Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



КУЛЬТУРА И ГЕНЕРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ



В последнее время в теории международных отношений наблюдается повышенное внимание к таким явлениям, как национальная культура, идентичность, культурно-специфические нормы. Теоретическое на­правление, получившие название «конструктивизм», использует давно бытовавшие в социологии пред­ставления о том, что в социальном мире (в том числе и в сфере международных отношений) факты и феномены, анализируемые исследователями, являются «социальными конструктами», несут в себе дос­таточно высокую степень субъективизма. Это направление не принимает позитивистский постулат, пред­полагающий существование объективных эмпирических фактов, не зависящих от восприятия исследова­теля. Согласно этой точке зрения, в любом эмпирическом факте неявно, имплицитно присутствуют тео­ретические воззрения исследователя, анализирующего этот факт. В теории международных отношений конструктивисты ставят под сомнение взгляды реалистов, полагающих, что существует объективная жесткая логика в международной системе, основанная на соотношении сил и могущества. С точки зрения конструктивистов, это представление является субъективным конструктом: логика баланса сил работа­ет до тех пор, пока в нее верят влиятельные политики - лидеры великих держав2. Несмотря на то что дебаты между конструктивистами и представителями традиционных школ далеки от завершения, уже сейчас можно отметить, что конструктивистам удалось вернуть понятия «культура», «идентичность», «норма» в исследованиях международных отношений.

В. исследованиях внутренней политики благодаря известной работе Алмонда и Вербы понятия граждан­ской (civic) и политической культуры уже давно занимают заметное место3. Политическая культура ~ это


 


1 Данные опроса ВЦИОМ на сайте www.polit.ru.

2 Интересен пример держав, потерпевших поражение во второй мировой войне — Германии и Японии. После распада СССР
ряд видных представителей реалистической школы посчитал, что, поскольку изменился баланс сил, эти державы поспешат стать
членами «ядерного клуба». В реальности этого не произошло, так как такое решение противоречило бы сложившейся идентично­
сти этих держав.

3 Almond G. and Verba C. The Civic Culture. Princeton, Princeton University Press. New York 1963. G. Almond and C.Verba eds. The civic Culture Revised. 1980. Boston, Little, Brown.


144 Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики


более широкое понятие, которое может быть определено как обладающая устойчивостью система ценно­стей, норм, представлений в сфере политики, распространенная в данном обществе. Гражданская культура описывает специфический тип политической культуры, для которой характерен сравнительно невы­сокий уровень непосредственного участия избирателей в политической жизни в сочетании с признанием леги­тимности существующих политических институтов и ориентацией на частную жизнь. По мнению Адмонды и Вербы, этот тип политической культуры прогрессивен, так как он позволяет держать правительство под конт­ролем и установить правильный баланс между ресурсами, находящимися в распоряжении правительства, и его ответственностью перед избирателями. Интересно сравнить оценочную нормативную модель «граждан­ской культуры», по Алмонду и Вербе, с характеристиками реально существующей американской политической культуры, представленными в работах другого авторитетного исследователя из США Роберта Дала (Robert Dahl). По Далу, политическую культуру США характеризует: (1) поддержка конституционной системы США и представление о том, что изменения политической системы должны происходить конституционным, а не революционным путем, (2) поддержка идеи (если не практики) равенства в политической сфере, (3) вера в справедливость принципа частной собственности, (4) признание важности индивидуальных достижений, (5) вера в то, что личный успех в американском обществе возможен. Очевидно, «идеальные» характеристики «гражданской» культуры, если согласиться с точкой зрения указанных выше авторов, представлены в реаль­ной американской политической культуре1 .

Идея устойчивости и преемственности политической культуры является ключевой для сторонников этой концепции. В частности, центральной гипотезой исследования Алмонда и Вербы было предположе­ние о том, что государства, прошедшие длительный период авторитаризма (например, Германия в период нацизма), будут испытывать трудности с созданием стабильной системы демократических политичес­ких институтов. Несмотря на то что эта гипотеза не подтвердилась (ФРГ оказалось одной из наиболее стабильных западных демократий), большинство исследователей согласно с утверждением Рональда Ингельхарта о том, что «исследования политической культуры основаны на имплицитном предположении о существовании автономных и устойчивых кросскультурных различий, которые приводят к важным по­литическим следствиям»2. Данное предположение созвучно взглядам идеалистической школы в теории международных отношений, представители которой, следуя традиции, заложенной И. Кантом, высказы­вали гипотезу о том, что демократии менее склонны разрешать конфликты военным путем по сравнению с государствами с авторитарным режимом правления. После ряда исследований, рассматривавших эм­пирические данные относительно международных конфликтов в XX столетии, эта гипотеза была скоррек­тирована. Выяснилось, что демократические режимы воюют не реже, чем авторитарные, но они очень редко воюют с демократическими государствами. Как отметил один из американских теоретиков, «де­мократии как бы заключили между собой сепаратный мир».

