Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения



К середине XX века в музыкальной культуре СССР сложилась такая ситуация: в результате Великой Октябрьской Революции вместе с салоном уходит в прошлое салонный романс, а в результате индустриализации и связанной с ней урбанизацией вместе с массовой сельской культурой уходят в прошлое кобзари и лирники. Вместе с тем, и жестокий романс в силу блатного происхождения больше не мог удовлетворить растущих культурных запросов широких масс. Образовавшуюся нишу занимает АМСТ, авторское музыкальное самодеятельное творчество, культура бардов. Уже с самого начала их пробовали называть менестрелями – но название не прижилось. По мнению И. Клявиной само формирование АМСТ связано с формированием нового типа молодёжной субкультуры, и хотя барды и авторская песня были широко известны во всём СССР, набольшее значение они имели именно в рамках этой субкультуры. Г. Распутина уточняет, что речь шла сначала о контркультуре, которая только к 80-м годам трансформировалась в субкультуру. Язык бардов воспринимался как вызов официозу. Таким же вызовом звучало безыскусное музицирование. Некоторые исследователи сознательно проводят границу между бардовским искусством и профессиональным. Так, Т. Чередниченко пишет: «Оно [бардовское искусство – М.М.] словно из другой вселенной, в которой "неумелая" художественная работа предстает высшим мастерством, а рафинированные приемы специальной выучки совершенно неуместны» [28]. Есть и другая точка зрения: некоторые исследователи, в частности Ю. Лорес определяют место авторской песни не в фольклоре, а в сфере высокого театрального искусства, называют её театром одного актера, иначе, театром слова, которое здесь поётся. Так как в законченном виде бардовская песня прозвучит только в исполнении (автором в роли актера или, наоборот, актером в роли автора) перед публикой. А значит, законченный вид произведения авторской песни предполагает сценическую площадку. В такой оценке бардовская песня приближается по качеству и профессионализму к средневековой менестрельной. Вопреки распространённому мнению об упадке культуры авторской песни в наши дни, Т. Трактина справедливо отмечает, что она продолжает развиваться, и популярна по сей день, о чём свидетельствуют активное существование клубов, концертов и фестивалей бардовской песни.

Авторская, бардовская песня является прямым жанровым предком менестрельной песни, в то же время менестрельное движение переняло многие формы своего существования от движения АМСТ.

 

С начала 80-х годов на территории СССР возрастает интерес к так называемой фолк-музыке. Первой группой в СССР, проявившей интерес к музыке с кельтскими корнями, был известный «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Ближе к 90-м годам фолк-рок, и, в частности, зарубежные группы «Clannad», «Dubliners» и «Pogues», завоевали большую популярность в молодёжной среде. Среди современных популярных русских фолк-групп можно отметить «Мельницу». Хотя попытки сочетать толкинистские нотки в лирике и реальные моменты кельтской музыки практически не имели успеха, влияние фолк-арт на менестрельное творчество очевидно и обуславливается принципиальным единством корней творчества Толкина[2] и творчества фолк-групп, каковыми является кельтская мифология и народное творчество.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, с развитием Перестройки, а затем распадом СССР, в культурную жизнь стран постсоветского пространства вошло культурное понятие фэндом (от английского “fandom”, также известно, как фандом). Фэндом – это сообщество любителей определённого направления искусства или творчества отдельного человека – писателя, композитора, режиссёра. На смену КЛФ, клубам любителей фантастики, тесно связанным и с КСП, клубами самодеятельной песни, в СССР приходит один из наибольших фэндомов в мире с 70-х годов. Это сообщество любителей нового направления в фантастике – фэнтези и, в частности, его основоположника, английского писателя Толкина (J.R.R.Tolkien). Фэнтези – это жанр фантастической литературы, развившийся в XX веке и основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Не смотря на то, что отношение самого Толкина к фанатам своего творчества было скорее негативным, всё же, творческое завещанием Профессора[3] было такое: «Я хочу закончить некоторые из этих прекрасных сказок, а остальные оставить просто в виде схем и набросков. Циклы нужно объединить в одно величественное целое, и оставить работу для чужих умов и рук, творящих картины, музыку, пьесы[4]» (из письма Толкина к Милтону Уолдмену) [23]. При этом, нужно отметить парадоксальную ситуацию: общество Tolkien Estate, официально владеющее правами на распространение произведений Дж. Толкина и использование реалий и названий его мира, занимает крайне негативную позицию к таковому распространению в рамках любительского творчества. Так, известная нидерландская группа Anois, записавшая в 2003 году альбом “The Fall of Gil-Galad”, не смогла выпустить его в тираж из за проблем с Tolkien Estate и авторским правом. До сих пор не существует ни одного легального с точки зрения западного права перевода трудов Толкина на русский язык – Tolkien Estate не хочет давать разрешения на таковые переводы. При этом, советское, а затем, постсоветские законодательства не признают за Tolkien Estate таковых прав на реалии и названия мира Толкина. Это дало уникальную возможность для образовавшегося на рубеже 80-х и 90-х годов в России и СНГ толкиновского фэндома осуществлять свою творческую деятельность не только в рамках самиздата или интернета, но и в виде целиком легальных в рамках местного законодательного поля изданий.

