![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вера, а не подчинение, упование, а не самоуспокоенность
Вера в предустановление и предопределение в вышеупомянутом смысле слова служит указанием на несостоятельность утверждений малодушных и бессильных людей, идущих на поводу у своих страстей и желаний, которые объясняют свои отклонения, заблуждения и упорство в ослушании тем, что это было предопределено Аллахом Всевышним. Аллах Всевышний, который велел нам верить в Его предустановление и предопределение, велел нам также и действовать. Аллах Всевышний сказал: "И скажи: "Действуйте, а Аллах ... увидит дела ваши...""Покаяние", 105 Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который является для нас примером во всём, разъяснил нам, что мусульманин должен использовать всевозможные средства, действуя и прилагая усилия. Если же человек не ищет путей достижения цели, ссылаясь нa предопределение, это значит, что он не повинуется Аллаху Всевышнему и Его посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и поступает вопреки установлениям шариата. Дело в том, что отказ от поиска средств свидетельствует о самоуспокоенности и лени, а это в исламе нe приветствуется. Если же говорить о поиске средств с целью достижения каких-либо результатов в сочетании с опорой только на Аллаха Всевышнего, то это и является упованием и вeрой. Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "Действуйте, а каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан",(Муслим) Терпение приводит к победе Жизнь человека состоит из множества всевозможных сражeний, в которых он оказывает сопротивление многочисленным и разным врагам, и победа в этих сражениях зависит от степени его терпения. Через терпение лежит путь к достижению желаемого и оно является эффективным оружием, позволяющим одолевать всевозможных тайных и явных врагов. Этим и объясняется то, что Всемогущий и Великий Аллах сделал терпение средством испытания Своих рабов в этой жизни с целью отделения отвратительного от благого, а правдивого и глубоко убеждённого человека - от лицемера, испытывающего сомнения. Аллах Всевышний сказал: "И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать (, кто) из вас будет сражаться и терпеть, и Мы откроем то, что говорят о вас.""Мухаммад", 31. Аллах Всевышний также сказал: "Непременно подвергнетесь вы испытаниям (, которые коснутся) вашего имущества и вас самих, и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного, но если вы станете терпеть и придерживаться благочестия, поистине, это будет от решимости в делах" "Семейство Имрана", 186. Здесь речь идёт о тех делах, на которые должен решиться и к которым должен приучить себя каждый разумный человек, поскольку этим делам присуще совершенное достоинство и благородство. О благочестивых, богобоязненных и правдивых Всевышний сказал так: "..и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности"' "Корова", 177. В соответствии с одним из определений, терпение есть спoсобность сдерживать душу, иначе говоря, подчинять её требовавaниям разума и шариата. Кроме того, сдерживать душу значив запрещать ей то, от чего требуют отказаться разум и шариата Перечитав соответствующие аяты Корана и хадисы избранного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, мы увидим, что слово терпение встречается очень часто и везде оно употребляется в вышеупомянутой смысле и подразумевает одно и то же, а именно - достижение успеха и победы. Речь идёт о нижеследующих случаях употребления этого слова: - а - Проявление терпения в повиновении и отказе от ослушания. Совершение того, что велел делать Аллах Всевышний, и отказ от запрещённого Им является повинностью, и нет сомнения в том, что выполнение её сопряжено с определёнными затруднениями для человеческой души. Это, в свою очередь, требует приложения усилий, чтобы человек получил возможность одержат победу над своими истинными врагами, коими являются душа, страсти и шайтан. Аллах Всевышний сказал: "...поистине, душа влечёт ко злу...""Йусуф" 53 Аллах Всевышний также сказал: "..и не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха.""Cад". 26 Аллах Всевышний также сказал: "Поистине, шайтан ваш враг...""Создатель." 6 Эти скрытые враги предстают перед человеком, начиная соблазнять его, разукрашивая для него то, чего он желает, и внушая ему отказаться от повиновения и склониться к ослушанию. Эти враги неизменно проявляют упорство в своиx действиях и не испытывают ни утомления, ни усталости. Из этoго следует, что человеку необходимо прилагать определённыe усилия, чтобы одержать над ними победу, побуждая свою душу к подчинению и подчиняя свои желания установлениям Всемогущего и Великого Аллаха. И всё это требует терпения, способности переносить трудности, борьбы и проявления усердия, ведь Аллах Всевышний сказал: Следуй тому, что ниспосылается тебе в откровении, и терпи, пока Аллах не примет решения...""