![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Виды цен в маркетинге. Структура цены. Методы установления цен в маркетинге. Ценообразование на разных типах рынков
Классификация цен по признакам: 1. степень осязаемости товара: a. цена на товар; b. цена на услугу. 2. обслуживание отраслей и сфер экономики: a. цены строительства; b. промышленности; c. транспортные тарифы; d. коммунальное обслуживание; e. тарифы теплоэнергоснабжения; f. цены во внешнеторговом обороте. 3. срок согласования цен: a. твердая цена; b. подвижная; c. скользящая 4. степень участия государства в установлении цены: a. свободная цена; b. регулируемая. 5. территория действия цены: a. единая(по всей стране); b. зональная. c. отпускная (по месту изготовления) 6. порядок возмещения транспортных расходов: a. франко – склад поставщика (франко показывает да какого пункта на пути следования товара от производителя до потребителя производитель включает транспортные расходы в цену товара.) b. франко –станция c. франко граница 7. способ предоставления информации о цене: a. публичная; b. справочная; c. расчетная 8. в зависимости от стадии производственного процесса : a. лимитная; b. производственная 9. в зависимости от сферы товарооборота: a. отптовая; b. розничная а по сроку действия подразделяются на постоянные, временные, сезонные, разовые. Постоянство цен в рыночной экономике очень относительно. Перечень товаров, на которые устанавливаются постоянные цены, ограничен и обычно сообщается в прейскурантах, которые под влиянием динамичности рынка регулярно пересматриваются, обновляются. Временные цены применяются главным образом для того, чтобы стимулировать потребителей к производству и реализации товаров. В связи с этим к ним могут быть установлены временные надбавки за качество товара (например, за реализацию в государственные ресурсы зерна базисной влажности в годы с неблагоприятными погодными условиями). Сезонные цены изменяются в течение года. Их уровень зависит от изменения условий производства и потребления товаров (например, сезонные цены на овощи, фрукты). Этот вид цен используется при сезонной распродаже одежды, обуви и рассматривается как средство поддержки малоимущих слоев населения. Разовые цены устанавливаются на товары, отличающиеся уникальностью или произведенные по разовым заказам. Например, разовая цена может использоваться при заключении контракта на куплю-продажу результатов интеллектуального труда, высокоценного племенного животного и т. п. В зависимости от степени централизации (либерализации) ценообразования различают государственные, договорные и рыночные цены. Виды внутренних цен. Цена производства складывается из издержек на производство и средней прибыли и является исходной базой при расчете других видов цен. Из всех видов цен особое значение имеет рыночная цена, т . е. фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. Значение рыночной цены для развития товарного производства определяется ее функциями: информационной, стимулирующей и балансирующей. Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стоимости товара. Это делается с целью получения монопольной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль. Такая цена называется сдерживающей. Другой вид монопольной цены — цена вытеснения. Она ниже уровня переменных издержек. Следует отметить, что применение сдерживающей цены и цены вытеснения в большинстве стран считается противозаконным. Иногда с целью завоевания рынка, вытеснения конкурентов, осуществления спекулятивных сделок используют демпинг — продажу товаров по необоснованно низким ценам, называемым демпинговыми (бросовыми). Цена приобретения — фактическая цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров. Цена предложения — рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца. Рыночная ситуация, в которой цена формируется как цена предложения, стимулирует расширение товарного предложения. Ухудшение условий конкуренции сопровождается понижением рыночной цены и приводит к сокращению товарного предложения. Цена номинальная бывает двух видов: цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках (обычно называется базисной), и биржевая котировочная цена за товар, по которому в день котировки не были заключены сделки. Цена контрактная (договорная) — цена, устанавливаемая в контракте. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение всего срока его действия; подвижная фиксируется при заключении контракта, но в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится; скользящая устанавливается на товар, подлежащий поставке в будущем, в зависимости от условий, определенных договором, и не является окончательной. Цена с последующей фиксацией устанавливается по согласованию сторон в определенный после подписания контракта момент на основе рыночной цены товара, которая будет существовать на определенную дату (например, на дату поставки). Порядок определения рыночной цены устанавливается договором, например на основе котировки, указанной в договоре биржи, по справочникам и другим публикациям. Цена справочная — вид оптовой цены во внутренней и международной торговле. Особым видом справочной цены являются прейскурантные цены. Справочная цена, будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактических цен уже заключенных сделок (за прошедшую неделю, месяц), выступает для продавца и покупателя в виде исходного пункта при определении цены, фиксируемой в контракте. Справочные цены используются обычно при срочной купле-продаже небольших партий товара. При крупномасштабных торговых операциях (реализации большого количества товаров) к справочной цене применяется