![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:
а) основная литература: 1. Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Е. П. Агапов. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спекр, – 2011. – 224 с. 2. Шевченко О. М. Методика исследований в социальной работе. – Новошахтинск, 2007. б) дополнительная литература: 1. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. – М., 2009. 2. Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности – М., 2003. 3. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М., 2006. 4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. 5. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – М., 2008. 6. Борикова Л. В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000. 7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. 8. Добреньков В. И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2006. 9. Квале С. Исследовательское интервью. – М., 2003. 10.Копыл В. И. Курсовая работа на компьютере. – М., – 2007. 11.Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. М. – 2004. 12.Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – М., 2009. 13.Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. – Кузнецов И. Н.. 2006. 14.Рогожин М. Ю. Как написать курсовую и дипломную работы. – СПб., 2005. 15.Романов П. В., Ярская–Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза. – Саратов, 2004. 16.Социологическая энциклопедия / Под ред. А. Н. Данилова. – Минск, 2003. 17.Шалак В. И. Современный контент-анкализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологи. – М., 2009. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.biblioclub.ru/info/; http://socio.rin.ru/
Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерная программа Microsoft PowerPoint; ноутбук, проектор.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 350500 Социальная работа.Квалификация (степень) выпускника: бакалавр социальной работы. Автор: Золотарева С.А. к.п.н., доц. кафедры Теории и практики социально-гуманитарных технологий
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 1 Экзамен Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической А) Теоретическая часть 1. Классификация социальных проблем. Сущность понятия «социальный факт». 2. Сущность понятия «наука». Естественные, общественные, гуманитарные науки. 3. Сущность понятий «метод», «методика», «методология», «процедура». Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников. 4. Классификация видов исследования. 5. Научный аппарат исследования. Проблемная ситуация социологического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы. 6. Сущность понятий «проблема», «задача», «вопрос», их взаимосвязь . 7. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта. 8. Классификация гипотез. Общие требования к гипотезам 9. Сущность понятий «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативная выборка». 10.Программа социологического исследования, ее основные части и функции. 11.Общие требования к программе. Принципиальный (стратегический) план исследования. Варианты стратегий исследовательского поиска. 12.Общий и рабочий план исследования, их назначение и содержание. 13.Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования. 14.Виды опроса, достоинства и недостатки. 15.Классификация интервью. 16.Процедура проведения интервью (беседы). 17.Достоинства и недостатки присущие методу интервью. Функции интервьюера в социальной работе. 18.Анкета социологического исследования, ее основные части и содержание. 19.Виды анкетирования. 20.Классификация вопросов анкеты по конструкции ответов 21.Классификация вопросов анкеты по форме. Выбор формы вопроса. 22.Классификация вопросов анкеты по целям и содержанию. 23.Правила проверки формулировок вопросов. Правила проверки композиции анкеты. 24.Классификация документов по источнику информации. 25.Классификация документов по способу фиксирования. 26.Классификация документов с точки зрения подлинности и истинности 27.Сбор биографического материала. Отличие личных и безличных документов от официальных и неофициальных. 28.Приемы качественно-количественного анализа документов. 29.Выбор необходимых видов документов, проблемы с которыми сталкивается исследователь. 30.Основные процедуры контент-анализа. 31.Выбор категорий и единиц контент-анализа. 32.Критерии, предъявляемые к категориям контент-анализа. 33.Достоинства и недостатки метода анализа документов 34.Сущность и особенности метода тестов. 35.Процесс наблюдения в социальных науках и наблюдение в естественных науках: сходство и отличие. Общие черты, присущие социологическому и естественному наблюдению. 36.Контролируемое и неконтролируемое наблюдение. 37.Возможные направления наблюдения при проведении неструктурализованного наблюдения. Направления структурализованного наблюдения. 38.Виды наблюдения в зависимости от «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации. 39.Основные этапы процесса наблюдения. Работа, осуществляемая на каждом этапе. Типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдения. 40.Место и роль эксперимента в социальной работе. 41.Классификация экспериментов по специфике поставленных задач и по характеру экспериментальной ситуации. 42.Классификация экспериментов по характеру объекта и предмета исследования. 43.Виды графического изображения статистических данных используемых в ходе интерпретации социологической информации. 44.Пути и формы внедрения результатов исследований в социальной работе. 45.Структура, язык и стиль дипломного исследования. 46.Основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований.
