![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эзотерическое и экзотерическое в религии. Современные эзотерические учения и культы
Религиозный фундаментализм: определение, причины становления и распространения. Религиозное и национальное в современном мире: модели взаимоотношений. Религиозный фактор в современных этнополитических конфликтах Эзотерическое и экзотерическое в религии. Современные эзотерические учения и культы. Эзотеризм имеет глубокие исторические корни. На Западе и Востоке он проявляется по-разному, однако есть основания говорить об эзотеризме вообще, так как его проявления, как правило, обладают сходными характеристиками. Истоки эзотеризма связаны с религиозными практиками т.н. “примитивных” обществ: магия, шаманизм и пр. Сюда же включены мифологии и мистерии цивилизаций Древнего мира: Вавилона, Египта, Индии и Китая, Греции и Рима. Другим источником, имеющим право называться “учением” в полном смысле слова, является определенная часть религиозной философии Востока и Запада (гностицизм, герметизм, пифагореизм, стоицизм, неоплатонизм и др.). В особом ряду стоят религиозно-мистические учения, оформившееся в XIX-XX вв. (масонство, теософия, антропософия, традиционализм и др.). Близкий к современному вид “таинственного” (эзотерического) учения появился уже в начале нашей эры. Существенной причиной возникновения “тайного знания”, было, как предполагает наука, взаимодействие и смешение различных культурных и религиозных традиций народов в Римской империи (синкретизация). В начале первого тысячелетия возникает герметизм, вобравший в себя элементы гностицизма, египетскую магию, частично греческую мифологию и философию, библейские сказания и пр. Статус герметизма в общественной мысли Европы вплоть до XVII века был очень высок и претендовал на роль высшего сакрального знания. (Швейцарскому ученому Исааку де Казабону удалось доказать, что, судя по особенностям языка, автор большинства книг “Герметического корпуса” жил не ранее I в. н.э. и не мог быть современником Моисея, как считалось ранее). В Средние века на европейскую философию большое влияние оказывала мусульманская и еврейская литература, в том числе научная и эзотерическая. Многие трактаты мусульманских мистиков, астрологов и алхимиков были известны не только в узком кругу интеллектуалов, но и пользовались широкой популярностью. (Авторство многих из них приписывалось Аристотелю и Платону). Не менее популярными в философии и в массовом сознании были каббалистические течения. На этой почве, а также вследствие развития собственно европейской науки в эпоху Возрождения, возникла масса эзотерических учений и трудов. В средневековой городской среде получает распространение термин “оккультизм”. Он включает в себя традиционный набор “тайных наук”: астрология, алхимия, магия, теософия. Церковь и государство довольно долго не выражали однозначного отношения к этим “наукам”, и костры инквизиции загорелись, когда оккультизм стал неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. Длительную эволюцию претерпела астрология. Выделялось два основных этапа этого процесса: астротеология и астромифология. Первый этап подразумевал поклонение небесным богам. Второй включал в себя огромный период, когда влияние звёзд на человека обосновывалось в рамках того или иного учения о космосе. Принципиально важно было различать веру в то, что звёзды делают судьбу человека, и веру в то, что звёзды сообщают своим положением, какова будет его судьба. Критика астрологии имеет длительную историю. Еще античные философы задавались вопросом, почему люди с разными гороскопами могут утонуть на одном корабле; или: если вор украл под влиянием звёзд, то виновен ли он? Нередко астрология выполняла в системе эзотеризма роль космологии, т.е. общего учения о природе. Изучение тайн земли было приоритетом алхимии. В основе этого учения лежит идея Первоматерии, которая, будучи ближе всего к источнику бытия, обладает совершенными свойствами: всё делает прекрасным и цельным, то есть исцеляет от всех болезней человека, металл же превращает в золото (истинное, здоровое состояние металла) и т.д. Алхимические процессы нередко толковались символически, как духовное преображение человеческой личности. (Обе эти трактовки безболезненно сосуществовали в сознании одного и того же человека). Одним из древнейших и наиболее распространенных способов воздействия человека на окружающий мир была магия. В классификации Корнелия Агриппы фон Неттесхеймского она является обобщающим понятием для всех видов оккультизма, а также вбирала в себя доминирующее в то время христианское богословие. В Новое время одной из наиболее распространенных и популярных форм эзотеризма стал спиритизм, имевший своими истоками древнейшие практики общения с духами и шаманизм. В явной или в скрытой форме, он присутствует во всех формах эзотеризма, в том числе и в основной теоретической базе современного эзотеризма – теософии. Источниками современной теософии можно назвать отдельные традиции толкования индийских Вед, а также философию