![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Перевод и исправление румбов
Прежде чем изучать этот вопрос, мы должны себе четко представлять: северная часть оси вращения Земли - это истинный северный полюс. Этот истинный северный полюс не совпадает с магнитным, то есть тем полюсом, на который указывает стрелка компаса. Они отстоят друг от друга на значительное расстояние. И этот полюс мы назовем магнитным. (Причем магнитный полюс дрейфует, изменяет свое положение относительно истинного). Однако в условиях корабля (кругом ведь железо, электрические приборы) компас все-таки не покажет нам магнитный полюс. Вернее, покажет, но не на него, а на компасный полюс, грубо выражаясь. А нам нужен всегда истинный полюс. Поэтому мы должны научиться исправлять показания приборов и находить истинный полюс. Истинный курс (ИК) - угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью корабля. Истинный пеленг (ИП) - угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект. Обратный истинный пеленг (ОИП) - отличается от ИП на 180°. Курсовой угол (КУ) - угол между носовой частью диаметральной плоскости корабля и направлением на объект; измеряется от 0 до 180° в сторону правого и левого борта или по часовой стрелке от 0 до 360°. КУ правого борта имеет знак "плюс", КУ левого борта - знак "минус". Зависимость между ИК, ИП и КУ: ИК = ИП - КУ; ИП = ИК + КУ; КУ = ИП - ИК. Компасный, гирокомпасный курс (КП, ГКК) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля. Компасный, гирокомпасный пеленг (КП, ГКП) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и направлением на объект. Поправка компаса (гирокомпаса) D К (D ГК) - угол между истинным и компасным (гироскопическим) меридианами. Восточная (остовая) D К (D ГК) имеет знак "плюс", западная (вестовая) - "минус". ИК = КК + D К. ИК = ГКК - D ГК. ИП = КП + D К. ИП = ГКП + D ГК. КК = ИК - D К. ГКК = ИК - D ГК. КП = ИП - D К. ГКП = ИП - D ГК. Магнитное склонение (d) - угол между истинным и магнитным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточное имеет знак "плюс", западное - "минус"; d снимается с карты в районе плавания и приводится к году плавания. Магнитный курс (МК) - угол между северной частью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля. Магнитный пеленг (МП) - угол между северной частью магнитного меридиана и направлением на объект. Девиация магнитного компаса (d) - угол между магнитным и компасным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточной (остовой) - приписывается знак "плюс", западной (вестовой) - "минус". Девиация определяется опытным путем и сводится в таблицу, откуда для каждого курса она и выбирается. МК = КК + d ; КК = МК - d ; МП = КП + d; КП = МП - d ; D МК (D К) = d + d ; d = D МК - d ; d = ИК - МК = ИП - МП. d = МК - КК = МП - КП.
При оценке качества навигационного оборудования исходят из следующих общих характеристик СНО. Точность, обеспечиваемая СНО при определении места, характеризуется погрешностью в измерении навигационного параметра (пеленга, угла, расстояния) и в определении места. Дальность действия СНО зависит от его принципа действия и должна обеспечивать определение места в любой точке оборудуемого района. Быстродействие (время, затрачиваемое на определение места) зависит от принципа действия СНО, уровня автоматизации бортовой аппаратуры и может колебаться в широких пределах: от десятых долей секунды до нескольких минут. Надежность СНО — свойство оборудования выполнять заданные функции в определенных условиях эксплуатации при сохранении значений основных характеристик в установленных пределах. Критерии: наработка на отказ, вероятность безотказной работы, среднее время восстановления. Помехоустойчивость СНО — способность сохранять свои основные характеристики в условиях естественных и искусственных помех. Автономность СНО — способность действовать определенный период без обслуживания. Классифицируют СНО по различным признакам: • по дислокации — космические, береговые, морские (плавучие и подводные); • по используемому физическому полю — зрительные (оптические), радиотехнические, акустические, электромагнитные; • по происхождению — искусственные и естественные; • по режиму работы — работающие непрерывно, работающие по расписанию, работающие по заявке, работающие по запросу; • по виду источника света — электрические, ацетиленовые, газосветные, люминесцентные, лазерные, светоотражающие; • по виду измеряемого навигационного параметра — азимутальные, стадиометрические, гиперболические, угломерные; • по физическому принципу измерения — амплитудные, фазовые, импульсные, импульс но-фазовые, частотные. Кроме того, СНО могут быть: активные и пассивные, стационарные и временные, обслуживаемые и автоматические, светящие и несветящие, точечные и протяженные, одиночные и работающие в группе. Различные виды СНО удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям в различной степени. Так, зрительные СНО просты по устройству, обеспечивают высокую точность определений места, однако дальность их действия ограничена и зависит от условий видимости. Радиотехнические СНО обеспечивают обсервации на больших расстояниях с высокой точностью, однако, требуют сложной и дорогостоящей бортовой аппаратуры и весьма чувствительны к помехам. Очевидно, что с помощью СНО одного какого-либо типа решить все задачи в любых условиях невозможно. Поэтому как при навигационном оборудовании, так и при мореплавании стремятся соблюдать принцип комплексиро-вания различных СНО.