система скидок. Наиболее широко используется система скидок со справочной цены при поставке готовых изделий, особенно машин и оборудования. Справочные цены на товары, обращающиеся в международной торговле, публикуются в изданиях фирм-экспортеров, в специальных периодических изданиях ООН и т. п. Данные о справочных ценах ряда товаров систематически публикуются в Бюллетене иностранной коммерческой информации (БИКИ). Закупочные цены предназначены для взаиморасчетов государства с поставщиками сельскохозяйственной продукции государству. Они оказывают непосредственное влияние на состояние экономики потребителей сельскохозяйственной продукции. Экономически обоснованные закупочные цены должны обеспечивать рентабельное ведение сельскохозяйственного производства. Паритетная цена — цена на сельхозпродукты, гарантированная фермерам федеральным правительством. Применяется в США. Формула определения паритетной цены ориентируется на среднее соотношение цен, складывающееся при обмене сельскохозяйственных товаров на товары и услуги, приобретенные фермерами в предшествующее десятилетие. Паритетные цены исчисляются по всем товарам путем деления средней фермерской цены за предшествующий данному году десятилетний период на паритетный индекс, т. е. на отношение индекса цен, по которым фермеры в течение данного десятилетия реализуют сельскохозяйственную продукцию, к индексу цен, уплачиваемых в эти же годы за приобретаемые товары. В связи с высокими темпами роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности, приобретаемую фермерами в обмен на сельскохозяйственные товары, паритетная цена систематически повышается. Под спекулятивной ценой понимается цена настоящих продаж, определяемая под влиянием оценки перспектив изменения рыночной конъюнктуры, в том числе и будущих цен на данную продукцию. Сопоставимые цены — цены какого-либо определенного года или на определенную дату, условно принимаемые за основу при сопоставлении экономических показателей в стоимостном выражении. Цены, устанавливаемые внерыночным административным путем, называются предписываемыми (административными); запретительные цены представляют собой высокие ставки, вводимые в целях ограждения внутреннего рынка от ввоза определенных иностранных товаров; приемлемой(справедливой) ценой называется цена, обеспечивающая условия для расширенного воспроизводства и нормальную прибыль для большинства предприятий, производящих одну и ту же продукцию; при приобретении товаров в кредит используется общая цена, включающая в себя базовую цену товара и проценты за кредит, за исключением платежей и штрафов за нарушение условий контракта; цена на товары, указанная в счете-фактуре, называется фактурной; цена, ниже которой продавец не согласен продавать свой товар, или наивысшая цена, которую готов заплатить покупатель, называется резервированной(отправной); цена, установленная предприятием-лидером и являющаяся ориентиром для остальных предприятий, находящихся на рынке, называется ценой лидера окончательная цена при оплате наличными за вычетом всех скидок называется ценой-нетто;паушальная цена — цена всего количества товара независимо от сорта, качества. При установлении цены учитывают 1. Себестоимость- это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. В перечень статей калькуляции включаются : · Сырье и материалы, · Возвратные отходы, · Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий, · Топливо и энергия на технические цели, · Заработная плата производственных рабочих, · Отчисления на социальные нужды, · Общепроизводственные расходы, · Общехозяйственные расходы, · Потери от брака, · Прочие производственные расходы, · Коммерческие расходы. 2. Прибыль- это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. После уплаты налога предприятие получает чистую прибыль. Чистая прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления. 3. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо – сбытовых надбавок. Последние, по существ, есть цена за услуги оптового звена, поэтому, как любая цена, включает затраты и прибыль. В снабженческо – сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению комплектации, фасовке и реализации продукции, а также прибыль, признанная неободимой для нормальной деятельности. Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара, другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговли, а также прибыль и НДС. 4. Налоги В состав цены включаются такие налоги как : социальные налоги, НДС, акциз, налог на прибыль. Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования. Величина налогов жестко связана с расходами на заработную плату, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции.Социальные налоги отчисляются во внебюджетные фонды. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара. На каждой стадии производства товаров создается новая добавленная стоимость. Прирост этой стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на изготовление работ, услуг. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам, и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. Ставка НДС составляет 18% На товары, которые не являются предметами роскоши и предметами первоочередного потребления, введены акцизы. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин, минеральное сырье. Методы на различных рынках. Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования, неободимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования. Описание рынков даегся ниже. Чистая конкуренция Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта.Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене.
![]() |