неоплатонизма. Этапным событием оказавшим решающее значение на ход современного эзотерического процесса стало опубликование во втор. пол. XIX фундаментального труда Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». В основу масштабного синкретического учения были положены фактически все известные на то время религиозно-мистические и философские учения. Однако «дух учения», главным образом составила ведическая традиция. Благодаря ей неотъемлемой чертой теософии стала вера в неизбежное поступательное «вызревание» человеческого сознания на основе переселения душ. Приход рационалистического мышления нанёс оккультизму ощутимый урон. Переворот в представлениях о планетах, звёздах, физико-химической структуре материи и её законах, биологии, географии, как казалось, не оставлял места тайне. (Например, все астрологические подсчеты становятся бессмысленны, если Земля не будет помещена в центр мира, как то утверждает астрология халдеев, Птолемея и Роджера Бэкона). Вместо астрологов ход болезней и погоду стали предсказывать медицина и метеорология. Однако, к концу ХХ века стало ясно, что в космосе и внутри самого человеке, не всё так просто и схематично как это казалось ранее. В особенности это касалось «странных открытий в физике» (квантовая механика) и страшных открытий истории (мировые войны). Трезвый разум Просвещения не дал счастья человечеству, и оно в середине ХХ века тотально обращается не только к традиционным религиозным формам Востока и Запада, но и к полузабытым формам рационального и иррационального познания. Его все чаще интересует не “светлое будущее”, а покрытое мраком прошлое: бессознательное раннего детства, “прошлые жизни”, забытые религии, сакральная медицина и т.п. В “глубинной” психологии К.Г. Юнга предлагается своеобразная трактовка эзотерической символики магии и алхимии. Он считает, что эти виды рациональности непосредственно связаны с базовыми архетипами сознания человечества, присущи каждому и передаются генетически. Кроме того, углубление внутрь себя часто приносит душевное сближение с собратьями по внутреннему кругу, что также лечит раны отчуждения от общества, природы и самого себя. На многие проблемы современная наука пока отвечает неоднозначно, что свидетельствует о необходимости глубоких и объективных исследований одной из наиболее «интимных» – сфер религиозно-мистической жизни человечества. Термин «Эзотерическое» появился в н. 20 века Концепции: 1. научный романтизм Гете, размышления о протофеномене, знание, которое дано избранным; 2. «Концепция неявного знания» М. Полани (интуитивное знание) 3. Интуитивизм А. Пуанкаре, попытка объяснить знание из предчувствования 4. Фейерабенд «Методологический анархизм» Эзотерическое появляется тогда, когда признают существование неких субстанций; которые нельзя подвести под понятие «духовное» (внутренняя сущность явлений) Экзотерическое – внешняя сущность явлений. Существует 2 реальности:( понятие реальности) 1. Идеальная реальность 2. Обязательное изменение себя и Космоса. Отсюда, 2 характерные цели: 1. Познавательная (познание фактов, лежащих за пределами обычного опыта) 2. Супер-цель (цель власти, управление процессами внешнего мира) Особенности: отсутствует периодичность; основано на герметизме; знание статично. Мистика – тайное, но доступное не только посвященным, но и большому кругу людей (Р. Штайнер) Спиритизм – существование сверхъестественного мира (американский, европейский) Спиритуализм – (душа, дух) рассматривает дух в качестве основы действительности. (Бергсон) Введен в оборот в н. 19 в. Возможность работы с первоосновой. Оккультизм- общее название учений, которые признают существование сил, скрытых в человеке и космосе, но возможные для изучения. Научный оккультизм – объединяет в себе характеристики спиритизма и оккультизма. В 1870 –время появления диалектического общества. Туда входили эксперты, которые исследовали спиритизм экспериментальным путем. ( пример Менделеев.) Главные этапы формирования оккультизма 12 в. – первый свод учений Каббалы (Раби Авраам Бен Давид) 13 в. – А. Великий – учитель оккультизма 14.в – Р. Лулий « Великое искусство» магия и алхимия 15в. – Граф Пике Миранделла (Мир видимы и мир невидимый – едины! (Каббала)) 16 в. – Корнелиус фон Неттесхайн 3т. «Оккультная философия» Агриппа -основатель современного оккультизма. 16-17в. – изобретение микроскопа и телескопа ( упадок оккультизма) 17-18 в.- возрождение оккультизма ( масоны и розенкрейцеры) 19 в. – врачи проявляют внимание к оккультным учениям Ф. А. Месмер ( 1733-1815), швейцарский врач, гипнотизер, основатель учения о «животном магнетизме» 1768г. – он написал диссертацию « О влиянии планет на людей» ( магнитные бури) Е.