Промахи в наблюдениях сразу же обнаруживаются из-за появления большого треугольника погрешностей. Чтобы убедиться, что причиной этого не является промах, измерения пеленгов повторяют, а расчеты проверяют. Когда имеется уверенность в правильности опознания ориентиров и в отсутствии грубых погрешностей в пеленгах, а треугольник получается большим, то это свидетельствует о погрешности в принятой поправке компаса. Чтобы исключить такую погрешность, поступают следующим образом (рис. 18.4): • все пеленги изменяют на 3—5° в ту или иную сторону, и после прокладки они образуют новый треугольник погрешностей; • через сходственные вершины старого и нового треугольников погрешностей проводят линии, а точку их пересечения (М) принимают за обсервованное место судна, свободное от влияния систематической погрешности в поправке компаса ΔК; • точку М соединяют с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса ΔК= ОИП— ОКП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе. Наиболее характерное расположение треугольников погрешностей, полученных первоначально и после прокладки измененных пеленгов, показано на рис. Случайные погрешности пеленгования и прокладки на карте измеренных пеленгов обычно невелики (тпел = 0,5 - 0,7°). Поэтому треугольник погрешностей на путевой навигационной карте при расстояниях до ориентиров 10—12 миль получается незначительным. Его стороны, как правило, не превышают 5—7 мм. Если треугольник близок к равностороннему, то обсервованное место принимается в его середине. При равнобедренном и косоугольном треугольниках вероятнейшее место судна принимается ближе к меньшей стороне и углу, более близкому к прямому (на пересечении медиан). Точность обсервованного места может быть оценена радиальной средней квадратической погрешностью M0, которая рассчитывается по формуле
Измерители времени. Служба времени на судне. Хронометр, устройство и правила обращения с ним. Ход хронометра и его изменение. Определение поправок, суточного хода и вариации суточного хода. Измерителями эталонного времени и его хранителями являются механические и кварцевые хронометры; но распространяется к местам наблюдений палубными часами и секундомерами. Судовое время воспроизводится судовыми часами — механическими или системой электрических часов, работающих от центрального датчика. Судовая служба времени должна обеспечить выполнение следующих задач: хранение точного времени на судне; распространение его по объектам; получение точного времени на любой момент (что требуется для навигационных и астрономических наблюдений, связи с берегом, для судовой службы и нужд экипажа и пассажиров); выполнение различных расчетов, связанных со временем, например перестановка часов, освещенность, эксплуатационные расчеты времени и т. п. Для выполнения этих задач на судне имеются измерители времени, радиоаппаратура для приема сигналов времени, а также осуществляются организационные мероприятия — служба времени. Судовая служба времени находится в ведении третьего помощника и контролируется старшим помощником и капитаном. Рассмотрим ' порядок выполнения основных задач службы времени. Наблюдение за хранением точного гринвичского времениTTV>. Хранение точного времени обеспечивается хронометрами: механическим или кварцевым, а в некоторых случаях и палубными часами. На судах дальнего плавания должны быть два хронометра, на судах малого плавания — один. Желательно иметь также одни палубные часы. Хронометры должны быть поставлены по Тгр, идти непрерывно и при соблюдении рекомендаций обеспечивать расчет ТГр До ±0,5С. Хронометры нельзя вынимать из штурманского стола, следует следить, чтобы не нарушались условия хранения (температура + 20°, отсутствие сильных магнитных полей, вибраций, ударов). При сильном повышении влажности следует накрыть ящик дополнительным шерстяным чехлом. Все наблюдения по хронометру осуществляются через верхнюю стеклянную крышку. Работа хронометра проверяется ежесуточно по его ходу — он не должен превышать 4е и по изменению хода — вариации, которая должна быть порядка ±0,5е и не более 2,3е. При нарушении этих условий или при порче хронометра его останавливают и сдают на ремонт в навигационную камеру. Ремонт хронометра или его регулировка на судне запрещается. Примечание. При длительной стоянке или отстое судна хронометр можно остановить, но за 3 суток до выхода в рейс его следует пустить и проверить работу. Прием радиосигналов времени, ведение хронометрического журнала.