Рассмотрим более подробно взгляды одного из ведущих современных исследователей политической культуры Рональда Ингельхарта, который опирается на многолетние сравнительные исследования обще­ственного мнения в рамках проекта «Евробарометр» (Eurobarometer) и Всемирное исследование ценнос­тей (World Values Survey). Ингельхарт делает попытку разрешить одно из основных противоречий, харак­терных для теории политической культуры: если ценности и нормы обладают такой высокой степе­нью устойчивости, как происходят социальные перемены! Для ответа на этот вопрос он вводит в анализ дополнительную переменную - поколение (генерация)3. Во-первых, Ингельхарт предполагает, что приоритет различных ценностей в политической культуре, например свобода или равенство, матери­альное благополучие или творческая самореализация, определяется «принципом дефицита»4 - чем ме­нее доступно какое-либо благо, тем более оно ценно. Во-вторых, он использует концепцию социализации, предполагая, что иерархия ценностей, характерная для данного индивида, в первую очередь определяет­ся социально-экономическими условиями, в которых выросло его поколение, т, е. до того, как данный индивид стал взрослым. Вывод из этих двух предположений заключается в том, что иерархия ценностей поколений и представляющих их индивидов складывается в ранние годы, до достижения взрослости, и остается относительно стабильной в течение всей жизни данного поколения. Ингельхарт предполагает,


 


1 Dahl Robert. A. The American Oppositions: Affirmation and Deniel Political Oppositions in Western Democracy; Yale Un. Press, New Haven. 1968. Р. 35-41.

2. Ingelhart Ronald. The Renaissance of Political Culture // American Political Science Review, 82 N4. December. 1988. Р. 1205.

3 Сейчас в литературе чаще употребляются латинизированные термины «генерация» и «генерационный», которые будем
использовать и мы.

4 Изначально он использовал известную иерархию потребностей А. Маслоу.


Глава 8. Внутренний контекст и внешняя политика____________________________________________ 145

что послевоенное поколение в западных индустриальных странах, чья юность пришлась на период, когда такие ценности, как материальное благополучие, социальное обеспечение, военная безопасность, закон и порядок, были дефицитом, имеет «материалистические» ценностные ориентации. Для поколений же, чья юность пришлась на время материального изобилия и отсутствия крупномасштабных военных конфлик­тов, ведущими становятся «постматериалистические» ценностные ориентации: самовыражение, личная свобода, социальное равенство, экология, качество жизни. «Постматериалистические» ориентация могут быть основой для оптимизации системы международных отношений, что находит, например, отражение в изменении приоритетов в сфере безопасности, где традиционные военно-политические угрозы отходят на второй план и более актуальными становятся, например, «постматериалистические» проблемы глобаль­ной экологии1. Ингельхарт приводит данные, подтверждающие, что постматериализм более свойственен представителям молодого, а не старшего поколения и жителям индустриально-развитых стран, что сви­детельствует в пользу его гипотезы. Однако остаются вопросы относительно того, насколько ста­бильными и фундаментальными являются «постматериалистические» ценностные ориентации. Есть дан­ные, показывающие, что они снижаются в период экономических спадов и усиливаются в период эконо­мических подъемов. Кроме того, если отойти от концепции Ингельхарта и иметь в виду теорию политической культуры вообще, она плохо объясняет очень высокую степень приверженности демокра­тическим ценностям, обнаруженную опросами общественного мнения на территории бывшего СССР еще в начале 1990-х гг.2

В заключение следует отметить, что при проведении международных переговоров и дипломатических контактах необходимо учитывать кросскультурные особенности, не относящиеся непосредственно к по­литической сфере. Например, важно принимать во внимание различия между индивидуалистическими культурами, в которых приоритет отдается индивидуальному успеху, и коллективистическими, в которых более важным оказывается успех группы. Не меньшее значение имеют особенности ведения перегово­ров с представителями высококонтекстных культур, в которых принято передавать важную информацию косвенными средствами (намеками, иносказаниями, мимикой), и низкоконтекстными, в которых принято использовать прямые и недвусмысленные формулировки.



Просмотров 880

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!