![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Релаксация «Ковер - самолет»
Ведущий. Закрывайте все глаза, Чтоб случились чудеса. Наш ковер – самолет Отправляется в полет. (Звучит спокойная музыка.) Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… (пауза). Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется… (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза. Вот мы и в детском саду. CЛАЙД 33. Рефлексия «Мое мнение». Ведущий. Уважаемые, родители и дети. Посмотрите, какое огромное красное сердце нарисовано на моем мольберте. А у вас на столах лежат маленькие сердечки трех цветов: желтое сердце обозначает, что наше путешествие было интересным, синее – трудным, а зеленое, что есть желание отправиться в следующий раз в страну Златоустию. CЛАЙД 34. Ведущий. Посоветуйтесь друг с другом, и пусть ребята приклеит маленькие сердечки на это большое сердце. (Дети приклеивают маленькие сердечки.) Пока ребята приклеивают сердечки хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном путешествии. (Высказывания родителей.) Ведущий. Спасибо всем за активное участие и в память о нашем путешествии мы хотим подарить вам памятки, которые помогут правильно и эффективно организовать работу по развитию речи в домашних условиях. (Ведущий раздает памятки.) ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВАЯ АЗБУКА» Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть и ваша речь. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!). Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов – о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!). Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации; пусть ребенок отвечает на вопросы. Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3-4 года – С,З,Ц уже должны правильно произноситься; 4-5 лет – Ш,Ж,Ч,Щ; 5-6 лет – Л,Й; до 6 -7 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи. Леворукость – это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребенка. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игра с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д. Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия. Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи. Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!). Режим дня очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Соска вредна, если ребенок сосал ее долго и часто, то у него может сформироваться высокое (готическое) небо, что влияет на формирование правильного звукопроизношения. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию. Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие. Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать. «Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласила еще М.Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям. Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны! «Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и о выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик – так, тик – так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение. Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10-12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования. Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц. «Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса. Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков: Ю=Й+У; Я=Й+А; Ё=Й+О; Е=Й+Э. Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастики, чтобы у ребенка не было проблем с произнесением звуков.
CЛАЙД 35. Ведущий. До свидания! До новых встреч в стране Златоустии. Список использованной литературы: 1. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. 2. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. 3. Головина Н.Ю. Стихотворно-игроой материал для детей. // Научно- методический журнал «Логопед». 2007. №6. 4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». – Москва, 1997. 5. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей к частям 3 и 4. Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: «Баласс», 1999. 6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. 7. Овчинникова Е.В. Организация сотрудничества логопеда и родителей. // Научно- методический журнал «Логопед». 2007. №6. 8. Павленко Л.А. В космос полететь готовы? Значит будем все здоровы! (занятие по физкультуре в средней группе по программе «Са-фи-дансе»). // Практический журнал «Воспитатель ДОУ» 2009. №7. 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие лоя логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 10. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 1999. 11. Сайкина С.Г. Речевая азбука для родителей младших дошкольников. // Научно- методический журнал «Логопед». 2008. №3. 12. Титова М.В. Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений. // Научно- методический журнал «Логопед». 2007. №3. 13. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: средняя группа. – М.: ВАКО, 2009.
![]() |