![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ а. ХОДЗЬ
Больше всего Кавказская война прошлась по территории а. Ходзь на своем заключительном этапе: с 1859 по 1864 годы, но и в предыдущие годы происходили здесь кровавые драмы; очень легко историку втиснуть события в хронологические рамки, но в какие рамки можно втиснуть человеческие трагедии! Приведем факты из различных документов и воспоминаний, иллюстрирующих трагедию адыгов. «Николай I поставил перед командующим войсками на Кавказе Паскевичем конкретную задачу: «Кончив таким образом одно славное дело, предстоит вам другое — усмирение навсегда горских народов или истребеление непокорных». Выполняя волю царя, в 1829 г. Г. А. Эммануэль, под предлогом наказания темиргоевского князя Джамбулата Болотоко, предал огню и мечу «беглых кабардинцев» ...Бассейны обоих Лаб... были опустошены. 210 деревень, огромные запасы хлеба и сена уничтожены, захвачено много скота. Горцы были доведены до такой крайности, что за продукты продавали своих детей»1. «Начиная от впадения в Кубань Лабы до Карачая тянулись Кубанская линия, которая вместе с устроенной в 1840 г. Лабинской линией составляла правый фланг Кавказской линии»2. «Следующее крупное столкновение между абадзехами и царскими войсками произошло в 1841 г. на р. Фарс. Русскими войсками командовал генерал Засс, и они одержали победу. Это позволило перенести укрепленную линию на р. Лабу. Абадзехи были ограждены укреплениями Зассовским, Махошевским и Темиргоевским. Часть земли была захвачена русскими, и абадзехи вынуждены были отступить к верховьям рек Белой, Ходзь, Псефира. В 1840 г. командование провело военную экспедицию на реках Ходзь и Псефир. И как следствие этого, принесли присягу правительству «беглые кабардинцы »33. Царское правительство взяло курс на физическое уничтожение адыгов путем выжигания аулов и насильственного переселения на болотистые места, не пригодные для земледелия и являвшиеся рассадником болезней. Постоянные набеги на черкесские аулы, их разграбление, захват земель казачьими отрядами вызывали соответствующую реакцию со стороны горцев. «В 1859 г. появление значительного отряда генерала Филипсона в верховьях Псефира и устройство на урочище Хамкеты укрепления заставили абадзехов принести присягу»44. «Характер войны, обрекавшей на гибель целые племена, исключал гуманные чувства (с. 58)... Полк прямо из-под Ставрополя направлен был в верховья Лабы, на речку Ходзь, чтобы выселить оттуда непокорные бесленеевские аулы... Большая часть племен поняла всю бесполезность сопротивления, стали выселяться в Турцию или в прикубанские степи. В 1862 г. с темиргоевцами было покончено, но оставались еще «беглые кабардинцы» (с. 78). С марта 1862 г. длится беспощадная облава и в продолжение ее мы истребили множество аулов, еще более сожгли запасов хлеба и сена. Другим эпизодом было жаркое дело 18 мая 1860 г.: во время рубки леса наездники имели стычку и привезли с собой несколько голов. В Чечне драгуны привозили головы как доказательство победы. И вот нарубив, как обычно (!) 6—7 голов, драгуны привезли их в лагерь, но к их удивлению, начальник отряда объявил им, что так поступать не следует... и что тела должны доставляться в полной сохранности, так как за каждое из них горцы платят по две пары быков»5. «Черкесы охотно выкупали головы убитых соотечественников, так как не любили хоронить тела без головы. Казаки же брали за каждую по две коровы. Да и генерал Засс платил станичникам по полимпериалу за всякую доставленную к нему штуку этого страшного товара. Кто-то говорил, что у Засса в Прочноокопской видели под кроватью целый ящик с бритыми головами»6. «Зачем это на частоколе горшки понавешали? -То не горшки, поправил солдат... черкеские головы то. На страх врагу. Не хотят покориться нашему государю. Вот и полковник Засс приказал их так постращать. Азиаты! Добрых слов не понимают»7. «Засс немец по национальности, беловолосый, с длинными рыжими усами, ввел обычай отрезать черкесские головы. Г. X. Засс пользовался в свое