Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 8. Инжиниринг и франчайзинг в системе внешнеторговых операций



План

1. Содержание понятия «международный инжиниринг».

2. Основные условия международных договоров о предоставлении инженерно-технических услуг.

3. Содержание понятия «франчайзинг». Франчайзинговое соглашение.

1. Содержание понятия «международный инжиниринг»

. Ме­ждународный инжиниринг - деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-технического характе­ра, осуществляемых как специализированными фирмами, так и промыш­ленными, строительными и другими компаниями.

Всю совокупность инжиниринговых услуг можно разделить на две группы услуг:

1) связанные с подготовкой производственного процесса (пред про­ектные, проектные, послепроектные и специальные);

2) по обеспечению нормального хода процесса производства и реализа­ции продукции. В эту группу входят работы, связанные с оптимизацией про­цессов эксплуатации, управления предприятием и реализации его продукции.

Таким образом, инжиниринг выступает как важное средство повыше­ния эффективности вложенного в объект капитала. Его задачей является получение заказчиками наилучших (оптимальных) результатов от вложе­ния капитала и других затрат за счет:

1) системного подхода к осуществлению проектов;

2) многовариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки и выбора оптимального варианта;

3) разработки проекта с учетом возможности применения прогрес­сивных строительных и производственных технологий, оборудования и материалов;

4) использования современных методов организации и управления всеми стадиями выполнения проектов.

Как самостоятельный вид международных коммерческих операций, инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжини­ринг одной стороной (именуемой консультантом) другой стороне (именуе­мой заказчиком) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предпри­ятии заказчика, с усовершенствованием имеющихся производственных про­цессов вплоть до внедрения изделия в производство.

Предоставление на основе договора на инжиниринг полного ком­плекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных ви­да инженерно-технических услуг:

1) консультативный инжиниринг, который связан, главным обра­зом, с интеллектуальными услугами, осуществляемыми при проектировании объектов, разработке планов строительства и контроле за проведени­ем работ;

2) технологический инжиниринг, включает предоставление заказчи­ку технологий, необходимых для строительства промышленных объектов и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний, разработку проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др.);

3) строительный или общий инжиниринг, состоящий, главным об­разом, в поставках оборудования, техники и/или монтажа установок, включая при необходимости инженерные работы.

Каждый из этих видов инженерно-технических услуг может быть предметом самостоятельного договора.

Инжиниринг как вид внешнеторговых операций имеет свои специфи­ческие особенности:

- является одной из форм услуг производственного назначения, ко­торая непосредственно не воплощается в вещественной форме, а в его по­лезном эффекте.

- инжиниринг связан, в конечном итоге,с подготовкой и обеспече­нием процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточ­ное и конечное потребление материальных благ. Сами услуги производст­венного характера не входят в состав инжиниринга;

- как обособившаяся сфера производственной деятельности инжини­ринг носит коммерческий характер, т. е. становится объектом купли-продажи;

- инжиниринг отличается от лицензии, ноу-хау и других форм в об­ласти технологий. Инжиниринговые услуги являются воспроизводимыми услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и имеющими множество продавцов для их реализации. Лицензии же и ноу-хау связаны с реализацией но­вых в данный момент не воспроизводимых знаний производственного на­значения, которые имеют ограниченное число продавцов.

В последнее время на мировом рынке инжиниринговых услуг поя­вился новый вид услуг - услуги реинжиниринга, которые оказывают зару­бежные инжиниринговые фирмы.

Реинжинирингпредставляет собой инженерно-консультационные ус­луги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в це­лях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Реинжиниринг подразделяется на два вида: кризисный и реинжиниринг развития.

2. Основные условия международных договоров о предоставлении инженерно-технических услуг

В зависимости от характера и объема предоставляемых инжинирин­говых услуг на практике используются различные виды договоров. Инже­нерно-консультативные услуги обычно оформляются контрактом на пре­доставление инженерно-консультационных услуг или соглашением о ко­мандировании специалиста для выполнения определенного рода работ.

