Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Механизм разрешения торговых споров в рамках ВТО



Снижение рисков, связанных с экономическими конфликтами, в том числе и торговыми спорами, способно в значительной степени оздоровить международные отношения. Создание Всемирной торго­вой организации на базе Генерального соглашения о тарифах и торговле и усовершенствование механиз­ма разрешения торговых споров, безусловно, способствуют снижению конфликтности в области между­народных экономических отношений.

Что такое ВТО? ВТО представляет собой международную организацию специальной компе­тенции в области международной торговли. По кругу участников ВТО является универсальной орга­низацией, членство в которой открыто для любого государства. С точки зрения порядка вступления ВТО является закрытой организацией, так как прием новых членов производится с согласия учредителей.

Важнейшими преимуществами ВТО являются:

1) система способствует укреплению мира (разрешение торговых споров мирным путем, укрепление
международного сотрудничества и доверия);

2) конструктивное разрешение споров (государства не остаются «один на один» друг с другом, а нахо­
дятся в условиях определенного правового режима и обладают правовым механизмом решения
споров. С 1995 г. урегулировано более 100 споров и ни один не привел к серьезному политическому
противостоянию) ;

3) система основана в большей степени на силе права, нежели на военной силе (все равны перед
нормами ВТО. Слабый может подать иск на сильного, если он нарушает нормы права). Государ­
ство в большей степени защищено от лоббирования;

4) система стимулирует дисциплину государств.

.Основной задачей процедур разрешения споров в рамках международных экономических орга­низаций было и остаётся не решение вопроса о том, кто прав и кто не прав, и не определение ответственности государств в этом вопросе, а нахождение такого решения, при котором даже серьезные нарушения являлись бы лишь временными и устранялись бы как можно скорее.

Для того чтобы уяснить новизну механизма разрешения споров в рамках ВТО, сравним его с практи­кой, существовавшей рамках ГАТТ.

Исследователи обычно выделяют три черты, которые были характерны для процедур, предусмотрен- ных Генеральным соглашением:

1) в случае возникновения конфликтной ситуации основное внимание уделялось консультациям
и переговорам для нахождения приемлемого для сторон решения спора.
Сначала рассмотрение
спора ограничивалось лишь непосредственно заинтересованными сторонами, и только в случае неспо­
собности их прийти к соглашению в течение «достаточного» для этого времени (reasonable time) к реше­
нию спора привлекались другие члены ГАТТ, возможности которых также были достаточно ограничен­
ными. Речь шла о рекомендациях конфликтующим сторонам, проведении консультаций с ними, а также с
Советом по экономическим и социальным вопросам ООН (ст. XXIII). И лишь при наличии «серьезных
обстоятельств», связанных с нарушениями ГАТТ, мог быть поставлен вопрос о санкциях в отношении
нарушителя вплоть до его исключения из Генерального соглашения;

2) общим правилом было стремление избегать формально юридической оценки спора;

3) даже в том случае, если речь доходила до определенного решения членов ГАТТ в отношении того
или иного спора, доминировала тенденция недопущения применения каких-либо санкций. Речь шла преж­
де всего о мерах, описываемых в литературе как «компенсационные».

Кроме того, специалисты отмечают длительные сроки рассмотрения споров (от 3 до 9 месяцев) и недостаточность компенсаций, если решение о них принималось, К недостаткам процедуры разрешения споров относилось большое количество исков, что удерживало страны от подачи новых (до 115 исков в год в 1980-е гг.), а также возможность затяжек рассмотрения споров (основание жюри или рабочих групп или блокирование принятия их отчетов). Проблемой являлись также недостаточная квалификация и беспристрастность членов рабочих групп, а также неисполнение рекомендаций и решений, изложенных в отчетах.

