Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие «мистическое учение»: характерные черты и классификация



Д.В. Пивоваров.

Мистицизм. Мистика (от греч. mystikos таинственный, закрытый), мистерия и мистические понятия, описывающие доступ человека к самому сокровенному и святому. Мистицизм есть религиозно-философская концепция, обосновывающая возможность непосредственного знания трансцендентной реальности, когда душа человека прямо соприкасается с этой реальностью, пребывает в ней. Вместе с тем в мистической когнитивной ситуации отсутствует объект сознания, который можно каким-либо образом определить. Понятие мистического постижения бытия противоположно понятию освоения мира через образы (копии) эйдосы, идеи, идеалы, сенсорные восприятия, понятия, знаки, символы или модели. В более узком смысле под мистическим понимают опыт непосредственного общения с Богом, переживание в экстазе подлинной встречи человека с Абсолютом, религиозную практику единения с Полнотой Бытия.

Своими корнями мистицизм уходит в древние религии, и сегодня его суть по-разному толкуется в религиозных системах и в теологии. Пантеисты индуистского и буддийского толка говорят о мистическом как слиянии человека с безличным абсолютом, причем только по воле последнего. В системах теизма мистическое раскрывается как диалогическое общение верующего с личностным Богом (лицом к лицу), причем это общение обусловлено не только волеизъявлением Бога, но также свободой воли верующего. Практика мистицизма основана на разнообразных системах психотехники, упражнений и медитации (йога, гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах и символах, на повторениях сочетаний слов и т. п.).

Развитию мистицизма способствовали индуизм (веданта), даосизм, пифагореизм, платонизм, а в современной внеконфессиональной сфере теософия и антропософия. Сильны были мотивы мистицизма в раннем христианстве, гностицизме, манихействе, суфизме, каббале, исихазме. Иногда мистицизм становился формой протеста против церковной и социальной иерархии. Не следует путать мистическое с необычными явлениями (призраками, левитацией и т. д.), а также с любыми невнятными видениями и бормотаниями во время транса. Мистическое состояние достаточно редко, достигнуть его может далеко не каждый верующий. В XVI в. И. Лойола, основатель ордена иезуитов, разработал для монахов особую мистическую систему духовных упражнений: самоиспытаний, многодневных молчаний, тревоги, тоски и т. д.

Понятие мистерии обычно применяют в более узком и специфическом смысле тайного религиозного обряда. В таких обрядах участвовали мисты, то есть посвященные. В Египте были мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции элевсинские, орфические, самофракийские мистерии, в Риме мистерии Вакха, Аттиса и др. Под мистерией также понимается жанр средневекового религиозного театра в Западной Европе; мистерия представлялась на площадях городов, где религиозные сцены чередовались с вставными комедийно-бытовыми эпизодами, интермедиями.

Мистицизм одной стороной уходит в сердцевину религии, и в этом смысле мистицизм есть ядро религии. Однако второй стороной мистицизм, пишет П. Минин, имеет тенденцию стать к религии в оппозиционное отношение, образовать религию в религии(Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. С. 10). А. Бергсон различал статичную религию церквей и динамичную религию мистиков; первая социальна и консервативна, вторая личная и обновляющаяся. К крайним формам мистики тяготеют немногие ищущие, остальные же верующие довольствуются подчинением догматическому учению и принудительному авторитету (см.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994).

Суфизм (предположительно от арабского «суф» (араб. ?????) — шерсть), суфий - носящий шерстяной плащ) — религиозное течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Предположительно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманской культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет схожесть с мировоззрением дхармических религий.

"Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, до которого должны доводить себя верующие. Специальные телесные практики, в особенности - "суфийский зикр", способны поднять кундалини верующего и открыть у практикующего различные бодхи (сверх силы и мистические способности). В арабо - исламской терминологии "Суфий" — это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некой абстрактной Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).

Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и крайний мистицизм.

Путь приближения к Аллаху представляет собой такие ступени сердца, как покаяние, самоотчет, страх, надежда, самоконтроль и нравственные качества: правдивость, искренность, терпеливость, которыми украшается мюрид в пути ощутимого познания Аллаха и достижения степени ихсана, которой нет предела. Под приближением к Аллаху не подразумевается предметная близость, так как Всевышний Велик от того, чтобы Его ограничивало время или место. По этому поводу Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: «Твое приближение к Аллаху - твое приближение к Его познанию. Иначе не может быть, потому что Он не присоединим ни к чему, и к Нему ничто не присоединимо».

Исихазм (от др.-греч. ??????, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV—XV веков. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама.

История исихазма

(от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность). Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии. Большая их часть представляла собой монашеские практики, как, скажем, у Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века. Но именно теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.)

В современной России наблюдается рост интереса к исихазму. На Западе он считается одним из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма было признано еретическим в XVII веке.

Сущность исихазма

Кратко говоря, исихазм — это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Ключевой цитатой из Священного Писания является «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк,17,21).

Согласно Новому Завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин, 1,18), но Палама и вслед за ним исихасты утверждают, что Его энергии пронзают сей мир, то есть исихасты зрят несотворённое и невещественное излучение Бога. Утилитарный смысл этих мистических практик трудно объясним. С бытовой точки зрения, считается, что это приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности общения с ангельскими материями. Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется». Большая часть этих историй связана с Афонским монашеством.

Практика умного делания

В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно. Вместе с тем они постятся, часто причащаются и, по возможности, занимаются благотворительностью. Бывает, и миряне-исихасты читают беззвучную молитву про себя и в ходе обыденной жизни.

Исихазм и эзотерика

Исихазм сравнивают с восточными эзотерическими практиками, например с медитацией, в случае с исихазмом контроль дыхания, расположение головы или поза тела также имеют важное значения. К сожаленю, существует мало работ описывающих такие "телесные" упражнения, так как опыт исихии неудобосказуем, как говорит Никифор Уединенный, чьи работы "Слово о трезвении и хранении сердца" и "Метод священной молитвы и внимания", приписываемая также Симеону Богослову, являются чуть ли не единственными в описании данной практики. Впрочем, как и в медитациях существует бесчисленные способы работы над собой. Как писал Симеон Новый Богослов, «самое главное не вдаться бесовскому наваждению и тщеславию, как делают многие, которым кажется будто они зрят в этом занятии райские картины».



Просмотров 729

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!