Б) Практическая часть 1. Представить и охарактеризовать (по выбору студента) таблицу, тест или презентацию: «Классификация исследований в социальной работе». 2. Представить и раскрыть схему: «Этапы научного исследования в социальной работе». 3. Представить макет программы исследования по теме: «Социальная работа с многодетной семьей». 4. Обосновать выборку (понятие, классификация, вид) своем курсовом исследовании. 5. Разработать, провести и представить результаты анкетирования студенческой аудитории на тему: «Ценностные установки молодежи». 6. Составить план проведения фокус-группы с волонтерами группы «Мириады» по проблеме социального милосердия. 7. Разработать план проведения опроса экспертов на период практики в социальном учреждении по теме своего исследования 8. Провести (по выбору студента): психологическое тестирование на выявление уровня тревожности у студентов 1-го курса или социометрию на выявление лидера у студентов 2-го курса ИПиУ. 9. Составить схему: «Виды документов». Создать папку документов различного вида для традиционного анализа документов по теме своего исследования. 10.Выбрать единицу и провести контент-анализа по теме своего исследования. 11.Представить и защитить программу наблюдения по теме своего курсового исследования. 12.Составить программу научного эксперимента по теме своего исследования. 13.Разработать схему «Виды моделирования в исследовании по социальной работе». Обосновать применение метода моделирования применительно к своему исследованию 14.Представить научный материал по теме своего исследования с примерами его теоретического анализа и синтеза как на основе применения индукции, так и дедукции. 15.Составить схемы: «Количественный анализ данных», «Качественный анализ данных». 16.Привести примеры количественного и качественного анализа данных в своем исследовании. 17.Составить тест или презентацию: «Основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе». 18.Предоставление глоссария по предмету. 19. Написание реферата (см. приложение 3). 20.Написание отзыва на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение 5). 21.Написание аннотации на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение 2). 22.Написание рецензии на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение (4).
Темы рефератов 1. Особенности научных исследований в социальной работе. 2. Виды исследований в социальной работе. 3. Методика подготовки и проведения анкетного опроса в социологическом исследовании. 4. Методика подготовки и проведения интервью в социологии. 5. Методика подготовки и проведения наблюдения в социологическом исследовании. 6. Методика подготовки и проведения эксперимента в социологическом исследовании. 7. Количественный анализ данных в социальных исследованиях. 8. Качественный анализ данных в социальных исследованиях. 9. Графические методы предоставления эмпирических данных в социологическом исследовании. 10.Применение математических методов в социологическом исследовании. 11. Применение статистических методов в социологическом исследовании.
Приложение 2 Рекомендации при работе над аннотацией Прочтите текст, составьте план (разбейте текст на смысловые части, выделите в каждой главную мысль и сформулируйте ее своими словами). Перечислите ведущие положения, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста. В аннотации применяйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.п.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание; важный вопрос; актуальный вопрос; убедительно доказывает; детально анализирует и т.п.). Приложение 3 Рекомендации по написанию реферата Реферат – вид самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Это письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций; содержания научного труда; содержания литературы по заданной теме. Студент должен раскрыть суть исследуемой проблемы. Изложение материала должно иметь проблемно-тематический характер. Этапы работы над рефератом: · подбори изучение основных источников, опираясь на предложенный список литературы (5 – 10 источников). Возможно написание по одному источнику (монография). · составление библиографии; · обработка и систематизация информации; · разработка плана реферата; · написание реферата. Структура реферата. · Титульный лист; · Оглавление, в котором излагаются пункты плана с указанием страницы, с которой начинается пункт. · Реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется суть проблемы, цель и задачи реферата, дается краткая характеристика используемой литературы. · В основной части реферата реализуются задачи исследования: в соответствии с планом последовательно и доказательно. В основной части могут быть представлены таблицы, схемы и графики. · В заключительной части автор делает выводы, исходя из цели и задач работы. Требования к оформлению реферата. Объем реферата – 10-15 печатных страниц. Стиль изложения – аналитический (анализ источников, сравнение и сопоставление ведущих положений, обобщение), стиль должен быть литературным. Обязательны построчные ссылки на использованную литературу. Список литературы по правилам библиографического описания должен завершать работу. Критерии оценки реферата. - Соответствие содержания теме и оглавлению. - Глубина проработки материала. - Логичность изложения. - Полнота использования источников. - Наличие ссылок на источники. - Культура письменной речи. - Соответствие оформления реферата ГОСТу. Приложение 4 Рекомендации по написанию рецензии Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследованиях, оценивается качество изложения. Объем рецензии должен составлять 2-3 страницы печатного текста Рецензия на статью/реферат должна включать в себя следующую информацию: 1. полное название работы, должность автора работы, Ф.И.О. автора 2. краткое описание проблемы, которой посвящена работа 3. степень актуальности предоставляемой статьи 4. наиболее важные аспекты, раскрытые автором в работе 5. критическую оценку работы (соответствие содержания работы ее теме; степень достижения целей исследования; полнота, глубина и обоснованность решения поставленных в работе задач) 6. выражение собственного мнения рецензента 7. Ф.И.О. рецензента, специальность, курс, дата, подпись Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью / реферат:
Приложение 5 Рекомендации по написанию отзыва на научно-учебную (научную) работу 1. Полное название работы, Ф.И.О. автора 2. Объем работы: количество страниц_______ приложений____,схем ______, рисунков____, таблиц _______, графиков_____ , прочее____ 3. Цель и задачи исследования 4. Актуальность: теоретическая, практическая значимость темы исследования 5. Соответствие содержания работы теме полноту, глубину и обоснованность решения поставленных задач 6. Степень самостоятельности (умение отбирать, обобщать, анализировать материал, пользоваться специальной литературой, делать выводы при выполнении работы 7. Общее заключение 8. Дата, подпись
![]() |