время даже далеко за пределами Кавказа громкою известностью, как гроза черкесов, называвшим его шайтаном. О его подвигах ходило множество легендарных рассказов, которые он умел поддерживать и распространять. Начальствуя пограничной линией, он имел всегда возможность под тем или иным предлогом предпринимать набеги. Засс ласкал людей со связями и давал им способы к отличию. За то благодарные «фазаны» с восторгом рассказывали во влиятельных гостиных о чудесных подвигах «шайтана»8. «В феврале 1834 г. мы снова разбойничали: гнали черкесов до р. Ходзь, сожгли 10 аулов и отняли у них все (с. 282). Засс имитировал свою смерть, чтобы застать горцев врасплох. Узнав о смерти «шайтана», абадзехи собрались на Лабе. В самый разгар веселья появились мы и устроили спектакль. В 1842 г. Засс был отправлен в отставку и удален с Кавказа за то, что он якобы поручился за одного офицера, который впоследствии перебежал к горцам и во главе их совершал дерзкие набеги на русских»9. Ходзинцы тоже помнят некоторые истории, связанные с именем этого завоевателя: «Прослышав о «подвигах» Засса, три адыга решили проучить хвастуна и с этой целью похитили его дочь из его дома, то ли в Екатеринодаре, то ли в Армавире. Это были Хушт Алий, Шолохъукъо Алпуку и Шоджэн. Несколько месяцев Засс с казаками гонялся за молодцами, но безуспешно. А трое похитителей возили девушку по Адыгее, из аула в аул, прятали у родственников и друзей. Ее одели в лучшие национальные одежды адыгейской девушки, с полагавшимися к этой одежде украшениями. Похитители вместе со своей пленницей часто появлялись в аулах на свадьбах и других празднествах, где она была почетной гостьей. Когда нужно было быстро уходить из обнаруженного места, ее укрывали буркой, сажали на коня и вскачь. Для столичной аристократки все это было экзотично. Прошло время, а Засс так и не смог разыскать свою дочь. Тогда похитители сами явились к нему с девушкой. Разгневанный генерал тут же приказал арестовать их, но дочь вступилась за них, сказав, что они не только не причинили ей никакого вреда, но и отличались исключительным благородством по отношению к ней. Как рассказывают, Засс наградил всех троих разными дарами, достойными мужчины, и отступил с миром. Говорят, что он любил повторять: «Опасного врага лучше сделать другом...»10. Почему я так много внимания уделил имени этого завоевателя? Потому что некоторые казаки Лабинского района хотят превратить его в национального героя России — этого охотника за черепами. У России есть много достойных сынов, которым еще не поставлены памятники и даже нет крестика на их могилах. Историк Кубанского казачьего войска в своем труде не раз упоминает а. Ходзь и его окрестности, когда описывает ход Кавказской войны. Правда, в своих оценках некоторых событий он очень тенденциозен. Типа того, что проклятые овцы не дают нормально жить бедным пришлым волкам: «А рядом всегда рисовалась зловещая фигура горца, грозившая мирному населению набегами и грабежами»11. «Приказано было командиру Кавказского казачьего полка майору Васильеву расположиться на р. Псенаф, двинуться вверх по Лабе и присоединиться к главному отряду при устье р. Ходзь (с. 389). В 1837 г. могучая партия горцев собралась в верховьях р. Ходзь (с. 310). В октябре 1840 г. абадзехи стали собираться в значительные толпы... Засс составил отряд, прибыл на р. Ходзь при впадении в нее Губса (с. 466). Магомед-Амин с 3000 конницы двинулся вниз по р. Ходзь (с. 482). В 1859 г. русские войска предприняли серьезные военные действия. В феврале по распоряжению Войницкого, особым отрядом были истреблены аулы бесленеевских старшин Хаджи и Магамета-Али Тлаходуковых на р. Ходзь»12. «В марте-апреле 1861 г. в междуречье Белой и Ходзя истреблено 90 адыгейских аулов»13. Адыги соглашались перейти в русское подданство, если им дадут возможность остаться в горах, на прежних местах жительства. Однако Александр II при встрече с черкесской делегацией 18 сентября 1861 г. заявил: «Я даю месячный срок — абадзехи должны решить, желают ли они переселиться