![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Спортивно-тактическая подготовка 8 часть
В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—16 раз в мин.
Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма. Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности. Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообращения, а также занимающимся лицам пожилого возраста. Для предварительного и последующего контроля тренирован*-ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57). Выбор различных функциональных проб и контрольных упражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Следует отметить, что только комплекс самых разных показателей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тренированности организма. Поэтому всем занимающимся оздоровительной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля. Медицинское освидетельствование с использованием лабораторных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выводы о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни. Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58. Использованная литература 1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988. 2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999. 4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991. 5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997. 6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998. 7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973. 8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986. 9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990. 11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. — М., 1997. 12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994. Рекомендуемая литература Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. — М., 1999. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000. Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997. Оглавление От авторов............................................................................................................ 3 ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4 Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания............................................................................................ 4 • 1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 4 1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 5 Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации.. 10 2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре 10 2.2. Цель и задачи физического воспитания.................................... 12 2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания 18 Глава 3. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания................................................................ 19 3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 20 3.2. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту.............................................. 22 Глава 4. Средства и методы физического воспитания.............................. 32 4.1. Средства физического воспитания............................................. 32 4.1.1. Физические упражнения..................................................... 32 4.1.2. Оздоровительные силы природы...................................... 39 4.1.3. Гигиенические факторы...................................................... 40 4.2. Методы физического воспитания............................................... 40 4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения..... 42 4.2.2. Игровой метод...................................................................... 46 4.2.3. Соревновательный метод................................................... 46 4.2.4. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании................................................... 47 Глава 5. Общеметодические и специфические принципы физического воспитания.................................................................. 52 5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52 5.2. Общеметодические принципы..................................................... 54
5.2.1. Принцип сознательности и активности........................... 54 5.2.2. Принцип наглядности......................................................... 56 5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации.................. 57 5.3. Специфические принципы физического воспитания............. 58 5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 58 5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.... 59 5.3.3. 5.3.4.Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок 62 5.3.5.Принцип циклического построения занятий.................. 63 5.3.6.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания 63
![]() |