Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕНЕСТРЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ им. И.П.КОТЛЯРЕВСКОГО

 

Кафедра специального фортепиано

 

 

МЕНЕСТРЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Бакалаврская работа

Михайлова Михаила Евгеньевича

 

Педагог: канд. искусствоведения

доцент

Николаевская Ю.В.

 

 

Харьков 2011

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение     3
Раздел I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ МЕНЕСТРЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 5
Раздел II. МЕНЕСТРЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2.1. Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения. 2.2. Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей. 2.3 Формы и особенности распространения творчества менестрелей в публичной культуре. 9 13 17
Выводы 20
Список литературы 21

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Современная европейская музыкальная культура берёт своё начало в средневековье и имеет своими источниками две традиции тогдашней музыкальной культуры: письменную, (церковную) и устную (музыку менестрелей). В позднем средневековье музыка менестрелей, в свою очередь, дифференцируется на два слоя: «придворных», профессиональных музыкантов, создающих свои гильдии и работающих на богатых аристократов – и «странствующих». В следствии всё большего преобладания в последующие эпохи именно письменной музыкальной традиции, устная была забыта и долгое время не была предметом музыковедческого анализа. Как писал Асафьев: «музыкознание не раз вставало на ложную дорогу, изучая лишь завершенные глубоко художественные достижения музыкального творчества и пренебрегая исследованием среды <…> и первоистоков музыкального искусства» [1]. Однако, в конце XX – начале XXI веков в музыкальной культуре произошло возрождение интереса к средневековой устной музыке – как со стороны композиторов и исполнителей, так и со стороны исследователей-музыковедов. С другой стороны, в это же время произошёл повсеместный рост интереса к музыкальному фольклору – вначале сельскому, а затем, по мере урбанизации населения, и к городскому. В свете этих тенденций обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо попыток музыковедческого анализа существующего уже более двадцати лет, с конца XX века, современного менестрельного движения. Кроме нескольких статей внутри движения, не претендующих на какую-либо полноту охвата темы, литературы, описывающей данное движение, просто не существует. В связи с этим можно считать необходимой и важной задачу расширения и углубления знаний об этом движении в системе научных знаний о современной культуре.

Объект исследования: менестрельная культура; современная музыкальная культура.

Предмет исследования: исторические корни менестрельного движения, их проявление в современном менестрельном движении.

Цель исследования: систематизировать знания о культурных феноменах, оказавших влияние на появление и развитие современного менестрельного движения; описать современное менестрельное движение. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Ø определить и систематизировать культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения;

Ø проанализировать литературу о музыкальных течениях, оказавших влияние на появление и развитие современного менестрельного движения;

Ø методом жанрового и стилистического анализа выявить и описать характерные особенности современной менестрельной музыки.

Научная новизна: первый опыт систематического описания современного менестрельного движения, анализа его истоков.

Методы исследования: исторический, аналитический, систематический, сравнительный. В методологии исследование опирается на труды М. Сапонова и Т. Чередниченко.

Результаты, полученные в работе, могут быть использованы для дальнейшего, углублённого изучения современной менестрельной культуры.


 

РАЗДЕЛ I

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

МЕНЕСТРЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

На протяжении долгого времени, в исследованиях средневековой музыки чрезвычайно важную для исследователей роль занимала церковная музыка. Проводя аналогию с последующими эпохами, исследователи видели в письменной, учёной традиции сочинительства и исполнения музыкальных произведений профессиональную музыку, а в существовавшей параллельно устной традиции менестрелей – лишь любительское либо фольклорное музицирование, не достойное внимания музыковеда. Так, Глареан[1] писал в своём трактате «Двенадцатиструник» (1547 г.): «…мне не нравятся все легкомысленные песни, не представляющие собой ничего другого, кроме некоего щебетания, и созданные лишь для того, чтобы тешить уши глупцов, <…>. Особенно же мне противны чувственные и срамные песни, <…>. По-моему, песня должна быть полной достоинства и направлена во славу всевышнего, а не только для своей похвальбы» [27]. Такого же мнения придерживались многие музыковеды и тогда, когда церковность письменной традиции ушла в прошлое. В устной традиции видели традицию дилетантскую, неизмеримо проигрывающую письменной. Например, Ливанова в своей «Истории западноевропейской музыки до 1789 года» чётко отслеживает в музыке Реннесанса традиции церковной, опусной музыки Средневековья, тогда как об устной традиции упоминает весьма скупо и невнятно. Более того, долгое время музыковедение вообще не отдавало себе отчёт в профессиональном характере устной традиции средневековой музыки. Та же Ливанова пишет, например: «Можно лишь поражаться тому, как слепой музыкант мог <…> вникать в многоголосную ткань и «преобразовывать» ее по-своему, не имея возможности по многу раз прослушивать оригиналы и не располагая партитурами (они еще не существовали как таковые) – хотя бы для изучения их с помощью друзей или коллег» [11]. Здесь явственно видно, что автор просто не представляет себе ясно целой традиции профессионального музицирования, сложившейся в средневековой культуре и не имеющей в качестве опоры записанного, нотированного материала. Эту традицию впервые в отечественном музыковедении описал М. Сапонов, который справедливо указал, что именно устная традиция музицирования и была профессиональной и широко распространённой в средневековье, в то время как письменная была уделом очень небольшого круга образованных людей и, к тому же, нотирование в ней имело под собой скорее духовные, мистические, нежели специфически музыкальные цели. Ему вторит Чередниченко, указывая на то, что средневековое менестрельство отличает ювелирность огранки частей и целого – как текстов, так и музыки.