При приеме сигналов времени отметку момента лучше производить непосредственно по хронометру, а не по секундомеру, для чего сигналы должны транслироваться к месту хранения хронометров. Поправку хронометра принимают ежедневно и вносят в журнал. В журнал также заносят вычисленные суточный ход, вариацию и ΔГК. Наблюдение за хранением судового времени(Тс)- Судовые часы, установленные в штурманской рубке и машинном отделении, должны показывать Тс с точностью до 0,5м без введения поправки и не рассогласовываться больше, чем на эту величину. Часы в других помещениях должны показывать Тс до 1м. Часы в радиорубке идут по московскому времени с точностью до 6е. Проверку показаний судовых часов производит третий помощник. Проверка показаний и согласование судовых часов. Проверку часов производят с помощью «контрольных часов» — хороших часов с центральной секундной стрелкой, выверенных по хронометру до 5е. Судовые часы должен проверять ежедневно третий помощник. Результаты проверки и регулировки записывают в «журнал (блокнот) часов», где указывают поправку, ход и смещение регулятора: в сторону П — прибавить ход или У — убавить ход. Завод часов производят раз в неделю. За показаниями часов в штурманской рубке должны следить все вахтенные помощники. Согласование показаний часов в штурманской рубке и машинном отделении производят (кроме общей проверки) перед отходом и приходом, перед проходом уз-костей, выполнением маневров и входом в туман. . Перевод стрелок судовых часов при пересечении границ пояса. Стрелки всех судовых часов (кроме хронометров и часов в радиорубке) переставляют при переходе границ пояса на 1 ч вперед при следовании к £ и назад — при следовании к И. Переставляют часы по указанию капитана в зависимости от обстоятельств плавания. Перестановку выполняют с помощью контрольных часов и сразу на 1ч. Переставлять часы удобнее вечером или ночью. Перестановку часов на стандартное время порта производят при подходе к нему по указанию капитана. О перестановке часов производится запись в судовом журнале. Смена даты при пересечении линии смены дат. При пересечении линии смены дат судно продолжает следовать до полуночи, не меняя ее. Для астрономических наблюдений в это время долготу считают сверх 180° в прежнем направлении. В полночь, следующую за переходом, при следовании Е курсами дату повторяют, при следовании W курсами дату увеличивают сразу на два дня. Проверка секундомеров.Проверку производят пуском секундомера по хронометру на 0е любой минуты и остановкой через 15м, также на 0е. Для секундомеров, применяемых в астрономических наблюдениях, расхождения не должны превышать 0,6е. Механический морской хронометр. 7.— корпус хронометра и крышка; 2 — карданов подвес; 3 — стопор подвеса; 4 — циферблат завода; 5 — заводной ключ. Хронометром называются высокоточные переносные часы с пружинным маятником, позволяющие получать достаточно точное время Ггр в течение длительного промежутка времени. Хронометр состоит из следующих основных узлов: двигателя, спуска (хода), регулятора (маятника) и счетчика со стрелками. Обращение с хронометром. Хронометр — точный измерительный прибор. Он состоит из ряда тонких деталей, чувствительных ко всякого рода внешним воздействиям. При транспортировке хронометра соблюдают ряд предосторожностей. Его балансир осторожно заклинивают двумя пробковыми клинышками, карданов подвес прочно стопорят и проверяют, хорошо ли завернуты контргайки его винтов. При перевозке хронометр держат в руках, оберегая его от сотрясений. При переноске и перестановке хронометра в пределах одного помещения его берут за боковые ручки двумя руками. На дальние расстояния хронометр переносят, держа его за ремень, прикрепленный к внешнему футляру. В обоих случаях на время переноСки хронометра карданов подвес стопорят. Во время переноски хронометр нужно тщательно оберегать от сотрясений, ударов и резких поворотов. От резкого поворота секундная стрелка может проскочить сразу два деления, вследствие чего изменится его поправка. . Хранятся хронометры в сухих помещениях с постоянной комнатной температурой, вдали от электромоторов и генераторов, создающих мощные электрические поля. Кроме того, хронометры оберегаются от вибраций и сотрясений и поэтому их не помещают вблизи машинных'и котельных установок, электрических лебедок, вентиляторов и т. п. Нельзя помещать хронометр вместе с химическими продуктами, которые могут вредно подействовать на его детали. При приемке хронометра обращают внимание на его комплектность, наличие аттестата. На судне хронометр помещается в ходовой рубке в специальном ящике штурманского стола. Внутри ящика установлен на спиральных пружинах второй ящик, дно и стенки которого покрыты мягкой обивкой. В этом ящике находится хронометр, максимальный и минимальный термометры, показания которых ежедневно записываются при заводе хронометра. Из показаний обоих термометров выводится среднее суточное значение температуры. Хронометр, как правило, никогда не вынимают из ящика штурманского стола. Для проведения отсчетов открывают крышку ящика и верхнюю крышку футляра; когда отсчеты произведены, крышки закрывают. Заводят хронометр всегда в одно и то же время. Строгое соблюдение часа завода гарантирует более правильную работу часового механизма. Завод производится только штурманским составом судна. При заводе хронометр медленно