Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 6. Торгово-посреднические операции на внешнем рынке



План

1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции".

2. Виды торгово-посреднических операций.

3. Договоры с внешнеторговыми посредниками.

 

1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции"

Под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности понимают операции, связанные с куплей-продажей товаров, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимым по­средником на основе специальных соглашений или отдельных поручений.

Посредники - это лица, соединяющие стороны, которые желают за­ключить сделку. Самостоятельная торговля на внешних рынках часто бы­вает не по силам самим производителям, поэтому они и прибегают к ис­пользованию посредников. В качестве последних могут выступать спе­циализированные посреднические фирмы или такие формы продаж, как торги, аукционы, биржи.

Торгово-посреднические фирмы в юридическом отношении не зави­сят от производителей и потребителей товаров. К ним не относятся дочер­ние предприятия, филиалы и представительства иностранных компаний.

Функции, выполняемые посредническими фирмами, разнообразны. Они связаны не только со сбытом и покупкой товаров, но охватывают ши­рокий круг операций и услуг, в частности, такие как:

- поиск иностранных партнеров;

3. изучение рынка сбыта;

4. транспортировка и страхование товаров;

- кредитно-финансовое обслуживание участников сделки;

- оформление документов при совершении сделок;

- выполнение таможенных формальностей;

- проведение рекламных и других мероприятий по продвижению то­
варов на внешние рынки;

- послепродажное техническое обслуживание.

Влияние посреднических компаний по странам и товарным потокам разное. В большей степени оно просматривается в Японии, Южной Корее и Англии, в Скандинавских странах. Так, в Японии 8 тыс. торговых ком­паний контролируют 67% импорта и 60 % экспорта. В Южной Корее три известных торговых дома - "Самсунг", "Хендэ" и "Даеку" - обслуживают 40% внешней торговли страны. В США, Франции и других странах мно­гие крупные компании осуществляют продажу своей продукции на миро­вых рынках через посредников. В то же время в США большинство малых фирм предпочитают осуществлять экспорт самостоятельно.

Главная цель привлечения посредников состоит в повышении эконо­мичности внешнеторговых операций.

В некоторых случаях использование посредников является необхо­димостью, в частности, при таких обстоятельствах, когда:

- отдельные рынки сбыта монополизированы и закрыты для само­стоятельного проникновения производителей;

- предприятия и организации не имеют юридического права на проведение внешнеторговых операций;

- предприятия не могут самостоятельно осуществлять исследова­ния зарубежных рынков, заниматься поиском партнеров, грамотно выра­батывать условия контракта и т.д.;

- предприятия, выходящие на внешний рынок, вынуждены исполь­зовать посредников по причине сложившихся международных торговых обычаев (например, при операциях на аукционах, при торговле на бирже определенными товарами и т.д.).

Целесообразно действовать через посредников при выходе на отда­ленные и слабоизученные рынки, а также на известный рынок с новыми товарами. Это дает возможность не тратить дополнительные средства внедрения на новый рынок, снижает степень риска предпринимательской деятельности.

Сбыт продукции через посредников имеет определенные недостатки: во-первых, это ведет к повышению цен на импортные товары и снижению доходов от экспорта, так как часть выручки остается у посредника; во-вторых, экспортер непосредственно не связан с рынком, не изучает само­стоятельно его конъюнктуру, потребности своих покупателей и т.п.

Однако данные негативные явления не умаляют тот факт, что в прак­тике мировой торговли посредники используются достаточно широко, по­скольку это выгодно как покупателям, так и продавцам.

2. Виды торгово-посреднических операций

В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом или покупателем и торговым посредником, а также от функций, выполняемых торговым посредником, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций: операции по перепродаже, комиссионные, агентские и брокерские.

Операции по перепродаже.Осуществляются торговыми посредни­ками от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посред­ник выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты. В ми­ровой торговой практике различают два вида операций по перепродаже.

К первому относятся операции, в которых торговый посредник по от­ношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товаров и может реализовать их по своему усмотрению на любом рынке и по лю­бой цене. Отношения между экспортером и посредником такого рода пре­кращаются после выполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи.

