Для студентов заочной формы обучения
№ п/п
| Тема дисциплины
| Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
| лекции
| семинары
| с/р
| Модуль 1. Теоретические основы изучения региона
| | 1.
| Регионоведение: предмет и задачи курса. Регион как социально-экономическая система.
Административно-территориальное деление государства. Факторы формирования региональной структуры.
|
|
|
| 2.
| Регионы РФ: дифференциация социально-экономического развития. Статус субъектов федерации и проблемы асимметрии.
|
|
|
| Модуль 2. Южно-российский регион: этапы становления
| | 3.
| Социально-политическая история Юга России.
|
|
|
| 4.
| Русские в формировании единого социокультурного пространства Северного Кавказа.
|
|
|
| 5.
| Историко-культурные традиции народов Южно-российского региона.
|
|
|
| 6.
| Этносы и этническая идентичность. Этноэтикет народов Дона и Северного Кавказа.
|
|
|
|
| Интерактивное занятие. Семинар-представление проектов. Этноэтикет народов Дона и Северного Кавказа.
|
|
|
| 7.
| Культурные и религиозные процессы на Юге России.
|
|
|
| Раздел 3. Юг России в к. ХХ- ХХI веке
| | 8.
| Общая характеристика Юга России как региона и его структура. Социально-экономическое развитие Юга России на субрегиональном уровне.
|
|
|
| 9.
| Интерактивное занятие. Семинар-конференция. Современные этносоциальные и этнополитические процессы на Северном Кавказе. Региональные конфликты на Юге России.
|
|
|
| Всего по курсу:
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины, виды занятий, количество часов)
Для студентов заочной на базе СПО формы обучения
№ п/п
| Тема дисциплины
| Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
| лекции
| семинары
| с/р
| Модуль 1. Теоретические основы изучения региона
| | 1.
| Регионоведение: предмет и задачи курса. Регион как социально-экономическая система.
Административно-территориальное деление государства. Факторы формирования региональной структуры.
|
|
|
| 2.
| Регионы РФ: дифференциация социально-экономического развития. Статус субъектов федерации и проблемы асимметрии.
|
|
|
| Модуль 2. Южно-российский регион: этапы становления
| | 3.
| Социально-политическая история Юга России.
|
|
|
| 4.
| Русские в формировании единого социокультурного пространства Северного Кавказа.
|
|
|
| 5.
| Историко-культурные традиции народов Южно-российского региона.
|
|
|
| 6.
| Этносы и этническая идентичность. Этноэтикет народов Дона и Северного Кавказа.
|
|
|
|
| Интерактивное занятие. Семинар-представление проектов. Этноэтикет народов Дона и Северного Кавказа.
|
|
|
| 7.
| Культурные и религиозные процессы на Юге России.
|
|
|
| Раздел 3. Юг России в к.ХХ- ХХI веке
| | 8.
| Общая характеристика Юга России как региона и его структура. Социально-экономическое развитие Юга России на субрегиональном уровне.
|
|
|
| 9.
| Интерактивное занятие. Семинар-конференция. Современные этносоциальные и этнополитические процессы на Северном Кавказе. Региональные конфликты на Юге России.
|
|
|
| Всего по курсу:
|
|
|
|
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Регионоведение: предмет и задачи курса. Регион как социально-экономическая система. Административно-территориальное деление государства. Факторы формирования региональной структуры
Предмет и методы регионоведения. Основные подходы к изучению региона, типы регионов, иерархия регионов. Регион как социально-экономическая система. Факторы регионализма. Территориальная дифференциация регионов мира.
Факторы административно-территориального деления: этнокультурные, исторические, демографические, природно-географические. Многофакторность в процессах формирования АТД.
Административно-территориальное деление и региональная идентичность. Многообразие форматов административно-территориального деления.
Тема 2. Регионы РФ: дифференциация социально-экономического развития. Статус субъектов федерации и проблемы асимметрии
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ» и создание федеральных округов. Окружная структура Российской Федерации. Административные полномочия Представителя Президента РФ в федеральном округе.
Поливариантная структура административно-территориального деления России. Причины статусных различий между субъектами федерации. Особый статус российских республик. Статус автономных округов. Проблема равноправия и асимметрии в Российской Федерации и пути ее решения.
|