![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Упражнения для тренировки слуха
“Кто дольше слышит звук”. Учитель играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время в классе стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента. Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”. Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки: · мягкая - создающая условия для эластичной работы связок; · твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости); · придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку). Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука. Упражнение 1. Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, «Э”, «И”.(Легато)_________________________________________________ Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно. Упражнение 2. Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ____ _____ ___ Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии. Упражнение 3. Линия из точек. (Стаккато). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”. Упражнение 4 Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней. Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”. Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику. Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса. Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость. Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головой регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” - самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота- “животик прыгает”). Последовательность гласных: “И, Э, А, О, У” - увеличивает размер ротовой полости. “И, У, О, Э, А” - уменьшает напряженность голосовых мышц. “А, О, Э, У, И” - повышает подсвязочное давление Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” - способствуют кантилену. “Д”, “Б”, “Р” - четкость дикции.
Приложение 2 Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти. К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов - дикция. Дикция в пении Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата. Приложение 3 Памятка учащимся по правильному произношению слов: 1. Выразительно читать текст, песню взрослыми в процессе разучивания песни. 2. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни в быстром темпе. 3. Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании . 4. Прочитать текст песни “по секрету” - шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста. 5. Необходимо правильно произносить слова по слогам (всем классом или по одному). Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно) Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) – листопат (поется). наряд - нарят. Приложение 4 Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться: 1. Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух. 2. В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении. Упражнение 1. Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок “Сказочное заклинание”: разные интонации – разные лады. а) громким – страшным голосом злодея, б) печально - жалобно, как сестрица Аленушка, в) мышка-норушка. Упражнение 2. Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”. Упражнение 3. Знакомство с песней. Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах. Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок. Упражнение 4. “Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4) Упражнение 5. Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу. а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви; б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз); в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен; г) пение ручными знаками по лесенке; д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному). Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей). Упражнение 1-2 Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди - ли (составляются ритмы с карточками). Длительности усложняются Приложение 5 Учитывая небольшую ёмкость детских лёгких, учитель пения должен добиться хорошего распределения дыхания в упражнениях и песнях. Протяжные, напевные песни, при обдуманном их подборе / имея в виду постепенное развитие и укрепление дыхания / и умелой расстановке в них дыхания, являются прекрасным "воспитателем". В песенках - упражнения для школьников всегда найдутся короткие мелодические фразы, легко исполняемые на одном дыхании. Вот ряд певческих, игровых упражнений, в которых эффективно развивается дыхание по фразам и умение владеть цепным дыханием. Дыхательные упражнения. "Свечка". Певцы ставят палец перед ртом. Эта "свечка". Надо выпускать воздух так, чтобы "пламя свечи" не колыхнулось. "Снайпер". Из соседнего дома "снайпер" стреляет по вашему окну. Надо мгновенно затушить "свечу", то есть весь воздух выкинуть из легких за максимально короткое время. "Упрямая свечка". Один набор воздуха выдыхается в несколько приемов. "Комарик". Певцы становятся в шахматном порядке, руки в стороны. Перед носом каждого со звуком "з-з-з" жужжит "комар". Звук произносится на выходе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся и в конце дыхания комар прихлопывается. Во время дыхательных упражнений важно следить, чтобы дети делали ровно столько, сколько хватает у них дыхания. Всякий "пережим" отражается болезненно на связках.
![]() |