П. Блаватская использует его эксперименты 20в. – мировой экономический кризис Научный эзотеризм Антропософия А. Штайнера - воспринимается на веру - основано на Жанре суггестии (норативная суггестия –метод, который опирается на легенды, предания.) - Слово обладает мистической силой (проговаривание через себя определенной мистической формулы, введение себя в транс). Система инициации Обряд посвящения для .. бога Гермеса, Тотта, Меркурия ) 3 функции 1. посвящение 2. неофит 3. посвященный мастер Ступени 1 Беломагическое посвящение ( уничижение себя) 2. Черномагическое посвящение ( возвышение себя) 1 стадия : испытать неофита (1+4) 2 стадия : Астральных испытаний страсть, совесть, страх Страсть: противостояние соблазну; не использовать победу , одежанную собственными деяниями. Совесть: сохранить тайну 3 стадия: нейтрализация бинеров Посвятительная система : дух-материя, добро-зло, жизнь-смерть, эссенция-субстанция, справедливость – насилие. Неофит должен отказаться от того, что он знал раньше. 1. Этическая (нравственное совершенствование, изменение характера) - освобождение чувственности -гнева - тщеславия - жадности - зависти - способности противостоять внешнему влиянию 2. Техническая (достижение совершенства) Осознание единства со всем Абсолютом. 2. Личное Я, с мировым Я ( на голове повязка 7 головой змеи) Иерофант ( повязка с 1 головой змеи) – становится разумным, волевым, освобождение от господства чувства. Испытания : смертью, огнем и мечом. Современное посвящение: 1. Физическое упражнение с большой сосредоточенностью 2. «тренировка души» (иллюзии) , Вызывание различных эмоций и переживание их 3. Упражнения , связанные с технической концентрацией ( интеллектуальное, эмоциональной, духовное). Это умение приобретается путем « молчание-разговор» и т.д. Д.В. Пивоваров Эзотеризм. Сакральное соположено с тайной, таинственностью, невыразимостью и секретностью. В этом аспекте оно раскрывается понятием эзотеризма, определяемом как нечто тайное, известное только особо посвященным, скрытое, неясное, запутанное. В философии античной Греции эзотерическим называли учение, которое передается из уст учителя в уста избранных учеников. Например, пифагорейские истины, дошедшие через Платона до александрийских неопифагорейцев, имели своей целью пронизать дух и душу ученика нерационализируемой мудростью. Эзотеризм противоположен экзотеризму профанному, постороннему, открытому непосвященному, общепонятному и общедоступному), то есть знанию, доступному всем и имеющему публичный статус. В любом более или менее глубоком учении существуют взаимодополняющие друг друга моменты эзотеризма и экзотеризма подобно тому как дополняют друг друга дух и буква учения, сущность и явление, ядро и скорлупа ореха. Древнегреческим философским учениям предшествовали религиозные мистерии, тайные действа; так, мисты клялись не разглашать того, что им было открыто во время элевсинских мистерий. Эзотеризм объективно обусловлен тем, что никакая объективная сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания; непостижимые и невыразимые аспекты сущности в лучшем случае категоризуются особыми символами. Секретная сторона бытия частично постигается мистическим вживанием в эти символы (например, в имена). Эзотеризм связан, во-первых, с запретами на разглашение секретов ремесла, науки, искусства, религии, мистической философии, а во-вторых, с запретами на обучение посторонних устной или письменной символике тайной доктрины. Низший уровень эзотеризма тайна, воспринимаемая в молчании. Средний уровень то, о чем запрещено говорить. Высший уровень то, о чем трудно говорить из-за объективной невыразимости самых глубоких истин. В любом религиозном учении есть эзотерическая и экзотерическая стороны. Вместе с тем эзотеризм не обязательно носит религиозный характер. Эзотеризм сопряжен с постижением предельных сущностей бытия через такие способности духа, как вера, совесть и мистическое прозрение. Магия - 1)принцип взаимодействия сущностей с законами природы и материалом. Можно сказать, что магия — набор приемов воздействия на окружающую среду с целью получения каких-либо результатов. 2) способ осуществления желаемых перемен в мире физических явлений. Процесс формирования и развития человеческой личности. Магию не следует путать с трюками иллюзиониста, с предрассудками или с оккультными ритуалами. Астрология — наука, связующая воедино символические элементы, означающие планеты, созвездия, узлы и т.д., в некую формулу, описывающую исходные данные и качества живого Целого, в том числе человека, в ключе закона причинно-следственных связей. Гороскоп можно рассматривать как матрицу следствий кармических клише, наработанных в предыдущих воплощениях. Причина же того, что гороскоп сформировался тем или иным образом, зашифрована в его символах. Нетрадиционная астрология позволяет вскрывать эти причины, обусловленные отклонениями по Качествам, и показывает пути их исправления. Алхимия – у средневековых мистиков: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи не существующего в природе, фантастического философского камня. Теософия - (греч. theos - бог, sophia - мудрость) - Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика. (теософский словарь Е.И.Блаватской) ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Герметизм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения. Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики
![]() |