Йунус", 109. Аллах Всевышний также сказал: "(Oн - ) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение в поклонении Ему.""Марйам", 65. Что же касается пророка , салляллаху ‘алейхи уа саллям, то он сказал: ...а сражающимся (на пути Аллаха) является тот, кто сражается с собственной душой (, не отступая от) повиновения Аллаху."( Ат-Тирмизи; Ибн Хаббан.) Не приходится сомневаться в том, что человек, которому удаётся удерживать свою душу в рамках того, что угодно Аллаху Всевышнему, не выходить из повиновения Ему и избегать ослушания, одержал верх над своим скрытым врагом и победил собственную душу, шайтана и свои страсти. С такой победой не сравнится никакая другая победа, поскольку благодаря ей человек получает возможность владеть собой и освобождается от плена страстей, желаний и наущений шайтана. И если это сражение со скрытым врагом закончится победой над ним, истина воссияет в груди верующего, его сердце озарится и он встанет на путь, ведущий к Всемогущему и Великому Аллаху, который сказал: А тех, которые отдавали все свои силы ради Нас, Мы обязательно поведём Нашими путями2...) И прав был посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который сказал: "...терпение - свет..."(Муслим) - б - Проявление терпения во время бедствий.В этой жизни человек претерпевает всевозможные бедствия которые затрагивают его самого, его имущество, жену и детей и могут нарушить его покой и безопасность. Нет сомнений в том, что всё это оказывает сильное воздействие на человека приводя его к отчаянию. Аллах Всевышний сказал: ".. .а когда его касается зло, он впадает в отчаяние.""Ночное путешествие", 83 И им овладевает нетерпение и беспокойство, как сказал об этом Аллах Всевышний: "Поистине, человек был создан нетерпеливым: когда его касается зло, он беспокоится...""ступени" 19-20 Человек, находящийся в подобном состоянии, уже потерпел поражение и он не может проложить себе путь к победе в этой жизни. Вот почему Всемогущий и Великий Аллах побуждает верующих к укреплению решимости, то есть к тому, чтобы они проявляли стойкость перед лицом этих неизбежных бедствий старались быть выше слабости и малодушия и прокладывая себе путь к победе и успеху, вооружившись терпением, котороe лежит в основе величия и успеха, ведь Аллах Всевышний сказал: "И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе, людях и плодах(, но) порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье: "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благословения Господа их и милость, и это их ведут правильным путём.""Корова" 155-157 Именно таким людям указывается путь к славе и почёту, что в особой мере касается проявляющих стойкость в первые моменты после того, как с ними случается какая-нибудь беда, ведь пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении". (аль-Бухари; Муслим.) Из подобного положения такие люди выходят победителями, чтобы смело встретиться с реальной жизнью и превратить бедствие, обрушившееся на них, в благо, которое принесёт им пользу в обоих мирах.Таким образом, бедствие для них становится равнозначным милости, а пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "Достойно удивления положение верующего, ибо всё в его положении становится для него благом, и никому, кроме верующего это не дано: когда что-нибудь его радует, он благодарит (Аллаха), и это становится (для него) благом, а когда постигает его беда, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом".(Муслим.) Наилучший пример поведения в подобных обстоятельствах подаёт нам посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Сообщается, что в своё время его дочь послала к нему (одного человека), чтобы сказать: "Мой сын находится при смерти, приди же к нам ". И тогдa он велел ему приветствовать её и сказать: "Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, Он даровал, и всему Он установил известный срок, так пусть она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха".