![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ по развитию вокально- хоровых навыков младших школьников
Развитие певческого дыхания на уроках музыки, используя элементы методики И.Ю.Белбородовой
Проходя практику в Дубовицкой ДСБШ, автору курсовой работы пришлось проводить уроки музыки. При разучивании песен на уроках большое внимание мы уделяли развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом, используя элементы методики И.Ю.Белбородовой[1.23 ] . С детьми начальной школы мы выполняли дыхательные упражнения с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха. Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов. Ежеурочно мы с учащимися занимались и биозвукотерапией. Например, исполняя попевку «Ма - ме - ми - мо - му» происходит лечение сразу нескольких органов. Каждая гласная соответствует своему органу: А - печени, Б - сердцу, И - селезенке. О - почкам, У - легким. Развитие интонационной выразительности голоса на уроках музыки , используя элементы методики Александровой В.В.
Александрова Вероника Валерьевна учит школьников владеть голосом как "инструментом".В данном компоненте исходной позицией выступает интонационная выразительность голоса, показателем которой является не столько чистота интонации сама по себе, точность воспроизведения какой-либо последовательности звуков, а интонационное богатство певческих высказываний ребенка, тесно связанных с речью, производных от естественных человеческих чувствований и имеющих разумное основание. В сущности "одухотворенное звукосмысловое единство" содержит в себе весь стандартный набор певческих навыков (звукообразования, дикции, дыхания и т.д.), а также основных свойств звучания голоса (диапазон, тембр, регистр). Занимается она и творческим развитием школьников, заключающимся в воплощении собственных душевных состояний в звучании голоса. Характеристиками выступают свобода и широта проявления собственного "певческого чувства". Вдохновившись достижениями Александровой В.В. в области развития певческого голоса, автор курсовой работы с учащимися 4 класса, участвовала в постановке детского мюзикла « Муха-цокотуха». Дополнительные занятия по музыкальному воспитанию проводились живо и интересно. Детям нравилось играть различные роли да еще и петь голосами героев. Развивая интонационную выразительность голоса при помощи творческого самовыражения, у учащихся 4 класса развивались певческие навыки, артистизм и сценическая культура, повысилась самооценка и коммуникабельность. Использование вокальной методики М. Глинки на уроках музыки в 4 классе
Вокальные навыки необходимо воспитывать на первоначальном этапе. В своей работе мы использовали «концентрический» метод М. И. Глинки, который является фундаментом певческого воспитания детей. Сущность метода такова: · Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков. · Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать. · Работать надо постепенно, без торопливости. · Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания. · Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо). · Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении. · Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне. · Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания. Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации отвечают современным требованиям здоровьесбережения. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале. Ведь основная задача - научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Заключение
Проведенное исследование доказало, что воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Хоровое пение способствует формированию музыкальной культуры школьников, как части всей музыкальной культуры. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народную, современную, духовную и классическую музыку, учащиеся проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих. Развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи. В отличие от взрослых, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, оказывает на юных певцов колоссальное воздействие. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. В результате можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современного учителя музыки является создание такой системы, которая позволит сделать процесс вокально-хорового образования школы целенаправленным и последовательным, увлекательным, разнообразным и творческим.Литература 1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-416с. 2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с: 3. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980. 4. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.- 19-21 с. 5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000. 6. Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. 7. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. 8. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., Издательский центр "Академия",2001г. 368 9. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания школьников. М., Издательский центр "Академия",2002г. 10. Сергеева ГЛ. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М., 2000. 11. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2006. 12 Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76. 13 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988 14 Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия»; 2001. – 232с. 15 Научно-методический журнал Музыка в школе №3 2010 16 Интернет ресурсы Приложение 1
![]() |