Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)



Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Факультет менеджмента, связи с общественностью и социальной работы

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________200__ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

Методы исследования в социальной работе

 

 

Направление подготовки

Социальная работа

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр социальной работы

Форма обучения

очная, очно-заочная

 

Хабаровск


Цели освоения дисциплины

Профессионализация социальной работы является характерным признаком современного общества, показателем не только его гуманистической ориентации, но и зрелости вообще. К социальному работнику предъявляются высокие требования в области специальных знаний и умений. Для оказания социальной помощи клиентам социальному работнику необходимо наряду со знаниями по психологии, социологии, законодательству, организации социальных служб (социального менеджмента) владеть методами исследования, используемыми в этой области.

Цели освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» – способствовать формированию у студентов целостного теоретического представления об основных методах исследований в социальной работе и развития у них умений самостоятельно применять их на практике.

Задачи курса:

– ознакомить студентов с особенностями научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения;

– оказать помощь качественно осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы;

– способствовать развития умения четко формулировать цели и задачи исследования;

– ознакомить с различными методами проведения исследования;

– ознакомить с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов;

– подготовить к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной работы.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Профессиональный цикл ( базовая часть)

Дисциплина «Методы исследования в социальной работе занимает место в структуре ООП бакалавриата как базовая в профессиональном цикле – Б.3. Б. 9.Она базируется на дисциплинах цикла Б. 3. ДВ 13. («Основы самостоятельной работы студента», «Основы научной организации труда студента»; цикла Б. 1. (социология, философия), Б. 2. (социальная экология, математические методы в социально-психологических исследованиях); Б. 2. В (социальная статистика, демография); Б 2.В ДВ (интернет-технологии в социальной работе, система социального мониторинга, фандрайзинг в социальной работе, спонсорская деятельность в социальной работе; Б3 (социальная политика, теория и история социальной работы).

Дисциплины, для которых изучение курса «Методы исследования в социальной работе» является необходимым условием – технологии социальной работы, «Количественные и качественные методы исследования в социальной работе», «Эксперимент и интерпретация данных в социальных науках», все виды практик, написание курсовых и выпускной работ.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (частично ОК-10);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знатьтеоретико-методологические аспекты подготовки и проведения исследования в социальной работе:

– особенности научных исследований в социальной работе;

– методы планирования и организации исследований в области социальной работы;

– основные эмпирические и теоретические методы исследования, применяемые в социальной работе;

основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе;

уметь:

– самостоятельно вести библиографическую работу, в т.ч. с привлечением информационных технологий;

– проводить самостоятельно и творчески исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития практики социальной работы в районе, регионе, стране;

– составлять программу и план исследования в социальной работе;

– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности,

– адекватно выбирать методы, исходя из задач конкретного исследования;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;

– в соответствии с требованиями ГОСТа оформлять результаты исследования;

владеть:

– приемами рационального поиска библиографического материала;

– основами методик применения теоретических и эмпирических методов исследования;

основными приемами обработки данных, полученных в ходе исследований.