(Аль-Бухари и другие мухаддисы) - в - Терпеливое перенесение обид, наносимых людьми. Человек живёт в окружении разных людей, у каждого из кoторых свой нрав и свой характер. Следовательно, они неизбежно будут причинять ему зло и наносить всевозможные обиды. Если человек из-за этого ослабеет, то понесёт ущерб и потерпит убыток, а жизнь его превратится в ад, если же он найдёт в себе силы переносить подобные вещи и проявлять терпение, прощая и проявляя снисходительность, то добьётся успеха и станет жить в счастьи, благоденствии и любви, так как Аллах Всевышний сказал: "Прощайте же и проявляйте великодушие, пока Аллах не отдаст Своё веление." "Корова". 109 Аллах Всевышний также сказал: ".. отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем тебя вражда, станет как близкий друг.""Разъяснены" 34 И это, несомненно, является признаком мужества, ведь , Аллах Всевышний сказал: "(Что же касается) тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это - от решимости в делах.""Cовет", 43. Подобное доступно лишь тем, кто верует во Всемогущего и Великого Аллаха и обращается за помощью к Нему. Аллах Всевышний сказал: "И Мы сделали одних из вас испытанием для других (, чтобы посмотреть), будете ли вы проявлять терпение, а Господь твой - Всевидяший.""Различение". 20 И подобное доступно лишь тем, кто надеется на награду Аллаха, который сказал: "...И которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа...""Гром", 22. Это и есть победа, с которой никакая иная победа не сравнится. - г - Проявление терпения в деле призыва ко Всемогущему и Великому Аллаху, побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им. Придерживаться этого Аллах Всевышний велел Своим посланникам и таков был Его завет тем, кого Он наделил мудростью и выделил среди прочих. Аллах Всевышний сказал: "И вели (членам) своей семьи (совершать) молитву и проявляй терпение (, совершая) её.""Та ха". 132 Аллах Всевышний также сказал: ". .побуждай к добру, удерживай от отвергаемого и будь терпелив в том, что постигнет тебя...""Лукман". 17 И Аллах сказал Своему посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям: ...и покидай их достойно...""Закутавшийся", 10. Таким образом, призывающему к Всемогущему и Великому Аллаху обязательно нужно обладать таким качеством как терпеливость и умение переносить всё то, с чем он может столкнуться на пути призыва, чтобы добиться решительной победы над врагами Всемогущего и Великого Аллаха. Аллах Всевышний сказал: "Терпи же, ведь, поистине, обещание Аллаха - истина, и не заставят тебя волноваться нетвёрдые (в вере)." "Румы". 60 Если же он будет торопить события, стремясь поскорее дoбиться результатов, то потерпит неудачу и усилия его пропадут даром. Аллах Всевышний сказал Своему избранному посланику, салляллаху ‘алейхи уа саллям: "Терпи же, как терпели обладавшие решимостью из числа (прежних) посланников, и не спеши (призывать наказание) на них ""Пески",35. Аллах Всевышний также сказал: "Терпи же как должно. Поистине, они считают его далёким, а Мы видим, что он близок.""Ступени" , 5-7. Плоды терпения Из всего сказанного ты можешь сделать вывод о том, что терпение приводит к удовлетворению и спокойствию, ощущению счастья, славе, почёту и благу и делает человека достойным поддержки Аллаха Всевышнего, Его помощи и любви. Но помимo всего этого человек вкусит плоды терпения и в мире ином, чтo найдёт своё выражение в вечных наслаждениях, которые терпеливые будут испытывать без счёта. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта.""Толпы". 10. И это будет в раю, равном по ширине небесам и земле и украшенном радушием благочестивых ангелов. Аллах Всевышний сказал: "...райские сады (, куда) они войдут вместе с праведными из числа своих отцов, жён и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): "Мир вам за то, что вы были терпеливы!" И прекрасно воздаяние этой обителью!""Гром". 23-24 И Господь славы обратится к ним, даруя Своё прощение, успех и благоволение. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, сегодня Я воздал им за то, что они терпели: они-то и есть преуспевшие!""верующие", 111 Аллах Всевышний также сказал: ".. .порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье: "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благословения Господа их и милость...""Корова" 155-157 И Аллах Всемогущий и Великий окажет Свою величайшую помощь Своим верующим рабам в тот День, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, а получит её лишь тот, кто предстанет пред Аллахом со здравым сердцем. Из всего сказанного следует, что терпение является лучшим из того, что Аллах дарует человеку, и прав был посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказавший: "...и никто не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение". (аль-Бухари; Муслим.)
![]() |