на Кубань или же переселятся в Турцию» 14. «Между тем, требования адыгов были самые законные: прекратить захваты земли, заселение ее станицами и крепостями, не избивать жителей, прекратить военные действия. Но царизм ставил своей главной задачей колонизацию Кавказа. В этой политике казаки призваны играть главную роль не только своей военной службой, но они должны являться первыми переселенцами на завоеванных местах и закрепить их своими станицами»15. «21 мая 1864 г. окончилась Кавказская война. Кубанская область была не только завоевана, но и очищена (!). От прежнего довольно большого населения осталась горсть людей, которых поселили на Кубани. Теперь в горах можно встретить медведя, волка, но не горца. Чувствуешь невольное уважение к неприятелю, который при своей малочисленности, мог столько десятков лет бороться с исполином и умереть без единого звука жалобы»16. В чем вина адыгского народа и причина безжалостной расправы? 1. Жестокая захватническая политика царизма, стремление уничтожить свободолюбивый дух горцев. 2. Захватить из земли и заселить их своей опорой — казаками. 3. Согнав на берег огромное количество адыгов, власти 4. Не оказали помощь с транспортом, и переселенцам 5. Наняли специальных людей, агитирующих за переселение. 6. Адыги захотели переселиться сухопутным путем, но 7. Россия приняла все меры, чтобы Турция не ограничивала переселение. 8. Адыги поняли, что жестоко ошиблись и началось обратное движение, но царизм воспротивился возвращению адыгов на Родину17. «ИСТАМБУЛИКЫЖЬ» - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В ТУРЦИЮ Финал Кавказской войны стал для адыгов подлинной национальной трагедией: вынужденным переселением сотен тысяч людей в Турцию. Эту трагедию можно выразить несколькими словами: теряющий Родину — теряет все! «Переселение непокорных горцев в Турцию,— подчеркивал генерал Н. И. Евдокимов,— составляет важную государственную меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с нашей стороны»1. «Первыми пришлось покинуть свои родные места бесленеевцам, которые занимали течение р. Ходзь, где началось с 1841 г. возведение казачьих станиц. Бесленеевцам, как самым опасным, дававшим всегда отличных вожаков, было предложено перейти на указанные места жительства или отправиться в Турцию. Они внезапно были окружены царскими войсками и выведены силою за Кубань, а оттуда 600 семейств отправились под конвоем в Турцию. 200 семейств поселились на левом берегу Кубани, образовав первое ядро закубанских аулов»2. Определенную роль в переселенческом вопросе сыграли и родоплеменные отношения: переселялись вслед за близкими. «Свою роль в переселении сыграли также подстрекательства Турции: подталкивая адыгов к переселению, Порта стремилась использовать эту трагедию в своих интересах. Правительство разработало свои планы в отношении будущих переселенцев. Места для их поселения избирались из политических соображений: 1. Укрепить с помощью изгнанников военную мощь армии. 2. Увеличить удельный вес мусульман в христианских 3. Использовать черкесов для освоения малоплодородных земель. 4. Возложить на черкесов жандармско-полицейские «Предательская политика горской феодальной знати и мусульманского духовенства — тоже сыграли свою роль: всего за весь период переселения выселилось более 1 млн. человек»4. Во время переселения десятки тысяч адыгов погибли от различных эпидемий и голода. Дневная смертность переселенцев только в одном Трапезунде в 1864 г. колебалась от 180 до 250 человек. А сколько их погибло в других портах и местах! Сколько погибло по вине стихии и различных проходимцев! «В конце XIX в. переселилось в Турцию население аулов Беноково, Натырбова, Унарокова, Хаджимукова —580 семей — 1888 год. Эти аулы занимали плодородные земли и неоднократно выступали против нечеловеческих условий резервации. Поэтому в документах твердо значилось: «Возвращение из Турции будет караться со всей строгостью». Освободившиеся земли были розданы казачьим офицерам и чиновникам»5. Переселились из Кубанской