Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методика вокально-хоровой работы на уроке



Целью организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с музыкаль­ным искусством является развитие физиологической и психологи­ческой основы певческой культуры исполнителя. А. Н. Карасев по­лагал, что «первый способ знакомства с музыкальным материалом есть слушание других, и это слушание, смотря по тому, как поют... при ребенке, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка». В основе подобного овладения культурой лежит предрасположенность детей к подражанию. Поэтому педагогически целесообразным является слушание детьми голоса учителя. Слуша­ние голоса учителя постепенно вырабатывает у детей устойчи­вость слухового внимания. Не менее интересно объяснение не­мецкими исследователями значимости хорошего показа педаго­гом. Так, было замечено, что в то время, как глаз активно реагирует на чувственный раздражитель благодаря сложной игре глазных мышц, ухо подобными мышцами не обладает, его активная сто­рона — гортань, весьма тонко воспроизводящая услышанное.

Уже при первом знакомстве с детьми учителю следует в игро­вой форме провести диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся. На основании полученных данных следует обучать детей параллельно в трех интонационных группах. Первую группу составляют дети с диапазоном не менее сексты (ре — си), интонирующие мелодию без поддержки инстру­мента, поющие звонким, естественным звуком. Вторую — дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией. К третьей группе можно отнести «гудошников». Г. С. Ригина пред­лагала разместить детей в классе следующим образом: третью группу посадить на первые парты, вторую — за ними, а учащихся первой группы разместить на задних партах.

По мнению Н.А.Орловой и Ю.Б.Алиева, совет сажать невер­но интонирующих детей ближе к учителю обусловлен двумя мо­ментами: отстающие дети будут сзади себя слышать правильное пение, а учителю станет легче следить за их развитием.

Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность, общая апатичность или чрезмерная активность, отсутствие координации слуха и голоса, заболевания голосовых связок, физиологические расстройства слухового ап­парата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. Если причины плохой интонации не связаны с физической патологи­ей, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, разрешима при условии систематичности занятий и по­стоянства педагогического контроля.

Но ошибочно думать, что все внимание учителя будет посвя­щено только плохо интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает наряду с работой с «гудошниками» активизацию хорошо поющих детей посредством поручения им соло, а также участия в показе-образце правильного пения.

С первого урока необходимо познакомить учащихся с основ­ными дирижерскими жестами — ауфтактом (вниманием, дыхани­ем), вступлением и окончанием пения (снятием). В образной фор­ме можно сравнить каждый жест с цветом светофора: вынесенная вперед рука учителя (желтый свет — «внимание»), вступление (зе­леный свет — «поем»), снятие (красный свет — «молчим»).

Также с начала работы с детьми следует познакомить их с во­кально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, а следовательно, и хорошо поет.

Объясняя младшим школьникам механизм дыхания, можно предложить им поставить руки на пояс, бесшумно вздохнуть, на­полнив животы воздухом как воздушные шары, и на мгновение «понарошку» «закрыть дыхание на ключик». Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяется также следующий прием: по руке дириже­ра, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они за­держивают дыхание, и, наконец, при движении руки дирижера вниз ( к «точке») - делают выдох. С учетом специфики младшего школьного возраста учитель может предложить детям произнести детскую считалочку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности эко­номно расходовать дыхание, «...чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего ка­чества». При этом не следует переполнять грудную клетку возду­хом. Для этого уместно рекомендовать детям делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох – так, чтобы пламя свечи, как бы расположенное у рта, не шелохнулось. Формируя навыки певческого дыхания у младших школьни­ков, учителю также следует учесть, что ввиду поверхностного и ко­роткого дыхания дети часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, что недопустимо в хоровом исполнительстве.

Формируя представления младших школьников о правильной артикуляции, учитель постепенно из урока в урок, должен доби­ваться свободы певческого аппарата, положения разжатых зубов при пении гласных о и я, собранности губ при пении и и ю, ок­руглости звучания гласной я, близкой по вертикальности формо­образованию гласной ё.

Важным практическим советом является рекомендация извест­ного хормейстера детского хора B.C. Попова, предлагающего сле­дующую очередность формирования гласных:

1) сначала следует больше использовать гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется непринужденно, отсут­ствует носовой призвук; предпочтительна гласная у;

2) йотированная гласная ю — с целью выработки высокой по­зиции, мягкости звучания;

3) гласные о, е — с целью округлого, красивого звучания;

4) гласная и — с целью нахождения яркого звучания и моби­лизации голосового аппарата;

5) в последнюю очередь — а и е, при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта, особенно на звуке а, снижает актив­ность дыхания и голосовых связок.

Необходимо также с первых уроков обращать внимание детей на четкость дикции в пении, по значимости равную четкости ак­терской дикции в театре. Формируя у детей навык четкой дик­ции, можно использовать с целью активизации работы артикуля­ционного аппарата прием произнесения текста песни «по секре­ту» — шепотом, четко произнося слова. При этом, возвращаясь к пению, важно, исключив излишнюю утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность произнесения текста.

Формируя у детей навык высокой певческой позиции, можно просить их проговорить отдельные фразы голосами героев люби­мых мультфильмов или сказочных персонажей, а затем попытать­ся в пении сохранить те же самые ощущения.

На основе сформированных в 1 классе вокально-хоровых на­выков работа учителя строится на закреплении достигнутых ре­зультатов и дальнейшего развития певческого аппарата, в частно­сти диапазона детского голоса. С постепенным формированием организма в тембре младших школьников второго и третьего го­дов обучения появляется звонкость. Певческое дыхание становится более протяженным, слуховой контроль — более активным. Учиты­вая вышеуказанные позитивные изменения в певческом развитии младших школьников, учитель вправе обращаться к более сложным произведениям песенного репертуара — с более широким диапа­зоном, более объемными фразами, с элементами двухголосия. Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критерия­ми правильного пения по-прежнему остаются такие характерис­тики звука, как естественность, «серебристость», полетность.

