![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Понятие «мистическое учение»: характерные черты и классификация
Д.В. Пивоваров. Мистицизм. Мистика (от греч. mystikos таинственный, закрытый), мистерия и мистические понятия, описывающие доступ человека к самому сокровенному и святому. Мистицизм есть религиозно-философская концепция, обосновывающая возможность непосредственного знания трансцендентной реальности, когда душа человека прямо соприкасается с этой реальностью, пребывает в ней. Вместе с тем в мистической когнитивной ситуации отсутствует объект сознания, который можно каким-либо образом определить. Понятие мистического постижения бытия противоположно понятию освоения мира через образы (копии) эйдосы, идеи, идеалы, сенсорные восприятия, понятия, знаки, символы или модели. В более узком смысле под мистическим понимают опыт непосредственного общения с Богом, переживание в экстазе подлинной встречи человека с Абсолютом, религиозную практику единения с Полнотой Бытия. Своими корнями мистицизм уходит в древние религии, и сегодня его суть по-разному толкуется в религиозных системах и в теологии. Пантеисты индуистского и буддийского толка говорят о мистическом как слиянии человека с безличным абсолютом, причем только по воле последнего. В системах теизма мистическое раскрывается как диалогическое общение верующего с личностным Богом (лицом к лицу), причем это общение обусловлено не только волеизъявлением Бога, но также свободой воли верующего. Практика мистицизма основана на разнообразных системах психотехники, упражнений и медитации (йога, гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах и символах, на повторениях сочетаний слов и т. п.). Развитию мистицизма способствовали индуизм (веданта), даосизм, пифагореизм, платонизм, а в современной внеконфессиональной сфере теософия и антропософия. Сильны были мотивы мистицизма в раннем христианстве, гностицизме, манихействе, суфизме, каббале, исихазме. Иногда мистицизм становился формой протеста против церковной и социальной иерархии. Не следует путать мистическое с необычными явлениями (призраками, левитацией и т. д.), а также с любыми невнятными видениями и бормотаниями во время транса. Мистическое состояние достаточно редко, достигнуть его может далеко не каждый верующий. В XVI в. И. Лойола, основатель ордена иезуитов, разработал для монахов особую мистическую систему духовных упражнений: самоиспытаний, многодневных молчаний, тревоги, тоски и т. д. Понятие мистерии обычно применяют в более узком и специфическом смысле тайного религиозного обряда. В таких обрядах участвовали мисты, то есть посвященные. В Египте были мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции элевсинские, орфические, самофракийские мистерии, в Риме мистерии Вакха, Аттиса и др. Под мистерией также понимается жанр средневекового религиозного театра в Западной Европе; мистерия представлялась на площадях городов, где религиозные сцены чередовались с вставными комедийно-бытовыми эпизодами, интермедиями. Мистицизм одной стороной уходит в сердцевину религии, и в этом смысле мистицизм есть ядро религии. Однако второй стороной мистицизм, пишет П. Минин, имеет тенденцию стать к религии в оппозиционное отношение, образовать религию в религии(Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. С. 10). А. Бергсон различал статичную религию церквей и динамичную религию мистиков; первая социальна и консервативна, вторая личная и обновляющаяся. К крайним формам мистики тяготеют немногие ищущие, остальные же верующие довольствуются подчинением догматическому учению и принудительному авторитету (см.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994). Суфизм (предположительно от арабского «суф» (араб. ?????) — шерсть), суфий - носящий шерстяной плащ) — религиозное течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Предположительно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманской культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет схожесть с мировоззрением дхармических религий. "Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, до которого должны доводить себя верующие. Специальные телесные практики, в особенности - "суфийский зикр", способны поднять кундалини верующего и открыть у практикующего различные бодхи (сверх силы и мистические способности). В арабо - исламской терминологии "Суфий" — это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некой абстрактной Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем). Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и крайний мистицизм. Путь приближения к Аллаху представляет собой такие ступени сердца, как покаяние, самоотчет, страх, надежда, самоконтроль и нравственные качества: правдивость, искренность, терпеливость, которыми украшается мюрид в пути ощутимого познания Аллаха и достижения степени ихсана, которой нет предела. Под приближением к Аллаху не подразумевается предметная близость, так как Всевышний Велик от того, чтобы Его ограничивало время или место. По этому поводу Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: «Твое приближение к Аллаху - твое приближение к Его познанию. Иначе не может быть, потому что Он не присоединим ни к чему, и к Нему ничто не присоединимо». Исихазм (от др.-греч. ??????, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV—XV веков. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. История исихазма (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность). Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии. Большая их часть представляла собой монашеские практики, как, скажем, у Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века. Но именно теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) В современной России наблюдается рост интереса к исихазму. На Западе он считается одним из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма было признано еретическим в XVII веке. Сущность исихазма Кратко говоря, исихазм — это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Ключевой цитатой из Священного Писания является «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк,17,21). Согласно Новому Завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин, 1,18), но Палама и вслед за ним исихасты утверждают, что Его энергии пронзают сей мир, то есть исихасты зрят несотворённое и невещественное излучение Бога. Утилитарный смысл этих мистических практик трудно объясним. С бытовой точки зрения, считается, что это приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности общения с ангельскими материями. Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется». Большая часть этих историй связана с Афонским монашеством. Практика умного делания В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно. Вместе с тем они постятся, часто причащаются и, по возможности, занимаются благотворительностью. Бывает, и миряне-исихасты читают беззвучную молитву про себя и в ходе обыденной жизни. Исихазм и эзотерика Исихазм сравнивают с восточными эзотерическими практиками, например с медитацией, в случае с исихазмом контроль дыхания, расположение головы или поза тела также имеют важное значения. К сожаленю, существует мало работ описывающих такие "телесные" упражнения, так как опыт исихии неудобосказуем, как говорит Никифор Уединенный, чьи работы "Слово о трезвении и хранении сердца" и "Метод священной молитвы и внимания", приписываемая также Симеону Богослову, являются чуть ли не единственными в описании данной практики. Впрочем, как и в медитациях существует бесчисленные способы работы над собой. Как писал Симеон Новый Богослов, «самое главное не вдаться бесовскому наваждению и тщеславию, как делают многие, которым кажется будто они зрят в этом занятии райские картины».
![]() |