В международной торговой практике при осуществлении инжини­ринговых операций широко используются разные варианты типовых кон­трактов, среди которых наибольший интерес представляет разработанное группой экспертов Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН «Руковод­ство по составлению международного договора на консультативный ин­жиниринг», включая связанные с этим аспекты технического содействия. Это «Руководство» содержит подробный перечень и характеристику усло­вий, необходимых для включения в договор между консультантом и за­казчиком, а также перечень услуг, предоставляемых инженером-консультантом.

Консультативные услуги непосредственно связаны с управлением в целях реализации промышленного проекта, но они не охватывают каких-либо строительных работ, предоставления лицензий или передачу техно­логии. Само строительство объектов не входит в круг инженерно-технических услуг. Оно относится к производственно-техническому со­трудничеству и регулируется другими документами, разработанными ЕЭК ООН, в частности, «Руководством по составлению международных дого­воров о промышленном сотрудничестве», «Руководством по составлению договоров на сооружение промышленных объектов» и др..

Международный договор на консультативный инжиниринг, как и любой другой договор, имеет такие разделы, как стороны сделки, преам­була, предмет договора, обязанности сторон, методы расчета вознаграж­дения и т.д. Вместе с тем содержание договора на консультативный ин­жиниринг имеет свою специфику[12].

3. Содержание понятия «франчайзинг». Франчайзинговое соглашение

Франчайзинг (в переводе с английского означаетпривилегия, пра­во) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товар­ный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. ли­цензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим то­варным знаком, получая за это определенную компенсацию (доход).

Франчайзер - это лицензиар франчайза, который как бы представляет головную фирму системы франчайзинга.

Франчайзиат - это лицензиат франчайза. Ему предоставляется право участвовать в бизнесе по системе, предписанной в значительной мере франчайзером.

Франчайз - это договор, в котором выражены условия бизнеса.

. Согласно статистике Министерства торговли США, вероятность успеха в бизнесе, организованном на основе франчайзинга, признается в большинстве слу­чаев намного большей, чем организация бизнеса с нуля или даже при по­купке уже существующего дела. К тому же важно помнить, что риск не­удачи существует при покупке любого дела.

Обычно выделяюттри типа франчайзинга:

1) производственный, предполагающий поставку франчайзером ос­новных элементов или комплектующих для изготовления продукции, ко­торая реализуется затем под фирменным названием (товарным знаком) головной компании франчайзера;

2) торговый, представляющий собой организацию дела, при кото­ром франчайзиат покупает у известной фирмы право на продажу ее това­ров с ее товарным знаком;

3) лицензионный, являющийся наиболее распространенным типом франчайзинга. Суть его в том, что франчайзер, заинтересованный в про­движении своего товарного знака, выдает франчайзиату лицензию на пра­во открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера.

Фирма-франчайзер обычно заключает лицензионное соглашение дан­ного типа с мелкими фирмами, которые образуют целую сеть предпри­ятий внутри страны и за рубежом, работающих под товарным знаком и в фирменном стиле головной фирмы. Примерами подобных сделок является сеть ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс» и сеть магазинов косметических товаров «Боди-шоп».

Франчайзинг целесообразен, прежде всего, для отраслей, имеющих большую долю услуг с персональным обслуживанием, таких как общепит, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое и ремонтное обслуживание и т.п. Хотя франчайзинг используется и в других отраслях.

Правовая регламентация франчайзинга во многом определяется дей­ствующим в стране законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований, а также нормативными актами по валютному регулированию ВЭД.

Важным фактором, обеспечивающим будущие доходы для обеих сто­рон франчайзинговой сделки, является тщательная проработка условий франчайзингового соглашения. Каждое такое соглашение предполагает конкретные основные условия и оговорки, в частности касающиеся ис­пользования торговых марок, территорий, срока действия франчайза, до­говора об аренде, обязанностей сторон и др.

При определении содержания раздела об использовании торговых марок необходимо учесть, является ли торговая марка хорошо известной на мировом рынке, будет ли она привлекать клиентов к работе предпри­ятий франчайзиата. Следует обратить внимание на обязательства фран­чайзера защищать торговую марку. В разделе о территории необходимо определить, имеет ли франчайзиат исключительное право работать на оговоренной территории по данному франчайзу.