Ко второму виду относятся операции, в которых экспортер предос­тавляет посреднику право продажи своих товаров на определенной терри­тории в течение согласованного срока на основе договора о предоставле­нии права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи.

Торгового посредника в разных странах называют по-разному. В США и Великобритании — дистрибьюторами, в Германии - торговцем по договору или торговцем за свой счет, в Бельгии и Греции - концессионе­ром, в Украине все более распространенным становится название такого посредника - дистрибьютор.

Комиссионные операции. Суть данных операций заключается в со­вершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за cчет комитента. Комиссионер не покупает товаров комитента, а лишь со­вершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означа­ет, что комитент остается собственником товара до его передачи в распо­ряжение конечного потребителя.

Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируют­ся договором комиссии. Механизм осуществления комиссионной сделки состоит в следующем: посредник, хорошо знающий рынок, подписывает договор комиссии (комиссионный договор) с комитентом о поставке това­ра на реализацию, находит покупателя и заключает с ним договор купли-продажи. Полученный платеж от покупателя за вычетом комиссионного вознаграждения в течение оговоренного в договоре срока переводится на счет комитента.

Таким образом, комиссионер является посредником только с точки зрения комитента. Для третьего лица (покупателя), с которым он по пору­чению комитента заключает сделку, комиссионер является стороной дого­вора купли-продажи.

За свои услуги комиссионеры получают вознаграждение, обозначен­ное в договоре.

Разновидностью комиссионных операций являются операции кон­сигнации. Суть их состоит в том, что экспортер (консигнант) поручает по­среднику (консигнатору) реализацию товара со склада в течение установ­ленного срока. Консигнатор не покупает этот товар в свою собственность, а продает его от своего имени и осуществляет платежи консигнатору по мере реализации со склада товара покупателю.

Консигнационная форма продажи используется при слабом освоении рынка или же при поставках новых товаров, мало известных местным по­купателям. На условиях консигнации реализуются в основном товары массового серийного производства, автомобили, тракторы, запасные час­ти, инструменты и т.п.

Агентские операции.Состоят в поручении одной стороной, именуе­мой принципалом, независимой от нее другой стороне, именуемой торго­вым или коммерческим агентом, совершение фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала.

Агентские операции носят более или менее длительный характер. Минимальный срок агентского соглашения, как правило, два года.

В качестве агентов могут действовать даже физические лица, но в большинстве случаев - это юридические лица, зарегистрированные в тор­говом реестре.

Агенты лишь способствуют совершению сделки купли-продажи, но сами в ней в качестве стороны контракта не участвуют. Они не покупают за свой счет товары и не продают их от своего имени. Агенты действуют лишь как представители принципала в рамках ответственности, возло­женной на них соглашением между сторонами (агентом и принципалом).

Терминология, применяемая к агентам в различных странах, разная. В Германии, Австрии, Бельгии их называют торговыми представителями; в Великобритании, США, Швейцарии, Скандинавских странах - агентами; во Франции — представителями. В практике США и Англии термин «агент» используется как в узком смысле (посредник, который уполномо­чен на заключение сделок и совершение других действий от имени и за счет представляемого лица), так и в широком (посредник, охватывающий все виды представительства и посредничества).

Брокерские операции.Данный вид операций состоит в установле­нии через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем. Иначе говоря, они сводят заинтересованных продавцов и покупателей, са­ми при этом не являются стороной в договоре и не участвуют в нем своим капиталом.

В отличие от агента брокер не является представителем, не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основании отдельных поручений.

Брокер подготавливает проект договора и направляет его сторонам для подписания, а затем передает каждой стороне надлежаще подписанный эк­земпляр договора Брокеру могут быть также поручены контроль за исполне­нием заключенного контракта и предъявление рекламаций. Он не становится собственником товара и не уполномочен на получение платежей.

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавли­ваемое торговым обычаем, вознаграждение. Брокеры не имеют права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждении.

Посредников такого рода в разных странах называют по-разному: во Франции - куртье, в Германии и Швейцарии - маклерами, в Англии - брокерами.

На практике один и тот же посредник может выступать одновременно в разном качестве. По различным видам соглашений он может быть аген­том и дистрибьютором, брокером и агентом, выполнять импортные и экс­портные операции и т.д.



Просмотров 1102

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!