Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Классификация необычных уроков русского языка



Обобщение опыта

по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Учителя русского языка и литературы

Барановой Э.А.

 

 

г. Николаевск-на-Амуре

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Оглавление

2. Введение

3. Классификация необычных уроков русского языка

4.Уроки-путешествия

5. Игровые уроки

6.Уроки самостоятельной работы

7.Интегрированные уроки

8. Разработки уроков

9.Результативность использования нетрадиционных методов работы

10. Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский.

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Как же сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой.

Цель работы по теме самообразования:изучение ииспользование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков русского языка, задачей которых является воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Актуальность темы самообразования :снижение интереса к родному языку, низкий уровень грамотности.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Нетрадиционные уроки

1. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.

2. Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета, турнир, деловая или

ролевая игра, викторина.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, лингвистическое исследование.

4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение.

5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, телепередача, устный журнал.

6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

Классификация необычных уроков русского языка

 


II. УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:

· Урок-путешествие

· Урок - заочная экскурсия

· Урок-экскурсия

Методика проведения:

· Ученики получают задания заранее – подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.

· Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.

· Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.

 

III. ИГРОВЫЕ УРОКИ:

· Урок – деловая игра

· Урок – ролевая игра

Методика проведения:

· За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.

· В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов.

· Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ.

· В конце урока все участники получают оценки.

 

IV. УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

· -Урок-исследование;

· - Урок-эксперимент;

· - Лабораторная работа;

· - Проектная работа.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:

Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа языкового материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки- инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь. На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом).

 

V. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:

· Русский язык – изобразительное искусство

· Русский язык – литература

· Русский язык – биология (естествознание)

· Русский язык – информатика

· Русский язык (научный стиль речи) – любой предмет

 

Методика проведения:

· Интеграция учебных предметов – это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя-словесника. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.

· Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.

 

VI. Разработки уроков.

 

Лабораторная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

Класс.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.

Оборудование:раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические «Тетради-справочники», учебник «Русский язык. 8 класс»

 

Тип урока:урок освоения нового материала.

Девиз урока: «От творчества учителя - к творчеству ученика».

 

Ход урока:

I. Оргмомент.Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в «Тетради – справочнике».

 

II. Проведение инструктажа(знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока):

Карточка-инструкция:

  • Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии)

Н. Лаздан

***

Я не учёный.

Я поэт.

Поэзия – моя судьба

и сила.

Поэма, ода и сонет –

Вот лирики могучие светила.

Светить – задача мудреца.

Понятно всем, как

Дважды два – четыре.

Слагать стихи – нести свой крест Творца.

Поэт не Бог.

Он – светофор.

Регулировщик –

Лира…



Просмотров 1271

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!