Соглашение должно содержать информацию об уровне первоначально­го единовременного платежа, который устанавливается франчайзером заранее как плата за покупку франчайзиата. В дополнение к первоначальному платежу франчайзиат должен осуществлять периодические отчисления.

При подготовке соглашения франчайзиат должен составить список вопросов, которые, на его взгляд, требуют поддержки со стороны франчайзера для успешного ведения дела. В соглашении конкретно определя­ются обязанности франчайзера и франчайзиата.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой международный инжиниринг?

2. Какие виды инжиниринга вам известны?

3. В чем состоят специфические особенности реинжиниринга?

4. В чем суть реинжиниринга? Каковы возможности его использова­ния на предприятиях Украины (Донецкой области)?

5. Расскажите об основных условиях договора на консультативный инжиниринг.

6. В чем суть франчайзинга?

7. Кто такие франчайзер и франчайзиат?

8. Охарактеризуйте основные типы франчайзинга.

9. Определите преимущества и недостатки франчайзинга для фран­чайзера и франчайзиата.

10. Раскройте особенности франчайзинговых соглашений.

11. Используется ли франчайзинг в Украине? Если да, то, в каких отраслях?

Ключевые понятия и термины:инжиниринг, инжиниринговые услуги, кон­сультативный инжиниринг, технологический инжиниринг, строительный инжиниринг, полезный эффект, реинжиниринг, консультант, заказчик, субконсультант, франчайзинг, франчайзер, франчайзиат, франчайз, франчайзинговое соглашение.

 

Литература

 

1. Закон України “Про зовнішньоекономічну діяльність”

2. Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»

3. Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях»

4. Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности»

5. Указ Президента Украины от 4 октября 1994 года № 566/94г. «Омерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности Украины»;

6. Указ Президента Украины от 4 октября 1994 года № 567/ Ш «О применении Международных правил интерпретации ком­мерческих терминов»;

7. Указ Президента Украины от 10 февраля 1996 года № 124/ 96 «О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности»;

8. Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года №15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля»

9. Постановление Кабинета Министров Украины и Националъного банка Украины от 21 июня 1995 года № 444 «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте».

10. Гражданский кодекс УССР

11. Зовнішньоекономічна діяльність підприємства: Навч посібник /за ред..Ю.В. Макогона. – Київ: Центр навчальної літератури, 2006. – 424с

12. Управління зовнішньоекономічною діяльністю: Навч. посібник / Кредісова А. І. – К.: ВІРА-В, 1997.- 448 с.

13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Уебник для ВУЗов/ Стровского Л. Е.-М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 408 с.

14.Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно - практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. – 208с.

15.Рум’янцев А.П., Рум’янцева Н.С. Зовнiшньоекономiчна дiяльнiсть: Навч. Посiбник. – К.: Центр навчальноi лiтератури, 2004. – 384с.

16.Международный менеджмент: Учебник для вузов / С.Э. Пивоваров и др. – СПб; М; Харьков; Минск; ПИТЕР, 2001.-575с.

17.Гребельник О.П. Основи зовнішньоекономічної діяльності: Підручник. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 384 с.

18.Панченко Е.Г. . Мiжнародний менеджмент: Навч.метод. посiб. для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2004.- 468с.

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

Тема 1. Общая характеристика ВЭД в Украине. Этапы становления и

основные направления развития 4

Тема 2. Внешнеторговые операции: сущность, содержание и виды 10

Тема 3. Внешнеторговый контракт купли – продажи 16

Тема 4. Арендные операции во внешнеэкономической деятельности 23

Тема 5. Компенсационные операции во внешнеэкономической

деятельности 31

Тема 6. Торгово-посреднические операции на внешнем рынке 37

Тема 7. Операции по международному обмену научно-техническими знаниями 46

Тема 8. Инжиниринг и франчайзинг в системе внешнеторговых операций 53

Литература 58

 



Просмотров 2070

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!