![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА В АДЫГЕЕ И ХОДЗИНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1868 г
С 1867 г. на Северном Кавказе происходит усиление борьбы вокруг крестьянской реформы, которой были недовольны не только крестьяне, но и феодалы, видевшие в ней ущемление своих прав. Волнения начались вначале в Кабарде. «Не надеясь на свои силы, кабардинцы послали юнкера князя Наурузова в Кубанскую область, чтобы заручиться поддержкой кубанских феодалов. Узнав об этом, начальнику Лабинского округа велели принять самые деятельные меры к розыску этого кабардинца и следить за всем, что будет происходить среди горцев. В телеграмме сообщалось: «Кабардинец Бекмурза Наурузов проехал за Кубань возбуждать народ». За событиями в Кабарде внимательно следил житель а. Ходзь прапорщик милиции Довлет-Гирей Куденетов и рассказывал об этом своим землякам. В связи с этим начальник Лабинского округа Абдурахманов в феврале 1867 г. сделал распоряжение не допустить жителей Кабарды в округ. Он также считал необходимым выслать за пределы области замеченных во враждебном поведении людей, в число которых житель ходзинского аула Довлет-Гирей Куденетов — личность скрытная, хитрая и вместе с тем готовая на все: может возглавить восстание. Не ожидая распоряжений, Абдурахманов в августе 1867 г. арестовал Куденетова и отправил в Ставрополь, а оттуда он был выслан в Курскую губернию сроком на 5 лет. Абдурахманов был уверен, что с удалением Куденетова все останется по-прежнему. Через некоторое время он попросил назначить особые отряды для отправки на помощь войскам, предназначенным для усмирения восставших абхазцев, главным образом из а. Ходзь. Милицейский эскадрон должен был совершить экспедицию в Цебельду для поиска поддерживающих восстание. Отряд под командованием Каспота Батрокова и Магомета Куденетова должен был преградить всякое сношение кубанских горцев с абхазцами»1. «Борьба все больше разворачивалась вокруг реформы: феодалы стремились не допустить ее проведения или же отодвинуть на неопределенный срок. Крестьяне видели в реформе средство избавления от феодальной зависимости и добивались ее проведения в свою пользу»2. Результаты переговоров делегации горских феодалов в 1865 г. с главнокомандующим Кавказской армией не удовлетворили феодалов и многие члены делегаций стали умышленно перетолковывать содержание ответа. Они стали волновать население и подстрекать к заявлению различных требований: вплоть до намерения переселиться в Турцию. Члены делегации сознательно умалчивали о предполагаемом обеспечении горского населения землей. Наивысшим проявлением обострения борьбы было Ходзинское восстание в апреле 1868 г., которое, как и предшествующие восстания в Адыгее, было сложным и неоднородным. Между крестьянами и владельцами, которые оказались в одном лагере, имелись глубокие противоречия. Крестьяне, ведшие на протяжении длительного времени борьбу против своих феодалов, а потом против царизма, в восстании составили основную силу. Их выступления носили освободительный характер»3. «Восстание было подготовлено невыполнением со стороны местных властей обещаний о наделении горцев землей, объявлением, что к крестьянскому вопросу будет приступлено лишь после того, как горские феодалы будут обеспечены землей и устроят свое хозяйство. Другой причиной восстания явились злоупотребления и притеснения со стороны нач. Лабинского округа Абдурахманова при разрешении возникающих споров ежегодно в Ходзинском ауле при делении земли перед началом пахоты и покосов. Непосредственным поводом для выступления послужили некоторые мероприятия: лишение горцев права ношения оружия, переселение их на новые места, привлечение их к несению милицейской службы»4. Став во главе восстания, феодалы повели широкую агитацию за переселение в Турцию, чтобы заставить правительство сохранить их права: они обратились к начальству с требованием или оставить у них крестьян, или же разрешить им переселиться в Турцию. Одновременно они приступили к запрещению переселяться на отведенные для них земли и производить посевы, угрожая в случае невыполнения жестокой расправой. Составляя списки переселенцев, принуждали записываться и тех, кто не желал этого. В результате в конце марта около 500 горцев дали клятву защищать друг друга и неповиновения начальству. 