: • нормативный срок службы (использования, хранения); • коэффициент безотказности; • коэффициент готовности; • коэффициент сохраняемости 1.3. Показатели экологичности 1.4. Показатели эргономичности 1.5. Показатели эстетичности (дизайна) 1.6. Показатели технологичности 1.7. Показатели стандартизации и унификации 1.8. Показатели патентной чистоты и патенто- способности 1.9. Показатели совместимости и взаимо-- заменяемости 1.10. Показатели безопасности 1.11. Номер сертификата, вид, кем и когда выдан, срок действия            
2. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара, всего 2.1. Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара), у. е., % совокуп-ных затрат 2.2. Затраты на НИОКР (то же) 2.3. Затраты на ОТПП (то же) 2.4. Затраты на производство 2.5. Затраты на сервис 2.6. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонт (утилизацию) за нормативный срок службы товара              

 

Продолжение табл. 5.1

 

Наименование показателя   Фактические значения показателей основных конкурентов Показатель предприятия    
Факт (год) Прогноз (год)    
  3. Качество сервиса потребителей товара 3.1. Имидж (брэнд) организации - изготовителя и продавца 3.2. Юридическая надежность изготовителя и продавца 3.3. Финансовая надежность (устойчивость) изготовителя и продавца 3.4. Качество информации о товаре 3.5. Качество упаковки товара 3.6. Качество обслуживания покупателя торговой организацией 3.7. Качество доставки и установки (монтажа) товара 3.8. Качество гарантийного обслуживания потребителей товара 3.9. Качество послегарантийного обслуживания потребителей товара 3.10. Качество мониторинга и диагностики рыночного механизма и др.                
4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы                
5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар              
     
6. Параметры товарных рынков 6.1. Показатели взаимозаменяемости товара 6.2. Объем товарных рынков 6.3. Число субъектов и их доли на рынках 6.4. Сила конкуренции на рынках 6.5. Барьеры входа на рынки и др.                
   
     
7. Удельная цена товара                
8. Показатели, учитывающие кон­курентные преимущества органи­зации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот по­казатель равен единице                

 

Специфические принципы оценки конкурентоспособно­сти конкретных объектов формулируются в каждом конкрет­ном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.

Так, в основу измерения конкурентоспособности персона­ла могут быть положены методы экспертной оценки. Конку­рентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации. Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 70 % лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, опре­деляющих качество и эффективность отдельных сторон дея­тельности в прошлом, настоящем и будущем.

Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

1) время (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);

2) качество объекта;

3) масштаб (объем) производства объекта;

4) освоенность объекта в производстве;

5) получение информации для принятия управленческого решения;

6) условия применения (эксплуатации) объекта;

7) инфляция;

8) риск и неопределенность.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечис­ленным факторам обеспечивается, как правило, при обосно­вании технических, организационных или экономических ме­роприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребле­ния и других факторов конкурентоспособности объектов.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) част­ных показателей конкурентоспособ-ности объектов могут от­личаться не по всем факторам. Задача специалиста, менедже­ра или лица, принимающего решение, заключается в проведе­нии комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтерна­тивных вариантов управленческих решений в области оценки конкурентоспособности:

1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

2) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные аль­тернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

 

3) формирование альтернативных вариантов должно осу­ществляться с соблюдением условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения (приме­нение научных подходов и принципов, методов функционально-стоимостного анализа и оптимизации, структуризация про­блемы, мотивация качественного решения, наличие механиз­ма его реализации и др.);

для сокращения времени разработки решения, повыше­ния его качества и снижения затрат рекомендуется шире при­менять методы классификации, кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процес­са принятия решения.

Технология решения проблемы и оценки конкурентоспособно­сти объектов укрупненно сводится к нахождению ответов на вопросы:

1) что или почему делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворить или на каком качествен­ном уровне необходимо удовлетворить старые потребности, какую новую идею надо реализовать)?

2) как сделать (по какой технологии)?

3) с какими затратами делать?

4) в каком количестве производить?

5) в какие сроки?

6) где и кому делать (место, персонал)?

7) кому поставлять, когда и по какой цене?

8) что это дает инвестору и обществу в целом?

Методологической проблемой является обеспечение сопоставимости решений, принимаемых на разных уровнях управления и/или использование для анализа вариантов решений несогласованных методик исследования.

Этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом:

1) исследование проблемы;

2) изучение нормативно-методических документов по оценке и другим смежным вопросам;

3) анализ внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;

4) оценка конъюнктуры и параметров рынка;

5) сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;

6) приведение информации в сопоставимый вид по восьми вышепере-численным факторам (объему, качеству, срокам и т. д.);

7) разработка технологии оценки;

8) анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;

9) оценка конкурентоспособности объекта;

10) разработка предложений по формированию программы повышения конку-рентоспособности объекта;

11) определение критериев последующей оценки результатов реализации программы.



Просмотров 1031

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!