Этот «мягкий» механизм разрешения споров в рамках ГАТТ в некотором смысле был недостаточно эффективным, чтобы предотвращать нарушения Соглашений членами ГАТТ. Однако он был необходим для выживания ГАТТ в периоды кризисов. По мнению одного из главных специалистов по проблемам ГАТТ и ВТО Джона Джексона, «существующие процедуры представляются наиболее эффективными


Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

с точки зрения процесса примирения сторон и менее эффективными - с точки зрения вынесения санкций>>.

Иначе дело обстоит в ВТО. «Система разрешения споров внутри ВТО является главным элементом в деле обеспечения безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы», говорится в статье 3.2 Правил и процедур, касающихся урегулирования споров (0811). Важно учитывать, что ВТО, будучи очень молодой международной организацией, становится наиболее важной в сфере международного экономического сотрудничества. Более ясные и отточенные уставные документы ВТО по сравнению с ГАТТ дают ей чрезвычайно широкий мандат в осуществлении экономи­вши дипломатии. Механизм разрешения конфликтов может быть назван в числе важнейших новелл этой организации. Дипломаты и государственные деятели всех без исключения государств с беспокойством относятся к тому, в какой степени им удастся приспособиться к новым правилам ВТО.

В течение последних десяти-пятнадцати лет экономисты неоднократно присоединялись к мнению юристов в отношении того, что международные институты играют все большую роль в экономичес-ком развитии и эффективном функционировании рынка. Нобелевский лауреат Д. Нортс отметил, что (институты уменьшают неопределенность, создавая структуру для повседневной деятельности...».

В этом смысле ВТО может рассматриваться как часть международной институциональной структу­ры, необходимой для эффективного функционирования мировых рынков. Таким образом, «конституция» ВТО будет определять будущую мировую экономику, а также оказывать воздействие на многие неэконо­мические проблемы, включая поддержание мира.

Процедура разрешения споров внутри ВТО и имеющийся в той области опыт свидетельствуют о двух существенных новшествах: во-первых, ориентация на правовой, а не на политический подход к раз­решению споров, во-вторых, новая процедура будет оказывать весьма неоднозначное воздей­ствие на проблему «свободы воли» входящих в организацию государств.

Применительно к первому из названных вопросов исследователи обычно выделяют два способа ана­лиза процесса разрешения споров в ВТО - рассмотрение собственно принятых процедур, а также изучение практики их применения в реальной жизни.

Трансформация механизма разрешения споров в сторону права не означает, однако, полного отказа от практики ГАТТ, основанной прежде всего на дипломатическом урегулировании и ведении переговорного процесса (ст. 3.4). Однако имеющаяся практика применения норм ВТО показывает, что основным ме­тодом решения споров является правовое регулирование. Это проявляется на всех стадиях рассмотре­ния спорных вопросов, начиная с подбора членов комиссии для первичного рассмотрения вопроса. Не­сомненно, этот подход отличается от привычного механизма разрешения межгосударственных споров, в которых первое слово принадлежит не юристам, а дипломатам и политикам.

Уяснение и реализация субъектами международной экономической деятельности правового ха­рактера в разрешении споров формирующегося режима ВТО у разных стран происходит по-разному. Это связано со многими факторами - традиционным представлением о механизмах разрешения международных споров в целом, общим направлением экономической политики государства, опы­том участия в ГАТТ и степенью осознания правил ее деятельности и др., соотношением междуна­родного и национального права, традиционной ролью протекционизма в защите национальных эконо­мических v интересов и не в последнюю очередь особенностями национального характера потребите­лей товаров и услуг.

Несомненно, что с этим обстоятельством будут связаны сложности и в Российской Федерации, кото­рая стремится стать членом ВТО. Зачем России стремиться в ВТО?

