![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 6. Торгово-посреднические операции на внешнем рынке
План 1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции". 2. Виды торгово-посреднических операций. 3. Договоры с внешнеторговыми посредниками.
1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции" Под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности понимают операции, связанные с куплей-продажей товаров, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимым посредником на основе специальных соглашений или отдельных поручений. Посредники - это лица, соединяющие стороны, которые желают заключить сделку. Самостоятельная торговля на внешних рынках часто бывает не по силам самим производителям, поэтому они и прибегают к использованию посредников. В качестве последних могут выступать специализированные посреднические фирмы или такие формы продаж, как торги, аукционы, биржи. Торгово-посреднические фирмы в юридическом отношении не зависят от производителей и потребителей товаров. К ним не относятся дочерние предприятия, филиалы и представительства иностранных компаний. Функции, выполняемые посредническими фирмами, разнообразны. Они связаны не только со сбытом и покупкой товаров, но охватывают широкий круг операций и услуг, в частности, такие как: - поиск иностранных партнеров; 3. изучение рынка сбыта; 4. транспортировка и страхование товаров; - кредитно-финансовое обслуживание участников сделки; - оформление документов при совершении сделок; - выполнение таможенных формальностей; - проведение рекламных и других мероприятий по продвижению то - послепродажное техническое обслуживание. Влияние посреднических компаний по странам и товарным потокам разное. В большей степени оно просматривается в Японии, Южной Корее и Англии, в Скандинавских странах. Так, в Японии 8 тыс. торговых компаний контролируют 67% импорта и 60 % экспорта. В Южной Корее три известных торговых дома - "Самсунг", "Хендэ" и "Даеку" - обслуживают 40% внешней торговли страны. В США, Франции и других странах многие крупные компании осуществляют продажу своей продукции на мировых рынках через посредников. В то же время в США большинство малых фирм предпочитают осуществлять экспорт самостоятельно. Главная цель привлечения посредников состоит в повышении экономичности внешнеторговых операций. В некоторых случаях использование посредников является необходимостью, в частности, при таких обстоятельствах, когда: - отдельные рынки сбыта монополизированы и закрыты для самостоятельного проникновения производителей; - предприятия и организации не имеют юридического права на проведение внешнеторговых операций; - предприятия не могут самостоятельно осуществлять исследования зарубежных рынков, заниматься поиском партнеров, грамотно вырабатывать условия контракта и т.д.; - предприятия, выходящие на внешний рынок, вынуждены использовать посредников по причине сложившихся международных торговых обычаев (например, при операциях на аукционах, при торговле на бирже определенными товарами и т.д.). Целесообразно действовать через посредников при выходе на отдаленные и слабоизученные рынки, а также на известный рынок с новыми товарами. Это дает возможность не тратить дополнительные средства внедрения на новый рынок, снижает степень риска предпринимательской деятельности. Сбыт продукции через посредников имеет определенные недостатки: во-первых, это ведет к повышению цен на импортные товары и снижению доходов от экспорта, так как часть выручки остается у посредника; во-вторых, экспортер непосредственно не связан с рынком, не изучает самостоятельно его конъюнктуру, потребности своих покупателей и т.п. Однако данные негативные явления не умаляют тот факт, что в практике мировой торговли посредники используются достаточно широко, поскольку это выгодно как покупателям, так и продавцам. 2. Виды торгово-посреднических операций В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом или покупателем и торговым посредником, а также от функций, выполняемых торговым посредником, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций: операции по перепродаже, комиссионные, агентские и брокерские. Операции по перепродаже.Осуществляются торговыми посредниками от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посредник выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты. В мировой торговой практике различают два вида операций по перепродаже. К первому относятся операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товаров и может реализовать их по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношения между экспортером и посредником такого рода прекращаются после выполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи. Ко второму виду относятся операции, в которых экспортер предоставляет посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи. Торгового посредника в разных странах называют по-разному. В США и Великобритании — дистрибьюторами, в Германии - торговцем по договору или торговцем за свой счет, в Бельгии и Греции - концессионером, в Украине все более распространенным становится название такого посредника - дистрибьютор. Комиссионные операции. Суть данных операций заключается в совершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за cчет комитента. Комиссионер не покупает товаров комитента, а лишь совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означает, что комитент остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного потребителя. Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии. Механизм осуществления комиссионной сделки состоит в следующем: посредник, хорошо знающий рынок, подписывает договор комиссии (комиссионный договор) с комитентом о поставке товара на реализацию, находит покупателя и заключает с ним договор купли-продажи. Полученный платеж от покупателя за вычетом комиссионного вознаграждения в течение оговоренного в договоре срока переводится на счет комитента. Таким образом, комиссионер является посредником только с точки зрения комитента. Для третьего лица (покупателя), с которым он по поручению комитента заключает сделку, комиссионер является стороной договора купли-продажи. За свои услуги комиссионеры получают вознаграждение, обозначенное в договоре. Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Суть их состоит в том, что экспортер (консигнант) поручает посреднику (консигнатору) реализацию товара со склада в течение установленного срока. Консигнатор не покупает этот товар в свою собственность, а продает его от своего имени и осуществляет платежи консигнатору по мере реализации со склада товара покупателю. Консигнационная форма продажи используется при слабом освоении рынка или же при поставках новых товаров, мало известных местным покупателям. На условиях консигнации реализуются в основном товары массового серийного производства, автомобили, тракторы, запасные части, инструменты и т.п. Агентские операции.Состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, независимой от нее другой стороне, именуемой торговым или коммерческим агентом, совершение фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Агентские операции носят более или менее длительный характер. Минимальный срок агентского соглашения, как правило, два года. В качестве агентов могут действовать даже физические лица, но в большинстве случаев - это юридические лица, зарегистрированные в торговом реестре. Агенты лишь способствуют совершению сделки купли-продажи, но сами в ней в качестве стороны контракта не участвуют. Они не покупают за свой счет товары и не продают их от своего имени. Агенты действуют лишь как представители принципала в рамках ответственности, возложенной на них соглашением между сторонами (агентом и принципалом). Терминология, применяемая к агентам в различных странах, разная. В Германии, Австрии, Бельгии их называют торговыми представителями; в Великобритании, США, Швейцарии, Скандинавских странах - агентами; во Франции — представителями. В практике США и Англии термин «агент» используется как в узком смысле (посредник, который уполномочен на заключение сделок и совершение других действий от имени и за счет представляемого лица), так и в широком (посредник, охватывающий все виды представительства и посредничества). Брокерские операции.Данный вид операций состоит в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем. Иначе говоря, они сводят заинтересованных продавцов и покупателей, сами при этом не являются стороной в договоре и не участвуют в нем своим капиталом. В отличие от агента брокер не является представителем, не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основании отдельных поручений. Брокер подготавливает проект договора и направляет его сторонам для подписания, а затем передает каждой стороне надлежаще подписанный экземпляр договора Брокеру могут быть также поручены контроль за исполнением заключенного контракта и предъявление рекламаций. Он не становится собственником товара и не уполномочен на получение платежей. За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавливаемое торговым обычаем, вознаграждение. Брокеры не имеют права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждении. Посредников такого рода в разных странах называют по-разному: во Франции - куртье, в Германии и Швейцарии - маклерами, в Англии - брокерами. На практике один и тот же посредник может выступать одновременно в разном качестве. По различным видам соглашений он может быть агентом и дистрибьютором, брокером и агентом, выполнять импортные и экспортные операции и т.д.
![]() |