16 апр. 1868 г. нач. Лабинского округа Пентюхов отправил прошение жителей а. Ходзь о переселении в Турцию. Одновременно он просил об организации экспедиции для водворения порядка. После проверки представитель командующего доложил: 1. Молодежь вышла из всякого повиновения старшим и 2. Всем жителям аулов Ходзь и Беноково заговорщики 3. Несмотря на запрещение, «беглые кабардинцы» ходят Чтобы уладить вопрос мирно, 20 апр. полковник Дукмасов вызвал к себе стариков и старшин, но те не явились. Администрация использовала доверенных лиц, чтобы через них ослабить восстание: всадник Яхья Бекешев, находившийся в отставке в а. Ходзь, сообщал все сведения о планах и действиях инициаторов восстания, юнкер Макар Баженов был командирован в аул и следил за ходом подготовки восстания. На одном из собраний, на котором он выступил перед аульчанами с призывом отказаться от выступления, он был забросан камнями. Активную агитацию за прекращение сопротивления вел также помощник старшины Ходзинского аула Эдых Жаноков, которому удалось отклонить от восстания некоторых5. Власти не смогли предотвратить восстания, но им удалось отколоть значительную силу во главе со старшими и дворянами: 21 апр. к нач. Лабинского округа явилось 500 человек. Около 50 чел., состоящих из стариков и старшин, после сдачи оружия, были пропущены через мост русскими постами для переговоров. На вопрос, имеются ли возможности для восстановления порядка в а. Ходзь с помощью убеждений, старшины заявили, что восстановить порядок в обществе нельзя, пока главные зачинщики не будут удалены. Отход от восстания значительной силы ослабил движение, но не смог предотвратить выступления. Командующий, боясь распространения восстания на другие аулы, приказал вызвать войска и оцепить ходзинские аулы. Против восставших в Ходзе и жителей соседних аулов правительство бросило 3 батальона 76 пехотного полка, 3 батальона пехотного Севастопольского полка, 2 артиллерийских дивизиона Кубанского казачьего войска, 10 сотен Кубанского казачьего войска»6. 23 апр. 1868 г. царскими войсками были оцеплены все соседние с Ходзем аулы: командование рассчитывало окружить восставших и расколоть движение, что в некоторой степени и удалось. Утром 23 апр. более 400 чел. явились на передовую казачью цепь с просьбой о помиловании и были проведены в ст. Костромскую. Но главные зачинщики остались в аулах. Горцев из других аулов, шедших на соединение с восставшими ходзинцами, русские войска обезоруживали и арестовывали, в результате чего восставшие оказались в тяжелом положении. Несмотря на это, 200 инициаторов отказались повиноваться. Им дали на размышление сутки. 25 апр. все царские войска перешли в наступление против ходзинских аулов и вплотную приблизились к ним. В это время еще 150 чел. вышло из аулов. Остальные 56 чел., заняв один из маленьких поселков в центре ходзинских аулов, решили сопротивляться. В течение ночи они сделали завалы и выкопали рвы. Подворье Думанишева, а по другим источникам, а. Дошукохабль, пос. Дашковский, было полукругом окаймлено возвышенностью, составляющей природные завалы, с другой стороны его укреплял высокий обрывистый берег р. Ходзь. С юга и запада были сделаны искусственные завалы. Посадив женщин и детей на открытом месте позади завалов, мужчины заняли оборону. Они понимали, что обречены. Вместе с ними находился эфенди Сохов, который был вооружен и читал суры против неверных»7. К восставшим