Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Жизнь и деятельность Абая Кунанбаева



Абай Кунанбаев (1845-1904) был выдающимся мыслителем, про­светителем, поэтом и основоположником казахской письменной ли­тературы.

Будущий поэт родился в 1845 году в Чингисской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области. При рождении его нарекли именем Ибрагим. Но самые близкие люди стали называть его вторым именем Абай. Это имя означает «осмотритель­ный», «вдумчивый» и «внимательный».

Абай вырос в религиозной семье, глубоко почитающей каноны ис­лама. Его отец Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода то- быкты, хорошим знатоком русского языка. Общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках. Одним из первых занял должность старшего султана в Каркаралинском округе, не будучи султанского сословия. В конце своей жизни совершил хадж в Мекку, построил там для па­ломников из Казахстана отдельную гостиницу. Вернувшись из хаджа, он отошел от мирской жизни. Его дед Оскенбай был одним из самых уважаемых казахских биев Северо-Восточного Казахстана. Оставил после себя мудрые изрече­ния и назидания. К нему обращались казахи са­мых отдаленных родов. Прадед Абая Ыргызбай также был известным бием и батыром.

Абаю удалось одновременно учиться как в начальной мусульманской, так и светской рус­ской школе в городе Семипалатинске. Он был знаком с арабско-персидской и старотюркской литературой. Будущий поэт имел прекрасные познания в казахском обычном праве и исламе. Муллы даже опасались вступать с ним в споры и дискуссии. Абай считался прекрасным знатоком народного фольклора. Отец, желая подготовить из Абая будущего правителя, забирает его к себе в аул. А. Букейханов писал: «К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора (шешена), первого знатока народной жизни, ее юри­дических обычаев, зная на память многочисленные решения дел зна­менитыми биямн... представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов».

Будучи волостным управителем, он пытался решать все дела справедливо и честно. За это снискал глубокое уважение простого народа. Но постепенно Абай приходит к мысли, что проблемы общества следует решать не таки­ми способами. Он активно выступает поборником получения казахами знаний и образования.

Огромное влияние на формирование личности будущего поэта сыграло его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников на­ционально-освободительных движений, боровшихся за независимость своей родины. Это были представители наиболее образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были и представители оппозиционной к царизму русской интеллигенции. Не­мало было их и в Семипалатинске. Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. Это были Е. Михаэлис, А. Леонтьев, С. Гросс, А. Блек, П. Лобановский, Н. Коншин, Н. Долгополов и другие. Они нередко гостили у Абая. Именно через них казах­ский поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других.

Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Но впервые его имя становится широко известным с середины 80-х годов XIX века, когда он написал под своим именем стихотворение «Лето». Абай был автором таких поэтических и прозаи­ческих произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия» ... и другие. Он выступил основоположником письменной казахской ли­тературы.

Абай призывал казахов заниматься скотоводством на разумных на­чалах. Особый акцент задавал в сторону необходимости занятия тор­говлей и ремеслами. Абай с уважением и некоторой завистью смотрел на жителей Средней Азии: «Нет такого растения, которого сарт не сумел бы вырастить. Нет такой вещи, которую он не сумел бы смас­терить. Нет такой страны, куда бы не проник купец-сарт».

Великий поэт и мыслитель призывал казахов к знаниям и образованию: «Душа невежды мертва,Пусты без мысли слова .И сам учись, и учи .Лишь знанием жив человек.»

Абай призывал через воспитание и обучение избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. Для этого поэт ратовал за открытие школ для казахских детей. В частности, он писал: «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специаль­ность, других на другую. Надо создавать школы, надо, чтобы учились даже девушки».

В вопросе просвещения он показывал личный пример. Своих де­тей он устраивал в российские учебные заведения. Так, сына Абдрахмана он отдал в Тюменское реальное училище, затем - в Михайловское артиллерийское училище.

Прекрасное знание русского языка позволило поэту перевести ряд произведений русского поэта М.Ю. Лермонтова на казахский язык. В частности, его перу принадлежат переводы таких его произведений, как «Демон», «Молитва», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу...», «Парус», «Дары Терека». Абаю же принадлежит авторство в переводе отрывков из поэ­мы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Абай увлекался и переводами басен Крылова на казахский язык. Видный руководитель национально-освободительного движения каза­хов А. Букейханов писал: «Впоследствии автору этих строк пришлось убедиться в том, что в Киргизской степи в разных уездах «акыны» знали и распевали на домбре переводы Абая из Пушкина и Лермонтова. Абай был поклонником Л.Н. Толстого и Салтыкова».

Эти переводные произведения не могли не обогатить казахскую литературу. Всего он перевел на казахский язык более 50 стихотворных произведений известных русских поэтов.

Авторитет Абая рос с каж­дым днем. К нему приезжали жители Степк за советами. В частнос­ти, к Абаю приезжал один из известных фольклористов, поэтов из Баянаульского края Машхур-Жусуп Копейулы. С Абаем считались и ссыльные, пребывавшие в Семипалатинске.

Неожиданная смерть его близких родственников и сыновей, на ко­торых он возлагал большие надежды, травля поэта сильно подкосили его здоровье. В 1891 году Абай потерял своего любимого брата Оспана. В 1895 году не стало и старшего сына поэта Абдрахмана, а весной 1904 года умер и другой его сын Магауйя. Эти трагические события оказали тягчайшее воздействие на Абая. Он замкнулся, избегал люд­ское общество. Спустя 40 дней после смерти Магауйи казахский народ потерял замечательного своего сына, выдающегося поэта, народного просветителя, талантливого философа и гуманиста Абая Кунанбаева.

Поэт был похоронен рядом с младшим братом Оспаном в мест­ности Жидебай, что находится в Шынгыстауских горах на территории современной Восточно-Казахстанской области.

Абай имел трех жен и вырастил 7 сыновей и 3 дочерей. Он сумел подготовить себе талантливых учеников. Его последователями были его близкие родственники Шакарим, Кок- бай, Акылбай, Какитай и Магауйя.

Стихи Абая в Степи переда­вались и из уст в уста степными акынами. Они же распространялись и в виде руко­писей. Каждый грамотный казах считал за честь иметь такую рукопись. Позднее его стихотворения и переводы стал собирать сын Турагул. В 1909 году благодаря поэту Какитаю в Казани вышел первый сборник стихов великого поэта. Одним из тех, кто способствовал сбору и изданию поэзии А. Кунанбаева, был и Кокбай Жанатайулы (1884-1972).

Абай занимает видное место в отечес­твенной истории и литературе. Он выступил основоположником наци­ональной письменной литературы. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕ­СКО 1995 года Годом Абая.

 



Просмотров 7028

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!