Нагрузка по курсу распределяется следующим образом: 7-й семестр – лекционные занятия (30 час.),практические занятия (14 час.)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек Практ СРС
Модуль 1. Теоретико-методологические основы исследования в социальной работе
  Раздел 1. Социальная работа как область научного познания            
  Тема 1. 1. Особенности научных исследований в социальной работе  
  Раздел 2. Методология исследования              
  Тема 2. 1 Виды исследований в социальной работе Домашнее задание: (по выбору студента) составление таблицы теста или разработка презентации: «Классификация исследований в социальной работе». Глоссарий.
    Тема 2. 2. Основные этапы научного исследования 3-4   Устный опрос студентов: «Виды исследований в социальной работе». Домашнее задние: Составление схемы: «Этапы научного исследования в социальной работе». Глоссарий.
  Тема 2. 3. Планирование исследования в социальной работе 5-6 Актуализация знаний: «Основные этапы научного исследования» Домашнее задние: Составление макета программы исследования по теме: «Социальная работа с многодетной семьей». Глоссарий.
  Тема 2. 4. Виды выборки в исследовании по социальной работе     Представление макета программы исследования по теме: «Социальная работа с многодетной семьей». Домашнее задание: Обосновать выборку в своем курсовом исследовании. Глоссарий.
Модуль 2. Эмпирические и теоретические методы исследования. Результаты исследований в социальной работе
  Раздел 1. Опросные методы исследования              
  Тема 1. 1. Анкетный опрос Тестирование «Выборка. Её типы и методы». Домашнее задание: разработать и провести анкету в студенческой аудитории на тему: «Ценностные установки молодежи». Глоссарий.
  Тема 1. 2.Интервью Провести интервью по теме: «Ценностные установки молодежи на создание семьи». Составить план проведения фокус-группы с волонтерами группы «Мириады» по проблеме социального милосердия. Итоговая контрольная работа по материалам модуля №1, частично №2 (18-я неделя семестра) Глоссарий.
  Раздел 2. Неопросные методы исследования            
  Тема 2. 1. Анализ документов   (12)   Актуализация знаний по теме: «Социометрический опрос, тестирование» Домашнее задание: Составить схему: «Виды документов». Создать папку документов различного вида для традиционного анализа по теме своего исследования. Выбрать единицу для проведения контент-анализа.
  Тема 2. 2. Научное наблюдение в социальной работе (14)     Составить программу наблюдения по теме своего курсового исследования.
  Тема 2. 3. Научный эксперимент в социальной работе (15)   Защита программы наблюдения по теме своего курсового исследования.   Составить программу научного эксперимента по теме своего исследования
  Раздел 3. Теоретические методы исследования            
  Тема 3. 1Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Моделирование (16)     Актуализация знаний: Защита программы научного эксперимента по теме своего исследования. Домашнее задание: 1.Разработать схему «Виды моделирования в исследовании по социальной работе». 2.Представить научный материал по теме своего исследования с примерами его теоретического анализа и синтеза как на основе применения индукции, так и дедукции.
                   
  Раздел 4.Результаты исследований в социальной работе            
  Тема 4. 1. Анализ эмпирических данных   (17)   Актуализация знаний: Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Моделирование. Составить схемы: 1. «Количественный анализ данных», 2. «Качественный анализ данных». 3. Привести примеры количественного и качественного анализа данных в своем исследовании
    Тема 4. 2. Основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе (18-19)   8-9   Актуализация знаний Анализ эмпирических данных. Составление теста или презентации: «Основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе» Итоговая контрольная работа
    Итого   (19)       Экзамен ­– 36 час. Экзаменационная оценка выставляется с учетом модульно-бальной системы аттестации

 

Название модуля Цель модуля Содержание модуля Компетенции (номера) Знания, Умения, Владения ЗЕ на дисцип-лину __ Семестр Контроль-ные задания Учебная работа (включая самостоятельную работу)
ЗЕ на модуль Виды Баллы Виды Часы
Всего Из них в актив. и интер-х формах
  Модуль 1.Теоретико-методологические основы исследования в социальной работе Способствовать формированию у студентов знаний о методологических основ исследования       ОК 1,2, (частично)10), 2   Знать методологические основы исследования в соц. работе. Уметь определять методологические компоненты исследования. Ввладеть умением разрабатывать программуисследования ,     0,4 Тесты, письменные к\р, пр. задания   Презентации конспекты Планы, тезисы, библиографические описания источников, глоссарий, реферат
  Модуль 2 Эмпирические и теоретические методы исследования. Результаты исследований в социальной работе     Ок -1.2,1 (частично 10), 2; Пк – 13,16, 18, 19 Знать основные эмпирические и теоретические методы исследования, основные требования к оформлению итогов исследования. Уметь применять методы и обрабатывать полученные результаты Владеть; основами методик применениия методов сбораи обработки данных, полученных в ходе исследования     дований рических методов исследования; – основными приемами обработки данных, полученных в ходе исследований.   3,6   33-4 Тесты, письменные к\р, пр. задания   Презентации конспекты Планы, тезисы, библиографические описания источников, глоссарий, реферат

 

5. Образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая (деловая и ролевая игра), проблемная лекция, лекция-полилог, лекции с опорным сигналом; лекции с использованием мультимедийных средств; учебные тренинги; разбор конкретных ситуаций.

Практические занятия предусматривают приобретение студентами умений теоретически обрабатывать учебный материал (схемы, таблицы, презентации, тестирование); вести библиографическую работу; составлять программу и план исследования; разрабатывать инструментарий для проведения исследования и обрабатывать полученную информацию, оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями ГОСТа. Самостоятельная работапредназначена для внеаудиторной работы студентов по закреплению материала теоретического курса, выработке практических умений по дисциплине. Она включает разработку инструментария для проведения опроса клиентов, подбора материала для их тестирования по проблемам социального положения, разработку и презентацию программ наблюдения и эксперимента, разработку программы по теме своего исследования.



Просмотров 619

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!