![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ХОДЗЬ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Г л а в а 1 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ «БЕГЛЫХ КАБАРДИНЦЕВ» В АДЫГЕЮ Население трех аулов Адыгеи: Ходзь, Блечепсин и Кошехабль называют кабардинцами, и самым главным аргументом при этом выдвигается то, что население этих аулов разговаривает на кабардинском диалекте адыгейского языка. Однако есть более веские основания считать предков жителей этих аулов кабардинцами. Нередко среди старожилов Кабарды можно услышать такой термин: «лэбэдэс къэбэрдей» — кабардинцы, живущие у Лабы, или «къэбэрдей хьэжырэт» — беглые кабардинцы. «Уходить от наступавшего царизма кабардинцы начали еще при Екатерине II, выдвигая главной причиной ухода введение родовых судов»[1]. «В 90-х гг. XVIII в., когда р. Кубань стала пограничной между владениями России и Турции на Северном Кавказе, связи между кабардинцами и их соплеменниками были значительно затруднены. В начале XIX в. в связи с антиколониальным движением в Кабарде значительная группа кабардинцев переселилась за Кубань»[2]. «Кубанские кабардинцы до 1804 г. жили в районе р. Малка в Кабарде. В 1804 и 1822 годах совращенные турецкими агентами, они переселились за Кубань на земли верховьев Лабы»[3]. «Поводом к восстанию 1804 г. послужило строительство Кисловодского военного укрепления, очередные расправы (с. 225). Восстание потерпело поражение, и царские войска уничтожили 80 сел. Следующее крупное выступление произошло в 1909—1910 гг.; причина — турецкая агитация и колониальный режим, установленный царизмом. В 1810 г. карательная экспедиция ген. Булгакова уничтожила 200 селений и угнало 20 тыс. голов скота»[4]. «В 1794 г. после нападения русских войск вся Кабарда поднялась на борьбу с захватчиком. Общая беда сплотила в единый лагерь все слои кабардинского общества. Война — это уничтожение, а ее последствия — голод и болезни. Борьба с сильным и коварным врагом привела к тому, что кабардинцы стали таять. Экспедиция под командованием генералов Глазенапа и Булгакова привели к тому, что было уничтожено 280 селений. В 1816г. такую же экспедицию провел ген. Ермолов. После этих экспедиций население Кабарды, которая насчитывала 400 тыс. человек, едва достигало 35 тыс. Большая часть из них была уничтожена, а часть бежала в район Зеленчука на территорию современной Черкесии. Таким образом в 1794—1825 годах значительная часть кабардинцев бежала: всего из Кабарды бежало 67 сел. Часть из них переселилась дальше на запад, в Адыгею, и из них - «беглых кабардинцев» - образовались аулы: 1. Ходзь — в нем поселились выходцы из селений Бэбыгуей, Жэныкъуей, Къундэтей (1, 2, 3), Мэргъушъей. 2. Блечепсин — выходцы из аулов Дэхъшъукъуей, Думэней. 3. Кошехабль — выходцы из аулов Анзорей и Кубатей. Адыгеи»[5]. «Экспедиция 1821 г., посланная в Кабарду для выселения аулов на равнины, ускорила падение кабардинцев. Часть из них переселилась к закубанским черкесам»[6]. «Кабардинцы были одним из сильнейших народов Кавказа. Но в начале XIX в. появилась чума, свирепствуя 14 лет, истребила более 5/6, а поход ген. Ермолова в 1822 г. разорил и рассеял почти всю Кабарду, так что в настоящее время осталось их не более 10 тыс. душ»[7]. «В 1822 и 1825 годах в Ка-барде начались крупные выступления, причиной которых послужило строительство новой линии через Кабарду. Выступления были подавлены, и часть восставших скрылась в горах. Ген. Ермолов в 1822 г. разорил почти всю Кабарду, так что к 1834 г. осталось не более 35 тыс. кабардинцев. Многие владельцы сдавались, а другие со своими крестьянами бежали за Кубань, где получили название «беглых кабардинцев». Впоследствии продолжались волнения и бунты в 1834 и 1854 годах — они были формой борьбы крестьян против феодальной эксплуатации и колониального режима. Одной из форм этой борьбы были также бегства крестьян»[8]. Численность кубанских кабардинцев в 70-х годах XIXв.