Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Спортивно-тактическая подготовка 8 часть




В процессе занятий физическими упражнениями важно сле­дить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—16 раз в мин.


Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивает­ся: при умеренных нагрузках — до 25—30 в 1 мин, при более вы­соких — до 30—40 в 1 мин.

Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безус­ловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала со­стоянию организма.

Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спин­ку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и за­держать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или се­кундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — от­лично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворитель­но и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задерж­ки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.

Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообраще­ния, а также занимающимся лицам пожилого возраста.

Для предварительного и последующего контроля тренирован*-ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57).

Выбор различных функциональных проб и контрольных уп­ражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся.

Следует отметить, что только комплекс самых разных показате­лей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тре­нированности организма. Поэтому всем занимающимся оздорови­тельной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.

Медицинское освидетельствование с использованием лабора­торных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выво­ды о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни.

Кроме врачебного контроля занимающимся физическими уп­ражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здо­ровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежеднев­ных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58.


Использованная литература

1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.

 

3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.

5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.

6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.

7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.

8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.

9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.

 

10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед­институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.

11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. — М., 1997.

12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.

Рекомендуемая литература

Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика пре­подавания: Учеб. пособие. — М., 1999.

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортив­ное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­тания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.


Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.

Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.

Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб­ник. - М., 2000.

Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олим­пийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.


Оглавление

От авторов............................................................................................................ 3

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического

воспитания............................................................................................ 4 •

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 4

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 5

Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации.. 10

2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре 10

2.2. Цель и задачи физического воспитания.................................... 12

2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания 18

Глава 3. Направленное формирование личности в процессе

физического воспитания................................................................ 19

3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 20

3.2. Технология воспитательной деятельности педагога

по физической культуре и спорту.............................................. 22

Глава 4. Средства и методы физического воспитания.............................. 32

4.1. Средства физического воспитания............................................. 32

4.1.1. Физические упражнения..................................................... 32

4.1.2. Оздоровительные силы природы...................................... 39

4.1.3. Гигиенические факторы...................................................... 40

4.2. Методы физического воспитания............................................... 40

4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения..... 42

4.2.2. Игровой метод...................................................................... 46

4.2.3. Соревновательный метод................................................... 46

4.2.4. Общепедагогические методы, используемые

в физическом воспитании................................................... 47

Глава 5. Общеметодические и специфические принципы

физического воспитания.................................................................. 52

5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52

5.2. Общеметодические принципы..................................................... 54

 

5.2.1. Принцип сознательности и активности........................... 54

5.2.2. Принцип наглядности......................................................... 56

5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации.................. 57

5.3. Специфические принципы физического воспитания............. 58

5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 58

5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.... 59


5.3.3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий 60

5.3.4.Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок 62

5.3.5.Принцип циклического построения занятий.................. 63

5.3.6.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания 63



Просмотров 814

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!