Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Международное заимствование и кредитование. Проблемы долговых обязательств США и стран Западной Европы. Российский внешний долг



Международное заимствование и кредитование – выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату процента за их использование.

В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов. Основные инструменты международного заимствования и кредитования, находящие отражение в платежном балансе, следующие:

· Торговые кредиты – требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщикам и покупателям по сделкам с товарами и услугами, и авансовые платежи за работу, которая осуществляется в связи с такими сделками. Торговые кредиты могут предоставляться как правительствами, так и частными предприятиями. Большинство этих кредитов – краткосрочные.

· Займы– финансовые активы, возникающие вследствие прямого одалживания средств кредитором заёмщику, в результате которого кредитор либо не получает никакого письменного гарантийного обязательства от заемщика, либо получает долговую ценную бумагу. К числу займов относятся займы на финансирование торговли, другие займы и авансы, включая ипотечные займы, кредиты МВФ. Займы могут предоставляться и получаться денежными властями, правительством, банками и другими секторами и бывают краткосрочные или долгосрочные.

· Валюта– банкноты и монеты, находящиеся в обращении и используемые для осуществления платежей. Национальная валюта, находящаяся в распоряжении нерезидентов, считается пассивом, а инвалюта, находящаяся в распоряжении резидентов – активом. Валюта может находиться в распоряжении денежных властей и банков.

· Депозиты– деноминированные в местной или иностранной валюте переводные депозиты, которые беспрепятственно по первому требованию превращаются в наличные деньги и могут быть использованы как средство платежа. Депозиты резидентов за рубежом считаются пассивом, депозиты нерезидентов внутри данной страны – активом. Депозиты осуществляются денежными властями и банками.

· Прочие активы и пассивы – все прочие виды движения капитала, например, взносы стран в международные организации.

Межправительственные займыпредставляют собой, как правило, связанные займы, когда заемщики обязуются использовать средства, которые они получают, в стране-кредиторе. Самостоятельной формой финансовых потоков является экономическая помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Строго говоря, такого рода вывоз капитала не является инвестированием, так как не определяет в качестве цели получение дохода. Экономическая помощь называется официальным финансированием развития и делится на два подвида: официальную помощь развитию и официальное финансирование развития. Первый вид помощи (около 65%) предоставляется бесплатно, второй (около 35 %) – в виде льготных кредитов. Источником предоставления помощи являются бюджетные средства. Несмотря на кажущуюся безвозмездность, экономическая помощь обычно преследует конкретные цели, а именно:

ü во многих случаях имеет связанный характер, т.е. предусматривает в качестве условия предоставления закупку товаров и услуг страной, получающей эту помощь;

ü нередко направляется на осуществление крупных проектов, выгодных транснациональным корпорациям;

ü часто используется для создания условий в стране-доноре, обеспечивающих в дальнейшем проникновение сюда частного бизнеса;

ü способствует завоеванию страной-реципиентом рынка принимающей страны и его последующему удержанию.

Таким образом, не имея в качестве прямой и непосредственной задачи обеспечение дохода, экономическая помощь косвенным образом способствует созданию условий для его последующего получения. Она занимает ведущее место в структуре государственных средств, тогда как в структуре движения частного капитала преобладающими являются облигационные займы и прямые капиталовложения.

В последние годы наблюдается активный рост инвестирования посредством средне- и долгосрочного кредитования, т.е. в ссудной форме.

Международный кредит способствует непрерывности производственных процессов, перераспределению капиталов между странами и отраслями производства, перемещению средств в более эффективные и прибыльные сферы экономики, увеличивает размеры накопления капитала и т.д.

В российской практике такая форма инвестирования подпадает под определение «прочие инвестиции», т.е. такие, которые не являются ни прямыми, ни портфельными. К ним относятся:

• торговые кредиты (кредитование экспорта и импорта);

• кредиты, полученные от международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка, МБРР и т.д.);

• банковские вклады зарубежных юридических лиц в национальных банках и национальных юридических лиц – в зарубежных банках;

• прочие финансовые активы и пассивы, включая просроченные процентные платежи, невыплаченную заработную плату и налога и т.п.

В общем виде долгосрочное кредитование означает предоставление банками кредитов покупателям машин и оборудования, а также кредитов государству.

Среднесрочные кредиты используются для пополнения основного капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции. В роли главных заемщиков при этом выступают международные корпорации.

Кредиты направляются, в том числе, и на финансирование операций по приобретению ценных бумаг с целью формирования портфеля или установления контроля. Таким образом, связь между предпринимательской и ссудной формами инвестирования достаточно тесная, а грань весьма условная. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1980-е годы крупные кредиты стали предоставляться под конкретные промышленные объекты, что фактически представляет собой прямое инвестирование.