Именно в рамках этого фэндома и возникло менестрельное движение. Таким образом, музыкальной основой творчества менестрелей стала культура бардов и авторской песни, а образная сфера была привнесена из литературы фэнтези. Богатым источником для менестрельной песни стали как произведения самого Толкина, так и многочисленные фанфики. Фанфик – это производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении, использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Здесь надо заметить, что литература жанра фэнтези в большей части случаев описывает миры в эпохи, близкие историческому средневековью. Средневековые мотивы и реалии подробно обыгрываются в произведениях фэнтези. Например, важным для стихотворного творчества Толкина был средневековый жанр Лэ. Это, и существовавшее в конце ХХ века в обществе стремление к историческим и духовным корням, с самого начала обусловило возникновение сильного течения в фэнтезийном фэндоме, со временем обособившееся в отдельный фэндом – движения реконструкторов. В рамках этого движения производится реконструкция реалий материальной и духовной культуры предыдущих исторических эпох, особое внимание уделяется средневековью. Среди прочих видов реконструкции – изготовление реплик исторических предметов вооружения и быта, одежды, реконструкция исторических танцев и способов фехтования. Также возникло и соответствующее течение в фолк-музыке, не стилизирующее народную музыку, а точно реконструирующее исторические образцы. Можно вспомнить такие группы, как «Стары Ольса», которая занимается, реконструкцией музыкальных традиций Великого Княжества Литовского, где был создан уникальный синтез белорусской народной и придворной музыки с европейскими музыкальными достижениями; «Львівські менестрелі», которая занимается реконструкцией широкого пласта музыки от средневековья до барокко.

Появление и существование современной менестрельной музыки неразрывно связано с определённым культурным контекстом среды, в которой оно возникло. Именно этот контекст предопределил основные формы публичного существования менестрельной культуры. Можно смело сказать, что менестрелей, как автономный феномен музыкального искусства, породил новый культурный феномен, пришедший в СССР в конце 90-х – ролевая игра. С точки зрения искусства, полевая ролевая игра – это масштабный импровизационный театр под открытым небом, в котором все присутствующие – актёры, каждый из которых играет самостоятельно подготовленную роль. Каждый актёр, ролевик, заранее тщательно прорабатывает характер отыгрываемого персонажа, создаёт его психологический и визуальный образ. Заранее оговариваемые правила игры, её тема, её литературные истоки задают общий контекст представления, единое поле, в котором действуют персонажи. В этой игровой модели мира есть место и для музыканта.

Кроме ролевой игры, важными элементами культуры фэндома являются фестивали или конвенты. Один из них, ЧугунКон, проводится ежегодно в Харьковской области с 1997 года. Среди наиболее значимых конвентов можно отметить казанский ЗилантКон (проводится с 1990 года).

Таким образом, менестрельное движение взаимодействует с многими пластами современной культуры и является (вне зависимости от отношения к нему) весьма известным в широких кругах молодёжи.



Просмотров 531

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!