![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Международное заимствование и кредитование. Проблемы долговых обязательств США и стран Западной Европы. Российский внешний долг
Международное заимствование и кредитование – выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату процента за их использование. В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов. Основные инструменты международного заимствования и кредитования, находящие отражение в платежном балансе, следующие: · Торговые кредиты – требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщикам и покупателям по сделкам с товарами и услугами, и авансовые платежи за работу, которая осуществляется в связи с такими сделками. Торговые кредиты могут предоставляться как правительствами, так и частными предприятиями. Большинство этих кредитов – краткосрочные. · Займы– финансовые активы, возникающие вследствие прямого одалживания средств кредитором заёмщику, в результате которого кредитор либо не получает никакого письменного гарантийного обязательства от заемщика, либо получает долговую ценную бумагу. К числу займов относятся займы на финансирование торговли, другие займы и авансы, включая ипотечные займы, кредиты МВФ. Займы могут предоставляться и получаться денежными властями, правительством, банками и другими секторами и бывают краткосрочные или долгосрочные. · Валюта– банкноты и монеты, находящиеся в обращении и используемые для осуществления платежей. Национальная валюта, находящаяся в распоряжении нерезидентов, считается пассивом, а инвалюта, находящаяся в распоряжении резидентов – активом. Валюта может находиться в распоряжении денежных властей и банков. · Депозиты– деноминированные в местной или иностранной валюте переводные депозиты, которые беспрепятственно по первому требованию превращаются в наличные деньги и могут быть использованы как средство платежа. Депозиты резидентов за рубежом считаются пассивом, депозиты нерезидентов внутри данной страны – активом. Депозиты осуществляются денежными властями и банками. · Прочие активы и пассивы – все прочие виды движения капитала, например, взносы стран в международные организации. Межправительственные займыпредставляют собой, как правило, связанные займы, когда заемщики обязуются использовать средства, которые они получают, в стране-кредиторе. Самостоятельной формой финансовых потоков является экономическая помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Строго говоря, такого рода вывоз капитала не является инвестированием, так как не определяет в качестве цели получение дохода. Экономическая помощь называется официальным финансированием развития и делится на два подвида: официальную помощь развитию и официальное финансирование развития. Первый вид помощи (около 65%) предоставляется бесплатно, второй (около 35 %) – в виде льготных кредитов. Источником предоставления помощи являются бюджетные средства. Несмотря на кажущуюся безвозмездность, экономическая помощь обычно преследует конкретные цели, а именно: ü во многих случаях имеет связанный характер, т.е. предусматривает в качестве условия предоставления закупку товаров и услуг страной, получающей эту помощь; ü нередко направляется на осуществление крупных проектов, выгодных транснациональным корпорациям; ü часто используется для создания условий в стране-доноре, обеспечивающих в дальнейшем проникновение сюда частного бизнеса; ü способствует завоеванию страной-реципиентом рынка принимающей страны и его последующему удержанию. Таким образом, не имея в качестве прямой и непосредственной задачи обеспечение дохода, экономическая помощь косвенным образом способствует созданию условий для его последующего получения. Она занимает ведущее место в структуре государственных средств, тогда как в структуре движения частного капитала преобладающими являются облигационные займы и прямые капиталовложения. В последние годы наблюдается активный рост инвестирования посредством средне- и долгосрочного кредитования, т.е. в ссудной форме. Международный кредит способствует непрерывности производственных процессов, перераспределению капиталов между странами и отраслями производства, перемещению средств в более эффективные и прибыльные сферы экономики, увеличивает размеры накопления капитала и т.д. В российской практике такая форма инвестирования подпадает под определение «прочие инвестиции», т.е. такие, которые не являются ни прямыми, ни портфельными. К ним относятся: • торговые кредиты (кредитование экспорта и импорта); • кредиты, полученные от международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка, МБРР и т.д.); • банковские вклады зарубежных юридических лиц в национальных банках и национальных юридических лиц – в зарубежных банках; • прочие финансовые активы и пассивы, включая просроченные процентные платежи, невыплаченную заработную плату и налога и т.п. В общем виде долгосрочное кредитование означает предоставление банками кредитов покупателям машин и оборудования, а также кредитов государству. Среднесрочные кредиты используются для пополнения основного капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции. В роли главных заемщиков при этом выступают международные корпорации. Кредиты направляются, в том числе, и на финансирование операций по приобретению ценных бумаг с целью формирования портфеля или установления контроля. Таким образом, связь между предпринимательской и ссудной формами инвестирования достаточно тесная, а грань весьма условная. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1980-е годы крупные кредиты стали предоставляться под конкретные промышленные объекты, что фактически представляет собой прямое инвестирование. Расширение прямых инвестиций привело к возникновению и развитию международного производства, организационной формой которого стали транснациональные корпорации. Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте. Несмотря на ухудшение в 2014г. экономической ситуации в стране, введение западных санкций и падение курса рубля, внешняя задолженность РФ уменьшилась впервые за много лет. По данным Центробанка, совокупный внешний долг России на 1 января 2015г. составил 599,497 миллиардов долларов, снизившись на 17,7% в сравнении с прошлогодним показателем (728,864 миллиардов долларов). При этом «новый российский долг» сократился сразу на 33,5% – с 58,949 до 39,183 миллиардов долларов. Общая структура внешней задолженности России выглядит следующим образом. Долги органов государственного управления зарубежным кредиторам (госдолг) уменьшились за 2014г. на 32,8% – с 61,743 до 41,516 миллиардов долларов.(http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnoe-kreditovanie.html) Иностранные инвестиции в российской экономике, их структура, динамика и направления вложений, влияние на экономику. Причины колебаний оттока и притока иностранного капитала в России. Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами. Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Под прямыми иностранными инвестициями понимается: § приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ; § вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ; § осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. В настоящее время в России проводятся активные реформы во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в экономике. На этом этапе развития решающим условием быстрого подъема российской экономики является восстановление и рост инвестиций в разных отраслях производства и регионах государства, в том числе и иностранных инвестиций. Основная роль инвестиций в экономическом развитии определяется тем, что они способствуют накоплению общественного капитала, внедрению достижений науки и техники, благодаря чему создаются база для расширения производственных возможностей государства и их экономического роста. Иностранные инвестиции в Российской Федерации, по мнению многих аналитиков, должны дать дополнительный толчок в развитии экономики. Согласно данным Ernst & Young European Investment Monitor за 2013 год, Россия занимает третье место по инвестиционной привлекательности для иностранных корпораций[1]. По состоянию на конец 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $384,1 млрд, что на 6% больше по сравнению с 2012г [2]. Крайне неравномерным является распределение прямых иностранных инвестиций по регионам нашей страны. Можно выделить три основные уровня регионального привлечения иностранных инвестиций в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.
Большая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ – 62,22%. Значительная часть приходится на Северо-западный Федеральный округ – 10,61%, Уральский федеральный округ – 8,05%, Сибирский Федеральный округ – 7,69%. Меньше всего инвестиций поступило в Северо-кавказский Федеральный округ – 0,03%. На Южный Федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, на Приволжский Федеральный округ – 3,05%, на Дальневосточный Федеральный округ – 4,04%. Представленные данные свидетельствуют о неравномерном распределении иностранных инвестиций по регионам страны. Главной причиной такого неравномерного распределения иностранных инвестиций в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется большой ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развиты инфраструктура. Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот, предоставляют отсрочки по налоговым арендным и иным платежам и т.п. Решающими факторами при осуществлении инвестиций являются географическое и социально-экономическое положение региона. Стоит отметить, что на данный момент руководство страны уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока, и благодаря этому сегодня, по мнению иностранных инвесторов, Приморский край становится понятной территорий для инвестиций. Привлекательность Приморского края для бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала до 72 процентов против 58 процентов, расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран. Всего в экономике Приморья работают иностранные инвестиции на сумму около 800 миллионов долларов США. Важнейшие инвесторы – Германия (31%), Япония (25%), Республика Корея (10%), Китай (9%) . Согласно представленным сведениям Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция. (http://www.scienceforum.ru/2015/1053/15801) Экспорт капитала – это перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме в целях систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод. Можно выделить основные причины оттока капитала: 1) Относительный избыток капитала в стране; 2) Наличие в странах, куда экспортируется капитал более дешевого сырья и рабочей силы, т.е. стремление сэкономить на издержках производства; 3) Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья; 4) Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта; 5) Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль играют также экологические факторы – перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся. 6) Стабильная политическая обстановка и благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах. 7) Стремление получить выигрыш в области налогообложения, используя трансфертные цены В отношении России можно назвать ещё несколько значительных причин оттока капитала: 8) Частная непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, выраженная в коррупции. 9) Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов. 10) Несовершенство законодательной базы в России не гарантирует безопасного ведения бизнеса, но пугает отчасти даже не отсутствие законов, а не исполнение имеющихся. Приток капитала - это приобретение активов страны иностранными покупателями, а также кредиты в иностранных банках фирмами, деловыми предприятиями и отдельными гражданами данной страны. Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности. Позитивными причинами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются: • масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы; • начавшийся экономический рост; • сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции; • осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц; • дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации. http://xreferat.com/113/5421-1-inostrannye-investicii-i-ih-rol-v-ekonomike-rossii.html
![]() |