Однако при всей важности работы над техникой хорового ис­полнительства не следует забывать, что она не должна стать само­целью, ибо пение изначально было проявлением состояния души. И в этой связи заслуживает внимания позиция JI.В.Горюновой: «Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплески­вал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя».

Вокально-хоровой репертуар в хоровом воспитании младших школьников составляется на основе следующих критериев:

— соответствие физиологическим особенностям певческого ап­парата детей;

— высокий уровень художественных достоинств;

— небольшие объемы;

— адекватность психическим особенностям учащихся, в част­ности их сенсорно-перцептивной потребности;

— образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;

— воспитательная направленность.

Анализируя программный список, нетрудно заметить, что он включает в себя как образцы фольклора, так и композиторские сочинения. Среди композиторов в предлагаемом списке представле­ны различные школы — классическая школа XIX века и современ­ная школа XX века. Предлагаемые программой песни соответству­ют возрастным особенностям младших школьников, в частности отвечают сенсорно-перцептивной потребности первоклассников, предполагающей отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, чувственное впечатление. Кроме того, этот репертуар адек­ватен певческим возможностям детей, тем самым изначально спо­собствуя охране детских голосов. Песни подвижные соседствуют с песнями напевными и плавными. Некоторое преобладание пос­ледних объяснимо певческой задачей научить детей петь «связ­но», «протяжно», что в сути своей характерно для отечественной певческой культуры в целом.

— Анализируя программный репертуар 2 и 3 классов, нетрудно заметить усложнение задач вокально-певческой работы, в частно­сти наряду с одноголосными песнями появление в предлагаемом списке двухголосных сочинений (русские народные песни «Со вьюном я хожу» и «Солдатушки, бравы ребятушки», французская «Пастушья народная песня», эстонская народная песня «У каж­дого свой музыкальный инструмент» и др.).

Учитель вправе использовать в работе не только песни, реко­мендуемые программой. Но при этом важно, чтобы песня всегда соответствовала теме урока. Так, например, программа О.С.Не­чаевой предлагает в третьей четверти 1 класса (тема — «Мир об­щения: что такое музыкальная речь») познакомить детей со средст­вами музыкальной выразительности. В качестве песенного репер­туара, нисколько не нарушая предлагаемой тематики, учитель мог бы использовать песни Г.А.Струве из цикла «Песенки-картинки» на слова В.Викторова («Тихая песенка», «Громкая песенка», «Ве­селая песенка», «Грустная песенка», «Быстрая песенка», «Мед­ленная песенка»), ясно и доступно раскрывающие младшим школьникам значение лада, темпа, динамики в музыке.

 

Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально – смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Всё это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

1. краткое вступительное слово педагога;

2. исполнение (показ) песни учителем;

3. Беседа с детьми о песни;

4. Чтение поэтического текста песни;

5. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии – яркие, выразительные напевные; в) ритму – весьма простые, чередование не более 2 – 3 видов длительностей; г) голосоведение – ясное естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Показ учителем песни лучше начинать со слов: « Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнание слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки и ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было лёгким и звонким по характеру звука, точным по интонации, чётким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведёт на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней врядли будет успешной.

Важный момент в работе учителя музыки – беседа о песне. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предлагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После её прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении (направлении) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объём этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, что бы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продуманно учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчётливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально – смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно – ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы преподавателю следует обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую чёткость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Не сложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или целиком запев песни 2 – 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно – чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты музыкальный слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы соединяющимися в предложения, предложения – в периоды.

При разучивании песни можно использовать нотную запись на классной доске или плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознательно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.

Примерные образцы учебных заданий при разучивании песни:

- прослушайте первый куплет песни, первую фразу;

- прослушайте, как фраза звучит на инструменте, когда учитель споёт её;

- кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»

- показывайте рукой направление мелодии;

- поём как один человек (решается задача – достижение унисона);

- спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;

- медленно поём со словами;

- прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

- округлите звук, дыхание берём через нос и т.д.

Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Формулируя задания, учитель должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание – это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приёмом это устранить.

Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Что бы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2 – 3 раза, предлагая послушать, как споёт один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть школьников оценивают пение поющих. Важно, что бы на уроке работали все дети, и особенно те, кто плохо поёт.

Затем разучивается второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяют их 3 – 4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единственного звуковедения. Работа ведётся уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством её исполнения.

Затем разучивается второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяя их 3 – 4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единого звуковедения. Работа ведётся уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством её исполнения.

В процессе разучивания можно использовать не только показ учителя, но и пение хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля за певческим развитием детей рекомендуется приём пения «по цепочке», когда дети бережно передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе. С целью развития слухового контроля полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинения в целом. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начинать её разучивание с припева. Разучивание песни - процесс длительный, поэтому важен переход количества повторов в качество, от сложного, незнакомого – к простому и понятному, затем от простого – к прекрасному. Процесс разучивания песни включает последовательность трёх условных периодов: эскизного (ознакомление, разбор произведения), технологического (собственно разучивание, самый продолжительный по времени, когда возникают черты привычной, удобной лёгкости исполнения, фаза доведения исполнения до автоматизма, без напряжения), заключительного («впечатление», произведения, корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворённости).



Просмотров 3116

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!