и осторожно поворачивают в кардановом подвесе на бок. Твердо удерживая его в левой руке, правой поворачивают по ходу часовой стрелки заслонку, закрывающую заводную головку улитки. Надев ключ на головку, дают ему 7—7,5 полуоборотов против хода часовой стрелки. Затем вытаскивают ключ и осторожно ставят хронометр в исходное положение. Во всех случаях пользования хронометром необходимо помнить, что только в горизонтальном положении хронометр дает правильные показания. В противном случае неминуемы значительные колебания хода. На практике иногда заводят хронометр до указателя завода 8 ч. Но общим правилом это считать нельзя. Наилучший участок пружины устанавливается только при исследовании хронометра. Считается совершенно обязательным, заводя хронометр, всегда доводить стрелку специального указателя до одного и того же исходного положения. До и после завода хронометры сличают, чтобы убедиться, что после завода они не изменили своих показаний. Для перевода стрелок хронометр берут на стопор, отвинчивают его стеклянную крышку, и, надев ключ на квадратную головку оси минутной стрелки, осторожно переводят стрелки в направлении их обычного движения. При переводе следят за тем, чтобы минутная и секундная стрелки были согласованы, т. е. минутная стрелка должна быть поставлена на минутный штрих в тот момент, когда секундная будет на нуле. После согласования вынимают ключ, навинчивают стеклянную крышку и освобождают стопор. Для пуска остановившегося хронометра сообщают первоначальный толчок балансу, для чего не слишком резко повертывают хронометр вокруг его оси, примерно на 45—50°. Остановка хронометра на судне совершенно недопустима. Служба времени должна быть организована так, чтобы хронометр не останавливался. Срок непрерывного действия хронометра определяется в два года. После этого хронометр сдают в ремонтные мастерские для чистки и смазки и затем в Институт метрологии для проверки., Никакого, даже мелкого ремонта, связанного с разборкой и чисткой' хронометра, на судне не производят. Ход хронометра. Механизм хронометра или часов не может работать совершенно равномерно, поэтому время Тхр постепенно отклоняется от гринвичского, т. е. хронометр спешит или отстает. При этом его поправка непременно изменяется. Величина изменения поправки хронометра (или часов) за некоторый промежуток времени называется ходом его за этот промежуток. Ход хронометра считается положительным, если хронометр отстает, и отрицательным, если хронометр спешит относительно гринвичского времени. Суточным ходом со хронометра называется изменение поправки хронометра за одни сутки. Суточный ход хронометра со с его знаком получается, если из последующей поправки хронометра вычесть предыдущую и эту разность разделить на интервал между определениями, выраженный в сутках и их долях с точностью до .0,01д Вариацией ходаназывается разность двух смежных суточных ходов. Обычно вариация имеет разные знаки и представляет случайные колебания хода на величину ±0,5С; максимальная вариация не должна превышать 2,3е. Качество работы хронометра оценивается двумя показателями: величиной хода и средней вариацией. У хронометра первого класса ход не должен превышать ±2С, а средняя вариация ±0,2°. У хронометров второго класса, используемых на морском флоте, ход не должен превышать ±4С, а средняя вариация ±0,5С. Так как точность хранения времени на судне и получения Тгр на момент наблюдений зависят от устойчивости хода хронометра, то были выявлены факторы, влияющие на его ход. Наибольшее влияние на со оказывает изменение температуры, несмотря на специальное устройство маятника. Влияют также магнитные поля, влажность, изменение давления и внутренние причины: окисление, износ, смазка и другие, зависящие от продолжительности эксплуатации и качества хронометра. Расчет поправки хронометра (часов) на момент наблюдений.Поправка хронометра обычно определяется один раз в сутки, наблюдения же могут производиться несколько раз и не во время приема поправки, поэтому поправка должна быть приведена к моменту наблюдений, для чего последняя принятая поправка с помощью ώ экстраполируется на момент наблюдений, при этом предполагается, что вариация равна 0. Расчет поправки и на данный момент производят по формуле где ит — последняя поправка хронометра (из журнала); Поправкой хронометра называется разность между гринвичским средним временем и показанием хронометра в один и тот же момент Поправка может быть положительной (если хронометр позади) или отрицательной (если хронометр впереди, но величина ее не должна превышать ±6Ч. Однако практически невыгодно иметь большую поправку. Поэтому, если поправка велика, то стрелки хронометра переводят так, чтобы и была порядка Iм и со знаком «+». Перевод стрелок выполняют с помощью ключа, надетого на головку минутной и часовой стрелок, поворотом их «по ходу» вправо до нужного отсчета; секундную стрелку трогать нельзя.
![]() |