еще раз посылают увещевателей, но безрезультатно. Сами восставшие старались убедить парламентеров в правоте своего дела и в результате один из них — Поспахов перешел на их сторону. Когда же к восставшим обратился войсковой старшина Пентюхов с призывом прекратить сопротивление, был встречен выстрелами. В результате завязавшейся перестрелки один казак был ранен. Стойкость восставших вызывала сочувствие оставшихся в нерешительности жителей аулов: половина населения ходзинских аулов выражала намерение поддержать своих соплеменников. Боясь, что восстание может распространиться и на другие аулы, командующий приказал 26 апр. взять штурмом укрепление. Штурм продолжался недолго. Хорошо вооруженные многочисленные войска подавили сопротивление. После отчаянной схватки все восставшие, за исключением одной женщины и девочки, погибли и два двора сожжены. Занятые подворья были заполнены трупами изрубленных мужчин, женщин и детей»8. «Командование приказало тут же вырыть яму для захоронения трупов. В это время к нему обратился дворянин Шетов Шумахо со словами, что не стоит хоронить убитых возле аула, так как это будет постоянно возбуждать ходзинцев, призывать к отомщению. Трупы убитых были увезены за ст. Костромскую и захоронены в общей яме. Впоследствии костромчане запахали место захоронения, так что и следов могилы не осталось»9. Все мужчины, принимавшие участие в восстании, были отправлены в тюрьмы или каторожные работы в Сибирь. Царское правительство жестокими мерами пыталось даже из памяти народной вычеркнуть воспоминания об этом событии, но ходзинцы из поколения в поколение передают свои воспоминания, связанные с этими трагическими событиями. Каждый житель аула знает место, где восставшие дали свое последнее сражение — «Къэзэуат 1уашъхьэ» - холм, где произошло священное сражение. Восстание на Ходзе в 1868 г. дало возможность крестьянам распознать подлинные цели феодалов, и выступления последующего периода носили ярко выраженный антифеодальный характер. Все чаще встречаются факты бегства, поджогов и нападений на владельцев. «В ночь с 5 на 6 июня 1868 г. в а. Ходзь сгорела сакля, принадлежавшая Аслан-Гирею Трамову, со всеми находившимися в ней вещами и продуктами на значительную сумму. 8 июня у помощника старшины Хаджи Кунижева сгорела сакля со всем имуществом на сумму 70 р. серебром. В июне 1868 г. в Лабинском окружном суде состоялось слушание дела крестьянина Безруко, принадлежавшего дворянину Ходзинского аула Щахан-Гирею Трамову. Помощник старшины а. Ходзь Асланбек Чижоков заявил на суде, что в марте 1868 г. Трамов подал жалобу в аульское правление на крестьянина Безруко, не повинующегося ему и не исполняющего работ, требуемых адатом. После чего он арестовал Безруко и представил в окружное управление. Во время допроса Безруко заявил, что он работает, но не может выработать того, что другие. Тогда ему предложили выкупиться на свободу, поскольку это не первый случай уклонения его от работы. Он отказался от всех предложений. Абдурахманов, усмотрев в этом дерзость, приказал арестовать его. Безруко схватил кинжал с намерением броситься на начальника, но присутствовавшие здесь всадники Ильяс Искандеров и Накор Бороков схватили его. Хотя Безруко не признал себя виновным, суд 28 окт. 1868 г. вынес решение, что Безруко обвиняется в обнажении кинжала, за что... он подвергается тюремному заключению в окопах на 2 года. Кроме того, суд вынес решение о том, чтобы после истечения срока тюремного заключения Безруко уплатил своему владельцу Трамову, согласно правилам об освобождении крестьян, 150 руб.10 О том, как тяжело приходилось крестьянам выкупаться на свободу, свидетельствуют следующие документы: «Выкупное свидетельство. 1868 г. Октября 4 дня. Крестьянин Маткерий Хананов приобретает свободу от владельца своего жителя а. Беноково Асланбека Малиева на следующих основаниях:
![]() |