ВТО - основа глобальной системы мировой торговли, и Россия, стремящаяся «в мир», не может ее игнорировать. РФ страдает от различного рода санкций антидемпингового характера, ежегодно теряет около 1 млрд долларов (с 1992 по 1997 г. ЕС начал в отношении России 11 антидемпинговых расследований, в том числе по удобрениям, химикалиям, бесшовным трубам и др.). Россия теряет из-за антидемпинговых процедур в отношении проката, квот на ввоз урана, коммерческих запусков ракет, экспорта алюминия и др. Главное состоит в том, что Россия не может использовать Анти­демпинговый кодекс ГАТТ (1994), в котором юридически регламентированы критерии понятия дем-

1 Ведьяминов Г.М. Порядок урегулирования споров во Всемирной торговой организации II Московский журнал международ­ного права. 1999. № 1. С. 96-109.


Глава 9. Международная среда и внешняя политика



пинга, возможности применения антидемпинговых процедур и соответственно основания для оспари­вания таковых, а также использовать порядок ВТО для урегулирования споров1.

Применительно к первому обстоятельству следует отметить, что Россия стремится обеспечить при­соединение к ВТО в возможно более короткие сроки в качестве равноправного партнера. Главной зада­чей переговоров о вступлении в ВТО было и остается получение условий членства в ВТО, исключаю­щих последующее ущемление прав России в торговле.

Однако по-прежнему в России с большим трудом отделяют экономику от политики. Россия в отличие от развитых стран Запада не часто прибегала к услугам Международного суда (чаще речь шла о декларировании, а не реальной практике) для решения имеющихся у нее споров с другими государства­ми, и даже на уровне СНГ абсолютно доминирующим остается политическое, а не правовое урегули­рование экономических проблем и споров.

Вопросы для контроля

1. Используя географическую карту мира, проанализируйте геополитическое положение новых неза­
висимых государств.

2. Как соотносятся друг с другом понятия «политическая культура», «идентичность» и «менталитет»?

3. Выделите основные элементы могущества государства. В чем состоит значение социально-куль­
турного компонента?

4. Даш ; общую характеристику механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой органи­
зации. Чем он отличается от практики ГАТТ?


Сведения об авторах

КУЗНЕЦОВ Владимир Евгеньевич - кандидат исторических наук (1988 г.), доцент, заместитель декана факультета международных отношений СпбГУ по научной работе (1994-96 гг.), заведующий кафедрой теории и истории между­народных отношений (1 996-2000 гг.), проректор Восточноевропейского международного института. Стажировался в институте государственного управления (Маастрихт), колледже Европы (Брюгге) и университете Лимерик (Ирландия), участник Летней школы по проблемам формирования внешней политики США (Мичиганский университет). Автор более 20 публикаций по проблемам европейской идеи и истории европейской интеграции, проблемам европейской безопасности и расширения ЕС, в том числе "История европейской идеи и европейской интеграции", СПб, изд-во СпбГУ, 1995, а также статей в "Вестнике Санкт-Петербургского университета" : "Европеизация системы европейской безопасности: проблемы и перспективы" (1996); "Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза: история и перспективы (1995); "Расширение Европейского Союза: история и перспективы" (1997). (eeii@spbpost.ru)

ЛИСОВСКИЙ Александр Владимирович - кандидат психологических наук (1981г.), магистр социологии (Ви1се , 1993), доцент кафедры теории и истории международных отношений ФМО СпбГУ (1 995-2000). Стажировал-

ся в университете Лимерик. В настоящее время - докторант кафедры социальной психологии психологического фа­культета СПбГУ, директор по качественным и маркетинговым исследованиям Оа11ир 8рВ. Автор более 30 научных публикаций. (sliss@mail.ru)