Так исторически сложилось, что профессиональная музыка последующих эпох всё больше и больше тяготела к записи, к нотации, к письменности. Круг образованных людей постоянно расширялся, книга и партитура могли найти всё больший круг читателей. В результате, к эпохе романтизма точное соблюдение записанного текста стало обязательным, в то время как умение импровизации в академическом искусстве со временем практически перестало цениться.

Однако к XV столетию культура средневековых менестрелей разделилась на два направления. Как об этом пишет David Whitwell, к тому времени наиболее искусные музыканты прочно обосновались в городах, оставив по-настоящему странствующих, публичных менестрелей как некий весьма неуважаемый, непрестижный класс. С течением времени, городские музыканты постепенно отошли от устной культуры и в синтезе с церковными музыкантами дали основу всем хорошо известной письменной музыкальной традиции эпох Ренессанса, Барокко, и последующих.

На протяжении периода истории от Средних Веков и до наших дней традиция странствующих музыкантов приобретала в разных странах самые различные формы. Среди них можно отметить еврейских клезмеров, цыганских музыкантов, украинских лирников-кобзарей, тюркских акынов, персидских ашугов, армянских гусанов, молдавских лэутаров… этот список можно было бы продолжать очень долго.

В XIX, и, особенно, в XX веках коренным образом изменилась привычная пропорция между городским и сельским населением. Ранее горожане были крайне немногочисленны, по сравнению с жителями сельской местности, они представляли собой, в основном, высшие социальные слои общества и обслуживались элитарным искусством. Массовая же культура была принадлежностью села. Однако, с развитием урбанизации, картина меняется. Появляется массовая городская культура, городской фольклор.

Как писал Б. Асафьев, первые сборники русских песен («Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, выходившее в Петербурге выпусками — четыре части с 1776 г., «Собрание народных русских песен с их голосами» Прача—1790 г. и т. д.) отразили первые пробы приобщения популярных на тот момент русских песен к европейской музыкальной культуре. Это приобщение создает в русской культуре особенный камерный вокальный жанр — песни с сопровождением. С течением времени аккомпанемент постепенно начинает преобразовываться — от гусельной, затем клавесинной к арфной и фортепианной и, наконец, уже к специфически фортепианной, более плотной фактуре. Позднее выступает гитара и вносит свои формулы сопровождения. К середине XIX века образуются прочные стилистические традиции в области непосредственно бытового, приспособленного для домашнего музицирования романса. С вырождением таборной цыганской песни, с исчезновением народных песенных элементов и широкой романсной кантилены к 90-м годам XIX века всё большую начинают играть роль романсы нового салонного пошиба (Блейхмана, например), в которых падает полнота жизнеощущения и пошлая сладостная чувствительность чередуется с ничем не прикрытой беззастенчивой чувственностью. Таким образом, потеряв связь с народной песенной основой, романс выродился. В последние годы перед первой мировой войной популярность приобретает так называемый «жестокий романс». В 20-е годы он претерпел социальное расщепление: появились его "блатная", развлекательно-шантанная и эмигрантски-ностальгическая версии, облагораживавшая традиционную атмосферу романсовой "тоски" смыслами, связанными с исторической судьбой России, с чувством утраченной родины.

 


РАЗДЕЛ II

МЕНЕСТРЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



Просмотров 648

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!