![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности распространения творчества менестрелей в массовой культуре
Итак, первым и очень важным местом публичного проявления менестрельной культуры стала ролевая игра. Первая же всесоюзная игра, ХИ-90[10], включала в своей программе вечер эльфийской песни. Здесь важна как игровая песня, исполняемая от имени персонажа, так и песни, исполняющиеся вне игровых ситуаций, и составляющие важную часть атмосферы ролевой игры. Другим местом проникновения менестрельной музыки в массовую культуру являются конвенты. В программу конвента обязательно входит музыкальный блок – концерты известных, не очень известных и совершенно незнакомых публике исполнителей, а также мероприятия, в которых могут принять участие все желающие — сборные концерты и творческие мастерские, в рамках которых начинающие авторы и исполнители могут получить рекомендации и советы более опытных музыкантов. Как и в других неформальных направлениях музыки, в менестрельном движении распространены наследники музыкальных салонов XIX века – домашние концерты, так называемые, «квартирники». Как правило, на них выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителями, а музыкантам — лучше узнать свою аудиторию. Создаётся непринуждённая обстановка, стирающая границы между выступающим и зрителем. Также на квартирниках могут устраиваться так называемые «джемы», когда собирается несколько музыкантов, которые импровизируют на заданную музыкальную тему. Существуют и поэтические квартирники, на которых поэты могут рассказать аудитории свои стихи, стихи других авторов, высказать своё мнение по поводу услышанного или прочитанного ранее. Также менестрели дают сольные концерты в концертных залах либо клубах. Обычно это относится к наиболее известным музыкантам направления, таким, как Лора Бочарова, Тэм Гринхилл[11], Скади[12], Шмендра[13] и прочие. Следует упомянуть о том, что в фэндоме многие менестрели известны не под своим «паспортным» именем, а под одним или даже несколькими псевдонимами. Эта традиция перекликается с средневековой традицией менестрелей брать себе звучные имена, как бы завлекающие публику на представление. Важную роль для распространения творчества менестрелей сыграл активно развивавшийся на рубеже XX – XXI веков Интернет. Интересное наблюдение: низкий уровень качества (битрейта), а значит, и небольшой размер домашних записей менестрелей конца 90-х годов сделал их хорошо пригодными для использования в Интернете во времена, когда скорость соединения у большинства пользователей Сети была невысокой. В целом, Интернет активно используется менестрельным движением, как для бесплатного распространения и обсуждения музыкального творчества, так и для его коммерческого распространения. В последнем большую роль играет сайт команды Fangorn Video и личные сайты музыкантов. Надо отметить, что некоторые менестрели (например, Тэм Гринхилл) негативно относятся к распространению своих работ в Интернете. Однако, распространение записей музыки в Интернете и даже популяризация их через Интернет, когда слушатель может не бывать лично на концертах музыканта в силу тех или иных объективных причин, но всё же иметь возможность пользоваться его творчеством; формирование интернет-сообществ любителей отдельных музыкантов и групп; формирование специфического интернет-фольклора, связанного с творчеством современных менестрелей – это всё знаки новой эпохи развития музыкальной культуры в целом и творчества менестрелей в частности.
Заключая, следует отметить относительную молодость движения и его активное развитие в сторону большего жанрового и стилистического разнообразия. Современное менестрельное движение имеет большие перспективы развития и представляет собой интересную и богатую тему для дальнейших исследований.
ВЫВОДЫ В исследовании был произведен анализ литературы о развитии менестрельной традиции от Средневековья до современности. Были выявлены и описаны характерные черты творчества современных менестрелей, проанализирована их связь с творчеством средневековых менестрелей, современных бардов, современных фолк-музыкантов. Проведенное исследование показало, что на протяжении всего промежутка времени от Средневековья до современности существовал пласт музыки, незаслуженно редко и скупо упоминающийся в музыковедческой литературе и частью этого пласта, наблюдаемой в современной культуре, является современная менестрельная культура. Вместе с тем, была выявлена уникальность менестрельного движения в современной культуре и необходимость его дальнейшего, более глубокого анализа и изучения.
![]() |