[9] Екатеринодарский уезд Майкопский Всего 39 6547 11631 Из 124 родов, проживающих ныне в а. Ходзь, многие помнят свое происхождение, а 38 родов уверены, что их предки произошли от «беглых кабардинцев», и многие знают своих родственников в Кабарде. Некоторые участвовали в родовых встречах. В роду Нагаплевых сохранился такой документ: «Аллах достоин всех похвал. Более дорогие Аллаху люди выросли в достатке. Происшедшее: сыновья Исламбека Джанхотбек, Наурзбек и Алибек поспорили с Нагаплевыми из-за происхождения рода Нагаплевых. Сыновья Исламбека считали, что Нагаплевы являлись частью их имущества. Нагаплевы же считали, что они из свободных людей и сами выбирали себе тхьамада. Мы из Арабстана, наши предки из Курейши,— говорили они и предъявили документ, подтверждающий это. Сыновья Исламбека поверили им и прекратили спор. Написали документ, свидетельствующий о том, что родовое дерево Нагаплевых схоже с родословным Пшемуковых и Дахуковых. Сыновья Исламбека поклялись, что не будут вредить Нагаплевым. Свидетели соглашения: Довлетчерий Тхажугай, Саламчерий Кохеж. Документ составил один из свидетелей: Тхакушинов Манел — сын Кабуко. Последний месяц 1121 года (1121+622 -1743 г.) по мусульманскому календарю. Подкреплено тамгами обеих сторон. Подписи свидетелей: Инал сын Хатита, Батыр сын Хатита, Джамбек сын Махмата, Янамуко сын Ашмеза, Ис-махил сын Разоко»[10]. «Один из наших предков — Афашагов Тлепш жил в Кабарде, а его сын Алий переселился в Адыгею и от него пошел наш род здесь, который насчитывает уже 34 семьи»[11]. «В связи с какими-то событиями Наурузовы бежали из Кабарды в Адыгею и поменяли свою фамилию на Жаковых — это были Цыхъу с братьями»[12]. «Жакшакулов Къундет из Кабарды проживал там около Баксана, у р. Малка. Причиной его переселения в Адыгею послужило поражение кабардинцев в «Первой къэбэрдей-джаур зао»[13]. «Предки Кушховых проживали в Кабарде и носили другую фамилию. В связи с какими-то событиями три брата бежали в Адыгею и поселились в горах. Прошло значительное время. Братья обзавелись семьями. Жизнь в горах трудна, и чем больше увеличивались семьи, тем труднее становилось жить. Двое из братьев присвоили себе фамилию Къушъхьэ и поселились в а. Ходзь. Каким-то образом в Кабарде стало известно, что братья живут в а. Ходзь, и явились их преследователи. Схватили братьев, связали и попытались увести с собой, но в это время появился Куденетов Бэгырэт со своими людьми и освободил их. С этого времени они стали табунщиками Куденетовых. Одного из братьев звали Осман, а другой — отец Т1эхъу»[14]. «Род Тлостнаковых жил в Кабарде под другой фамилией, но три брата по какой-то причине поменяли фамилию и расселились: один остался в Кабарде и взял фамилию Огузокъо, второй — переселился в а. Ходзь — стал Тлостнаковым, а третий поселился в а. Хачемзий — Унароковы»[15]. «Кунашев Нафица бежал из Кабарды из Гомлокъо — Кызбурун 3 и его на высокогорном пастбище приютили Гедугошевы и Ягановы. Осенью он вместе с ними спустился в а. Бэнэкъо, где в то время жили адыги. С их помощью здесь он обзавелся семьей, и от него пошел наш род в Адыгее. Большая часть Кунашевых и поныне живут в Кабарде. В 1993 г. в Кабарде мы устроили встречу рода Кунашевых, на которую собрались несколько сот родственников»[16]. Подводя итог, можно сделать вывод, что основная причина появления «беглых кабардинцев» в Адыгее — это Кавказская война России, война на истребление горцев. И вторая причина — это антифеодальная борьба крестьян. «Кабардинцы, ушедшие за Кубань, не прекращали борьбы против русского самодержавия: они или сами принимали непосредственное участие в набегах, или способствовали этому. В августе 1842 г. Хаджи Магомет, вторгнувшись с сильною партией на пространства между верхними частями Лабинской линии, напав на обитавшие здесь покорные нам племена, возмутил их. В числе их находились так называемые «беглые кабардинцы». Однако, в октябре 1851 г. «беглые кабардинцы» изъявили покорность России, чему способствовало прибытие русского отряда для постройки крепости Мостовский»[17].
![]() |