![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Нечистая сила в представлениях ходзинцев
Алмэстыр — дикий человек — женщина, обладающая сверхъестественной силой. Ее представляли в виде обнаженной женщины с распущенными волосами. «Один ходзинец женился и как полагается по обычаю, вернулся к себе домой в лэгъунэ довольно поздно. Перед этим в доме друга — шъэо ш1ып1э, где он находился, рассказывали всякие страшные истории. Он вернулся к себе во двор под впечатлением услышанных рассказов. Перед сном он решил зайти в туалет... Открывает дверь туалета и вдруг перед ним при лунном свете встает полуголая женщина с распущенными волосами. Он в ужасе бросается наутек. Выяснилось... что это была его собственная молодая жена»9. Джинн (жин — ф1ып1э, хужъ.) — мифологические духи. Согласно мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут принимать любую форму и выполнять любые приказания (!). Пыщэгъу и1э — чаще всего женщина, имеющая связь с джинном, которая может употреблять свои возможности на добро и зло. Псыхъо гуашъэ — хозяйка реки. Ею обычно пугают детей: смотри не подходи к реке, а то псыхъо гуашъэ утащит тебя в реку. Уд — колдун, колдунья. Совершает только темные дела. Хьэдэ-гъодахэ — очень бледный, плохо выглядевший человек, связанный с нечистой силой. Хьэдэ-жадэ — блуждающий мертвец. Считалось, что если покойник ушел из жизни чем-то очень недовольный или недовольный обрядом похорон, то он начинает тревожить живых. Это продолжается до тех пор, пока не совершается определенный ритуал. «А. при живой жене с детьми женился на другой и привел ее в дом. Не выдержав этого, в 1948 г. первая жена умерла и ее похоронили. Ночью группа близких к семье женщин осталась в комнате, где лежала одежда покойной. Как только пробило полночь, в кухне стали раздаваться странные звуки, большой шум. На вторую ночь произошло то же самое. Когда женщины рассказали мужу об этом, он пошел к тогдашнему эфенди Жирикову Гисе. Выслушав посетителя, эфенди сказал, что покойница стала хьэдэ-жадэ. Чтобы избавиться от этого, надо, чтобы ночью кто-то пошел на кладбище, раскопал могилу, приоткрыл рот покойнице и снова привел в порядок могилу. Как рассказывают, А. заплатил деньги «Гэсэмэгу», и тот точно выполнил указания эфенди. Хьэдэ-жадэ исчез, но через некоторое время Н. внезапно умер»10. Ходзинцы уважают тех, кто достойно принимает неизбежность кончины. «Беданоков Каспот умирал, и как полагается в таких случаях, собрались родственники, соседи. Одна из родственниц, отличавшаяся скверным характером и внешностью, стала причитать: «О Къаспот, мыгъо мо зэ уйнап1эр къэп1этыжькъэ...» На что умирающий ответил: «Си нап1эр къэс1этмэ, уйшынэхэжъыракъэ слъэгъунэр...» И испустил дух»11. Нет такого взрослого нормального человека, который не испытал бы какой-то грусти или не задумывался бы о сущности жизни при посещении кладбища. В молодости не задумываешься серьезно о жизни и смерти, хотя на кладбище испытывал трепет, когда смотрел на могилы односельчан. В то время их могилы были для меня безымянны, потому что в то время они были обозначены простым къэнэт1эхэсэ с тавром, о которых я не знал ничего. Прошли годы, и появилась мода на надгробные памятники с надписями, а затем и с фотографиями. И теперь смотришь в знакомые лица: пожилые, среднего возраста и совсем молодые. Сколько же здесь разных моих земляков и родственников! В свое время Г. Гейне писал, что «Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история». Много ли среди них таких, которые могли сказать, что они были довольны своей земной жизнью, осуществили все свои земные помыслы и теперь удовлетворенные лежат на своем постоянном пристанище... Кто я? Какова цена моего тела? Есть ли оно только материя, предназначенная умереть и превратиться вновь в материю. Возможно ли, чтобы я был подобен предназначенному для сожжения полену. А как хочется надеяться, что смерть не одерживает полной победы над человеком. Но тем не менее человек должен в основном познать себя самого, сделать себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку, сообразно порядочной сущности, устроить мир истинно по-человечески! По какому-то страшному закону человек не ценит то, что имеет; он думает, что смерть — за горами, а она — за плечами, и когда наступает мрачная пора жизни, тогда он лишается самообладания и с сожалением вспоминает о той мелочности, которую проявлял во многих своих поступках. А поступки эти мы совершаем, потому что стремимся к радостям и наслаждениям. В подавляющем большинстве случаев жизнь человека прерывает болезнь или нелепая случайность. Если жизнь протекает нормально, то к ее концу — после 100 лет (?) появляется своеобразный инстинкт смерти, и старик заканчивает дни своей жизни совершенно спокойно, как человек, покидающий пир. Так ли это на самом деле? Истину знает лишь «исполнитель главной роли» в этой драме. Переход от жизни к смерти носит закономерный характер, но люди всегда воспринимали смерть как самое страшное и непонятное для человека явление. Смерть ожидает всех: слабых, сильных, счастливых, несчастливых, подлых и хороших — здесь все равны! Согласно вечным Законам, все мы должны совершить круговорот своего бытия. Бьют часы и значит, мир живет: Вьюги плещут, шелестит трава, Маятник покоя не дает и слегка кружится голова. А ведь нагрянет день — как минуты, пролетят года,— Навеки? Навсегда?
![]() |