![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Исследование-науч.изучение рассматриваемого объекта с целью определения закономерностей его возникновения, развития и получения новых знаний. Составляющие исследования: -сбор информации и выявление проблем; -определение объекта и предмета исследования; -постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения; -определение внутр. и внеш. границ исследования системы; -анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы; -выявление факторов влияющих на проблему; -определение методов решения задач; -формулировка исходных гипотез; -теор ан-з исходных гипотез; -проведение эксперимента ; -анализ и обобщение результатов. Система управления-совокупность взаимосвязанных элементов (целей,функций,организац.структур упр-я,методов упр-я) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты упр-я для достижения целей системы. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления. СУ состоит из субъекта упр-я (кто упр-ет) и объекта упр-я (кем упр-ют). Методы исследования-способы,приемы проведения исследования. Всего 3 разновидности:1)м-ды основанные на использовании знаний специалистов;2) м-ды моделирования;3)комплексные м-ды. Экспертные м-ды-м-ды,основанные на выявлении и обобщении мнений опытных экспертов,использовании их опыта,вкл-ют: -мозговая атака, м-д типа сценариев(вкл.SWOT анализ);м-д Дельфи, м-д экспертных оценок, Дерево целей, Деловая игра. Мозговая атака(мозговой штурм)-конференция идей, коллективная генерация идей. При проведении этого м-да действуют след правила:большая свобода мышления участников, приветствуются любые идеи, критика не допускается. Требуется высказывать как можно больше идей, создаются как бы цепные реакции идей. М-д типа сценариев.Сценарий-представления о проблеме изложенные в письменном виде. Вначале документ,содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению написанный экспертом индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Группе экспертов дается вся необходимая информация о проблеме. Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме. В сценарий вводятся количественные параметры и устанавливаются их взаимосвязи. М-д экспертных оценок.Оценка сод-т:экспертный опрос(анкетирование, интервью); подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, упорядочение); м-ды обработки результатов опроса; требования к экспертам, оценка их компетентности; организация экспертных опросов. Выбор форм и м-дов проведения экспертных опросов зависит от конкретной задачи и условий проведения экспертизы. Но существуют недостатки: ЭО несут в себе узкосубъективные черты и коллективно-субъективные черты. На ЭО нужно смотреть как на «общественную»точку зрения,зависящую от уровня научно-технич.знаний общества относительно предмета исследования.. SWOT анализ-м-д изучения сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей деятельности. М-д типа Дельфи В данном м-де повышается объективность результатов. Разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-опросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями др. друга между турами. Для снижения внушения или приспособления к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения. Недостатки: трудоемкость обработки результатов и значительные временные затраты. Для повышения результативности опросов этот метод сочетают с элементами деловой игры. Дерево целейРазделение общей цели на подцели, а их на более детальные составляющие. Этот м-д ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, т.е. такой структуры, которая мало изменялась при неизбежных изменениях. Деловая играМетод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных сиуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ПК. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на решение сложной практич. задачи. Недостатки: наиболее сложно полное отражение исследуемой ситуации, отсюда время затрачиваемое на игру увеличивается, затрудняется понимание процессов, следовательно эффективность игры снижается. Необходимо постоянно помнить о цели проектируемой игры.
![]() |