![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели, мероприятия и принципы защиты населения и территорий от ЧС
Защита населения и территорий от ЧС (ЗЧС) – комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Защита населения и территорий от ЧС осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.). Граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется по месту работы, учебы, а также по месту жительства. Мероприятия ЗЧС: 1. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. 2. Создание постоянно действующих органов управления. 3. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств. 4. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС. 5. Своевременное оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении ЧС. 6. Проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях. 7 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. 8. Поддержание общественного порядка в ходе проведения АСДНР. 9. Обеспечение устойчивого функционирования организаций в ЧС. Принципы ЗЧС: • защита организуется заблаговременно; • защита организуется с учетом особенностей конкретной территории; • объем и содержание мероприятий по защите определяются исходя из принципа необходимой достаточности (то, что необходимо и не больше); • ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется собственными силами, и средствами и только при недостаточности этих сил привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени осуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС действует в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержденного Постановлением Правительства (ПП) РФ № 794 от 2003 г. Основными задачами РСЧС являются (ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994): 1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; 2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; 3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 6. организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; 7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; 8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10. ликвидация чрезвычайных ситуаций; 11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; 12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах. РСЧС реализует три функции (ПП РФ от 30.12.03 № 794): • предотвращение возникновения ЧС; • снижение потерь и ущерба от ЧС; • ликвидация последствий ЧС.
Подсистемы и уровни РСЧС РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем (рис. 5.2) и имеет пять уровней (табл.5.2): • федеральный уровень; • межрегиональный уровень; • региональный уровень; • муниципальный уровень; • объектовый уровень. На каждом уровне единой системы создаются: • координационные органы; • постоянно действующие органы управления; • органы повседневного управления; • силы и средства; • резервы финансовых и материальных ресурсов; • системы связи, оповещения органов управления и сил РСЧС; · системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Координационными органами единой системы являются: · на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы; · на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; · на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; · на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: • на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; · на межрегиональном уровне – региональные центры МЧС России; · на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации; · на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; · на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Таблица 5.2 Органы управления РСЧС
Органами повседневного управления единой системы являются: • на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы; · на межрегиональном уровне – ЦУКС РЦ МЧС России; · на региональном уровне – ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ; · на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; · на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: • резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; · запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; · резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; · резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. РСЧС функционирует в трех режимах: • При отсутствии угрозы возникновения ЧС в режиме повседневной деятельности. • При угрозе возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности. • При возникновении и ликвидации ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации. Цели, задачи ГО. Система Гражданской обороны в России функционирует в соответствии с законом «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.) Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи в области гражданской обороны: 1. Обучение населения в области гражданской обороны; 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; 6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; 10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; 11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; 13. Срочное захоронение трупов в военное время; 14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; 15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
![]() |