обл. в Турцию в 1871-1884 гг.6 Названия аулов семей мужч. женщ. всего Банако 73 284 256 540 Блечепсин 61 249 202 451 Кош-хабль 138 155 125' 280 Натырбей 33 114 103 217 Умароко-хабль 51 172 151 323 Ходзь 75 288 248 536 Всего 3311262 1185 2347 «В 80-х годах XIX в. часть феодалов выступала за переселение недовольных реформой, в результате которого лучшие земли у них отбирались и передавались в распоряжение казачьих поселений. К этим недовольным относился один из основателей а. Ходзь — Кургоко Куденетов7. Феодалы и мусульманское духовенство старались выторговать у властей больше прав для себя. Угроза переселения в Турцию стала их излюбленным методом для достижения своих целей. Часть кабардинских феодалов пыталась организовать новое массовое переселение, но массы не пошли за ними: они уже поняли, какая «райская» жизнь ожидает их в Турции. Волна переселенцев двинулась дальше, в другие страны. Сейчас черкесская диаспора проживает в 48 странах мира и по разным источникам составляет более 3 млн. человек. Выходцы из а. Ходзь и соседних аулов проживают во многих населенных пунктах Турции. «В г. Кайсери проживает около 10 тыс. адыгов. К нему примыкают 53 сел., в которых проживает по 30 — 200 адыгейских семей, большинство из которых кабардинцы: 1. Анзурей (Кэфтантей) 2. Джамырзей 3. Жанокой 4. Кунашей 5. Маргушей Фамилии проживающих в этих селениях: 1. Алъзскир 11. Нэхушъ 2. Абазэ 12. Оекъо 3. Ахъмэт 13. Хьамырзэ 4. К1эрэф 14. Хъуажъ 5. Къушъхьэ 15. Щыбзыхъо 6. Думанышъ 16. Щыгъущэ 7. Мэрэтыкъо 17. Щыко 8. Мэргъушъэ 18. Шоджан 9. Мэкъуао 19. Шурдым 10. Мыгъол1 (Все перечисленные фамилии проживали в а. Ходзъ) Селения, расположенные вокруг г. Сивасы: 1. Алъэскирей 50 кабардинских семей. 2. Бабыкуей 50 кабардинских семей. 3. Бабыгоижъ 50 кабардинских семей8. Этот период вошел в историю моего аула под названием «Истамбулик1ыжь» — переселение в Стамбул, т. е. в Турцию. Об этом периоде сохранились предания, «гъубзэ» -песни-плачи, а многие ходзинцы помнят различные истории, связанные с этим периодом. «Во время переселения в Турцию ходзинцев Безруков Хьэбракъ переселился со всей семьей, оставив сына Убжука, который должен был продать скот и оставшееся имущество, но вскоре границу закрыли, и он остался на родине»9. «Когда началась волна переселения в Турцию, Кунашев Айдемир был уже женат и имел двух детей. Он отказался переселяться. Лет через 5 возвратился на родину его брат Дамажуко, который поведал о том, что турки обманули их, и в Турции их ждет гибель. Он вернулся один, потому что не хватило средств, чтобы вывезти с собой всех родных. Пошли по аулу, насобирали сколько смогли денег, и Дамажуко вернулся в Турцию, но как в воду канул. Больше о них никакие вести до нас не доходили, а родившуюся дочь Айдамир в память сестры назвал Сырымой. Об этом мне рассказал мой дядя Кунашев Нахо Айдемирович (1868-1948 гг.)»10. «В последний период переселения Белимготовы и Коновы послали в Турцию специальных посланцев с поручением разузнать об условиях жизни там. Среди этих посланцев были Жанокъо Бэчмызэ, Кургъокъо Къэпшъыкъо и др. Эти два рода, несмотря ни на какие уговоры, не трогались с места, пока не вернулись их послы. Во время встречи л1ык1охэр - послов с переселенцами один из стариков спросил, сохранился ли в Ходзе къэрэкъулыкъо псынэ и старое грушовое дерево на бжьэпэ, возраст которого — сотни лет. Посланцы с большим трудом вернулись в аул и сообщили, что переселенцы живут в ужасных условиях. Услышав это, Белимготовы и Коновы отказались переселяться»11. «В период переселения мой отец Хадж-Мастафа тоже записался в списки и все свое имущество продал родственнику из Кабарды. У покупателя не было с собой достаточной суммы денег и отец поехал верхом вместе с ним в Кабарду, чтобы получить долг. Во время его отсутствия власти объявили, чтобы переселенцы на завтра готовились в путь, но нашу семью из-за отсутствия главы вычеркнули из списков, а вместо нас внесли другую семью. Таким образом мы остались на родине. Много лет спустя, отец совершил хадж в Мекку