Расширение прямых инвестиций привело к возникновению и развитию международного производства, организационной формой которого стали транснациональные корпорации.

Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте.

Несмотря на ухудшение в 2014г. экономической ситуации в стране, введение западных санкций и падение курса рубля, внешняя задолженность РФ уменьшилась впервые за много лет.

По данным Центробанка, совокупный внешний долг России на 1 января 2015г. составил 599,497 миллиардов долларов, снизившись на 17,7% в сравнении с прошлогодним показателем (728,864 миллиардов долларов).

При этом «новый российский долг» сократился сразу на 33,5% – с 58,949 до 39,183 миллиардов долларов.

Общая структура внешней задолженности России выглядит следующим образом.

Долги органов государственного управления зарубежным кредиторам (госдолг) уменьшились за 2014г. на 32,8% – с 61,743 до 41,516 миллиардов долларов.(http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnoe-kreditovanie.html)

Иностранные инвестиции в российской экономике, их структура, динамика и направления вложений, влияние на экономику. Причины колебаний оттока и притока иностранного капитала в России.

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

§ приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;

§ вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;

§ осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

В настоящее время в России проводятся активные реформы во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в экономике. На этом этапе развития решающим условием быстрого подъема российской экономики является восстановление и рост инвестиций в разных отраслях производства и регионах государства, в том числе и иностранных инвестиций. Основная роль инвестиций в экономическом развитии определяется тем, что они способствуют накоплению общественного капитала, внедрению достижений науки и техники, благодаря чему создаются база для расширения производственных возможностей государства и их экономического роста. Иностранные инвестиции в Российской Федерации, по мнению многих аналитиков, должны дать дополнительный толчок в развитии экономики. Согласно данным Ernst & Young European Investment Monitor за 2013 год, Россия занимает третье место по инвестиционной привлекательности для иностранных корпораций[1]. По состоянию на конец 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $384,1 млрд, что на 6% больше по сравнению с 2012г [2].

Крайне неравномерным является распределение прямых иностранных инвестиций по регионам нашей страны. Можно выделить три основные уровня регионального привлечения иностранных инвестиций в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

 

Большая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ – 62,22%. Значительная часть приходится на Северо-западный Федеральный округ – 10,61%, Уральский федеральный округ – 8,05%, Сибирский Федеральный округ – 7,69%. Меньше всего инвестиций поступило в Северо-кавказский Федеральный округ – 0,03%. На Южный Федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, на Приволжский Федеральный округ – 3,05%, на Дальневосточный Федеральный округ – 4,04%.

Представленные данные свидетельствуют о неравномерном распределении иностранных инвестиций по регионам страны.

Главной причиной такого неравномерного распределения иностранных инвестиций в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется большой ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развиты инфраструктура.

Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот, предоставляют отсрочки по налоговым арендным и иным платежам и т.п. Решающими факторами при осуществлении инвестиций являются географическое и социально-экономическое положение региона. Стоит отметить, что на данный момент руководство страны уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока, и благодаря этому сегодня, по мнению иностранных инвесторов, Приморский край становится понятной территорий для инвестиций. Привлекательность Приморского края для бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала до 72 процентов против 58 процентов, расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран.

Всего в экономике Приморья работают иностранные инвестиции на сумму около 800 миллионов долларов США. Важнейшие инвесторы – Германия (31%), Япония (25%), Республика Корея (10%), Китай (9%) .

Согласно представленным сведениям Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция.

(http://www.scienceforum.ru/2015/1053/15801)

Экспорт капитала – это перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме в целях систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод.

Можно выделить основные причины оттока капитала:

1) Относительный избыток капитала в стране;

2) Наличие в странах, куда экспортируется капитал более дешевого сырья и рабочей силы, т.е. стремление сэкономить на издержках производства;

3) Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья;

4) Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта;

5) Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль играют также экологические факторы – перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся.

6) Стабильная политическая обстановка и благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах.

7) Стремление получить выигрыш в области налогообложения, используя трансфертные цены

В отношении России можно назвать ещё несколько значительных причин оттока капитала:

8) Частная непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, выраженная в коррупции.

9) Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов.

10) Несовершенство законодательной базы в России не гарантирует безопасного ведения бизнеса, но пугает отчасти даже не отсутствие законов, а не исполнение имеющихся.

Приток капитала - это приобретение активов страны иностранными покупателями, а также кредиты в иностранных банках фирмами, деловыми предприятиями и отдельными гражданами данной страны.

Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.

Позитивными причинами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:

• масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

• начавшийся экономический рост;

• сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

• осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.

http://xreferat.com/113/5421-1-inostrannye-investicii-i-ih-rol-v-ekonomike-rossii.html



Просмотров 858

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!