![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тире между подлежащим и сказуемым
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует. Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.
III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. В ходе работы учащиеся заполняют в «Тетради – справочнике» таблицу. Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):
IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя». Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (К.Г.Паустовский) Работа над деформированными предложениями. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках). Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания. 1. Бедность не поро... 2. М..лчать потворств..вать злому делу. 3. Учен..е свет а неучен..е тьма. 4. Знания в юности это мудр..сть в старост... 5. Ж..знь как страшный сон. 6. Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»). V. Развитие речи.(Творческая работа выполняется обучающимися дома). Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц. - Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение). - Какова композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).
VI. Рефлексия. Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы из серии «Заморочки из бочки»:
Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по «Тетради- справочнику», сочинение – миниатюра (тема по выбору обучающегося). Примечание: оцениваются все конспекты (таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, за сочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе «О скверном и святом» Цель:
Оборудование: Сборник стихов Э. Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова «О скверном и святом»), запись темы и эпиграфа урока на доске.
Тип урока:урок-диспут.
До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения. В связи с этим класс делится на группы единомышленников.
Ход урока
Начать наше занятие мне хотелось бы с одной легенды о языке. (Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе - Какой вывод можно сделать на основании данной легенды? (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). - Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Обращение к теме занятия – «О скверном и святом…» - К какой категории слов относятся подобные слова? (антонимы) В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: «святое» и «скверное». Занятие мы проведём в форме диспута или дискуссии, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы): - Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории «святых» (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2 – 10 слов из разряда «скверных» (затем учащиеся оглашают списки слов). - Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и «стушевались», называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую «сниженную» лексику, в т.ч. и нецензурную). Звучит аудиозапись Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова «Дикарь», мы встречаем повсеместно. ( Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).
Анатолий Лысов Дикарь. Я видел нынче дикаря Пусть лексикон дикарский пуст,- И говорил с ним даже, Зато как речь цветиста: Но, откровенно говоря, Что шаг, то мат слетает с уст О нём всего не скажешь. Такого «шаг-матиста».
Сказать лишь можно, что с лица Дикарь на площади. Он рад И не дикарь он вовсе: стать мастером особым, Не носит он в носу кольца Чтоб сделать трёхэтажный мат Монет в ушах не носит. Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать И дикарей вокруг щадят, Словами можно тоже: Обходят стороною, Он по одёжке, так сказать, Как будто речь на площадях На всех на нас похожий. Должна стать площадною.
Но передать его язык А надо, что ни говори, Поэт не правомочен: Пресечь их брань вначале – В таком бы случае мой стих Пресечь, покуда дикари Был сплошь из многоточий. Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный «мате-матик».
Словарно-семантическая работа: подбор слов - синонимов к слову «скабрёзный» (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный). - Как относиться к тому, что «язык подонков и блатарей» грозит стать нормой? - Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике? (Выступление учащегося с анализом анкетирования школьников по данной проблеме). Дискуссия на тему: «Можно ли употреблять нецензурные выражения?» Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:
- Чьи аргументы показались вам более убедительными? - Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.
Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом». Э.Асадов. О скверном и святом. Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Нашлись другие. Взяли подхватили И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! 1970 г. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов. - Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат») - Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова ). - Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей) - На каких исторических фактах оно базируется? Лекция: «Из истории русского мата» . Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире,- и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать». Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа? Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику). Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности. Вот как об этом говорится в первом духовном (церковном) стихе «Пьяница»: Который человек хоть однажды По матерну взбранится, В шутках или не в шутках, Господь почтёт за едино. Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием. В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником. В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – «то есть жидовское слово» – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца. Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига). Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – «Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам», приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» – Мать-Земля: -Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом… -Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом. -Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение. В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: «…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби». В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского: И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.) Таким образом, слова «проклятие» и «заклинание» - слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова. Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле «родителей». В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода. Подведение итогов занятия. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное». (Л.И. Скворцов). Чтение учителем стихотворения «Слова» (автор не известен) Словно травы шелестят слова. Как слова и травы в жизни схожи! Говорим: целебная трава – Есть слова целительные тоже. Есть слова, исполненные яда, Есть простые, словно васильки, А порой, с собою нету слада, Если всходят в речи сорняки. Есть слова пьянящие, как розы, Есть сухие, как степной ковыль, Есть слова, рождающие слёзы, - Горькие слова, слова – полынь. Словом можно душу искалечить, Словом можно раны исцелить, Тяжкий груз недобрых слов на плечи Берегитесь ближнему взвалить! Я смотрю на луг, в цветы одетый, Как прекрасен сочных трав покров! Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых слов!
- Давайте дарить букеты из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.
Домашнее задание: изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный.
![]() |