и по пути он сумел навестить наших родственников, переселившихся в Турцию, но об увиденном он ничего не рассказывал. Жизнь наша до революции была полна лишений и я как-то в присутствии отца в сердцах сказал, что лучше бы нам переселиться в Турцию, чем так мучиться. Вечером он велел собрать всех наших родственников и обратился к ним с такими словами: «Даже если у вас не будет ничего, кроме воды из этого старого колодца, не завидуйте покинувшим Родину! Я видел, как они живут: чтобы вырастить хотя бы немного овощей для пропитания, они вынуждены носить землю с гор и рассыпать ее тонким слоем в огороде, потому что земля, где живут переселенцы, совершенно бесплодна. На месте, где должна была поселиться наша семья, насыпана куча пыли. Потому что кругом нет ни куста, ни колышка. А о качестве воды, которую пьют переселенцы, я даже говорить не буду!»12. Турецкое правительство препятствовало возвращению адыгов на родину и осудило на вымирание десятки тысяч людей. В 1872 г. 8500 адыгейских семей подали прошение русскому послу в Турции о возвращении на родину: «Вот уже 8 лет наши беи нас держат в состоянии невообразимого рабства, совершая тысячу жестокостей. Мы лишены свободы, семьи, имущества. Они отнимают у нас детей и продают их в рабство. Если вы не выполните нашей просьбы, мы погибнем под игом наших беев при попустительстве оттоманского правительства»13. Адыги не хотели покидать родные места, но бесчинства администрации создавали почву для турецкой пропаганды, но все же многие, вкусив «райскую» жизнь, возвращались домой: «Отец Нагоева Япона переселился обратно в Ходзь из Турции, а Нагоев Ахмед в 1918 г. вторично переселился в Турцию, где сейчас живут его потомки, и местные Нагоевы общаются с ними»14. Оставшиеся на родине были выселены с гор и поселены по левому берегу р. Кубань и ее притокам. Часть осталась в горах Черноморского побережья. Аулы были поселены так, что каждый из них был окружен кольцом казачьих станиц. Некогда многолюдные аулы опустели. Оставшиеся на родине старались как-то объединиться, чтобы жить в одном селении: после переселения в Турцию оставшиеся жители Бенка, Натырбова, Хаджимукохабля в 1895 г. переселились в а. Ходзь. Переселение из Бэнэкъо в Ходзь шло в несколько этапов: началось в 1892 г., но начавшаяся холера прервала его до 1895 г. Последним из Бэнэкъо переселился Бэбыгу, который долго отказывался покидать свое родное селение, но когда он остался в одиночестве среди русского населения, переехал в Ходзь. Среди этих последних переселенцев в а. Ходзь были также Беданоков Лу и Терчуков Цу»15. Списки переселившихся в а. Ходзь из других селений: Из Бэнэкъо
1. Абидов Куй 2. Абидов Мисост 3. Апшапов Махмуд 4. Акметов Ильяс 5. Абезыванов Бекмирза 6. Бижов Едык 7. Гонопчиев Магомет 8. Итуов Ляфиш 9. Кетаов Мыт 10. Кишоков Ахмет 11. Куфанов Едык 12. Меремов Умар 13. Муготлев Псеуч 14. Муготлев Хаджумар 15. Нальчиков Дзыра 16. Сиюхов Осман 17. Тхабисимов Асхад 18. Татбиев Мац 19. Терчуков Хаджимет 20. Хананов Андулах 21. Хананов Хаирле 22. Фицев Наук Из а. Натырбовского: 1. Беданоков Исхак 2. Бричев Хабит 3. Мамижев Пиюк 4. Мукодов Ибрагим 5. Нашев Исхак 6. Тугов Заурбек 7. Тугов Канамат 8. Тлишев Пшемах 9. Энемуков Камбулат 10. Тхакахов Магомед 11. Султанов Крымгирей 12. Хагудиев Асланбек 13. Хагудиев Ипдрис 14. Хогушев Карбек 15 Чиников Огурли 16. Шаожев Забит 17. Шнахов Дадарук16 О том, что Кавказская война перемешала население Адыгеи, свидетельствуют следующие данные: «Численность горцев Кубанской обл. с показанием племенного состава в 1883 г.17 №№ Сп. Название аулов и племен семей мужч. женщ. Насел. состав населения Куб. об. Ходзь 5125 1. Кабертай 277 983 866 2. Аббэззах 59 147 134 3. Бесленей 8 28 45 4. Багъ 3 8 6 5.Бракий 2 9 12 6. Бзэдугх-Ххамесши 1 2 1 7.Карачаевцы - - 1 8. Кизильбек - - 2 9. Кемгуй 2 6 6 10. Махош 2 13 20 11. Медозюй 1 1 1 12. Нагайцы-Карамурзинцы - - 3 13. Там - - 1 14. Тапанта-Лоу - - 2 15. Тапанта-Басъхяг 5 18 14 16. Шапсуг 2 3 6 17. Шегерай б 18 16
Всего 368 1236 1136
![]() |