ЛОМАГИН Никита Андреевич - кандидат исторических наук (1990), докторант кафедры мировой экономики эко­номического факультета СПбГУ (по совместительству - доцент этой же кафедры). Окончил исторический факультет Ленингосуниверситета в 1986 г. и юридический факультет СПбГУ в 1997. В 1994-1998 гг. стажировался в Школе права Мичиганского университета, в Питтсбургском университете (О8Р1 А), университете Джорджа Вашингтона, в ряде ев­ропейских университетов (Маастрихт, Брюгге, Лимерик) . В 1 994-99гг. рабе гл в должности доцента кафедры мировой политики факультета международных отношений СпбГУ; в 2000 г. являлся сотрудником Финского института междуна­родных отношений. Стипендиат Фонда Пью, МОНФ, НАТО, программы Айрекс, Института "Открытое общество". Автор более 30 публикаций по различным аспектам международных отношений, внешней политики России и истории второй мировой войны на русском и английском языках, в том числе "Международные организации: теория и практи­ка деятельности" (СПбГУ. 1 999, 1 2 п.л.), "В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД" (СПб, 2000, 38 п.л.), "Democratization and Russian Foreign Policy" (1998), Web page NATO; «Soldiers at War: German Propaganda and Soviet Army Moral During the Battle of Leningrad, 1941-44» (Pottsburgh, 998); "Новые независи­мые государства как сфера интересов России и США", Pro et contra, том 5, № 2. Весна 2000; "Новое в механизме разрешения споров в рамках ВТО и Россия " в кн.: "Россия и международная торговая система" (СПб, 2000); "Глоба­лизация, международные организации и государственное управление" в кн.: "Государственное управление и политика. Уч. пособие. Под ред. Л.В. Сморгунова" (2001 , СПб); "Анализ внешних угроз национальной безопасности Россий­ской Федерации по направлению "Турция- Азербайджан", в кн: "Десятилетие сотрудничества (1988-1 998): Европейский Союз и Россия в перспективе (Спб, 1 999), "Россия и проблема международной безопасности в Х1Х-ХХ вв. (СПб, 1 998), а также статей в "Вестнике Санкт-Петербургского университета": "Россия и Украина: четыре года отношений (1 991-1995 гг.)" (1996), "Россия и спор о каспийской нефти: новые характеристики российской внешней политики" (1997), "Россия и МВФ в 1 988-1998 гг.: период упущенных возможностей'?" (2001) и др. (panelnl@spb.cityline.ru)

ПАВЛОВ Андрей Юрьевич - кандидат исторических наук (1995 г.), доцент кафедры теории и истории международ­ных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ). Стажирова; оя в университете Мэрилэнд по программе "Международная безопасность" (1997). Автор десяти публика­ций по истории и теории международных отношений, в том числе The Globalization of Eastern Europe . Eds. K.. Segbers, K. Imbusch, LIT , 2000 и монографии "Русские экспедиционные силы во Франции и на Балканах" в годы Первой мировой войны", СПб, изд-во СпбГУ, 1998. (apavlov@dip.pu.ru)

СУТЫРИН Сергей Феликсович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой эконо­мики СпбГУ. После окончания в 1974 г. экономического факультета Ленгосуниверситета был оставлен на факультете в качестве ассистента и за четверть века прошел по всем основным ступеням преподавательской карьеры. Первоначаль­но специализировался на вопросах истории экономической мысли, а на протяжении последних десяти лет занимается проблемами теории и практики функционирования системы мирохозяйственных связей. Читает лекционные и специ­альные курсы по международным экономическим отношениям, теоретическим основам регулирования внешнеэко­номической деятельности, теории налогообложения. Начиная с 1990-х гг. регулярно читает лекции в различных высших учебных заведениях Финляндии (университеты Вааса, Тампере, Турку, Хельсинки, Высшая школа экономики и управ­ления бизнесом Турку) . Автор свыше 1 00 научных работ по различным направлениям экономической теории, в том числе более 10 работ, опубликованных в Западной Европе и США. Участвовал во многих международных конференци­ях и симпозиумах, а также в международных исследовательских и образовательных проектах, в двух проектах ТАС15. Соавтор и член редколлегии коллективной монографии "Россия и международная торговая система" (Спб, 2000).


ВВЕДЕНИЕ



Просмотров 985

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!