Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Признаки и виды научного исследования



Исследование, в отличие от стихийных форм познания, основано на научном методе, который предполагает 1) фиксацию цели иссле­дования, 2) фиксацию средств исследования (методологию, методы, ме­тодики), 3) ориентацию исследования на воспроизводимость резуль­тата.

Обсудим подробно второй признак научного исследования и определим понятия «методология», «методы», «методики» (приведем одно из существующих представлений о данном предмете).

Однокоренные слова методология, методы, методики нередко употребляются как синонимы, особенно два последних, однако понятия, стоящие за ними, необходимо разводить.

Методология – это учение о том, как делается наука, безотносительно к содержанию.

Метод – в узком понимании – способ достижения конкретной цели посредством действий, операций, в широком – путь исследования, источником которого являются теоретические гипотезы.

Методика – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии (метод в узком смысле). Содержанием технологии является техника.

Отдельно обсудим понятие «методология» в связи с тем, что методология представляет собой иерархию, и каждый уровень этой иерархии имеет свое особое содержание, играет особую роль в научном познании.

1. Высшим иерархическим уровнем методологии является философская методология, главное назначение которой – давать мировоззренческие интерпретации результатов науки. Работа на уровне философской методологии – это работа по обобщению открытий современной науки, посредством чего они включаются в научную картину мира и культуру. Именно таким образом общество ассимилирует новый опыт, то есть развивается. Исследователь всегда работает в рамках того или иного философско-методологического подхода, но не всегда рефлексирует это.

2. Следующим, более частным, уровнем методологического анализа является общенаучная методология. Ее характерной чертой является относительное безразличие к конкретному научному содержанию, апелляция к общим чертам процесса научного познания. К этому уровню относятся методы теоретической кибернетики, системныйподход, методы идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, статистический метод и т.п. Без обращения к методам этого уровня, например, к идеализации, ни одно научное исследование не может даже начаться, однако этот факт также часто не рефлексируется начинающими исследователями.

Работа на философском и общенаучном методологическом уровне приобретает особое значение в периоды революционных преобразований в науке, при решении принципиально новых проблем, при проведении комплексных исследований. Именно к этим уровням относится данное выше определение методологии.

3. Конкретно-научная методология – это совокупность методов, принципов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. В научных отраслях существуют свойственные только им методы, но в них преломляются, находят свою предметную интерпретацию и специфику применения общенаучные методы. Например, статистический метод по-разному выглядит в физике, биологии, географии, социологии, медицине, психологии и т.д.

Форма существования конкретно-научной методологии – это система, характеристиками которой являются 1) целостность – несводимость целого к элементам и невыводимость элементов из целого; 2) структурность – наличие пространственно-временных взаимоотношений всех элементов системы; 3) взаимосвязь со средой – открытость или закрытость системы. Закрытая система -–это идеальная модель; 4) иерархичность – каждый элемент системы является в свою очередь системой; 5) множественность описания – систему можно описывать с любого теоретического основания.

4. Дисциплинарная методология. Выделяется как самостоятельный уровень методологи, поскольку в рамках каждой науки существует множество дисциплин со своей совокупностью методов, принципов и процедур исследования.

Мы уже неоднократно употребляли слова принцип, подход, теория. Эксплицируем (представим в явном виде) их содержание и покажем их взаимосвязь.

Принцип – это общее универсальное утверждение о предмете исследования. Например, в квантовой механике существуют принципы дополнительности и неопределенности, психология базируется на принципах активности, историзма, деятельности, развития, единства сознания и деятельности.

Подход – это набор исследовательских вопросов или иначе – это конкретизация принципа через формулировку общих и частных исследовательских вопросов. Коротко: подход – это вопросы.

Еще один способ конкретизации абстрактного принципа – формулировка совокупности конкретных исследовательских гипотез, проверяемых на опыте (прямо или косвенно верифицируемых), то есть формулировка теории. Верифицированная гипотеза это ответ на какой-то конкретный вопрос, то есть теория – это совокупность ответов.

Итак, принцип – абстрактен, теория – конкретна, теория – ответы, подход – вопросы, подход – конкретизация принципа.

 

Какие бывают исследования?На полюсах исследовательского континуума стоят эмпирическое и теоретическое исследования, хотя большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Фундаментальноеисследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

И фундаментальные, и прикладные исследования могут проходить как в лаборатории – лабораторный эксперимент, так и в полевых условиях. Лабораторные условия обеспечивают более полный контроль за ходом экспериментов, а полевые – лучше воспроизводят ситуации реальной жизни.

Большинство психологических исследований по природе своей количественные. В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел (средние, проценты и т.д.), которые подвергаются статистическому анализу. Однако в последние годы наблюдается рост числа качественных психологических исследований, где методы нередко заимствуются у социологов и антропологов. Информация собирается с помощью методов опроса и наблюдения. Объединяет эти виды качественного исследования то, что их результаты представляются не как статистические отчеты, а в виде обобщающего содержательного анализа. Многие исследования объединяют качественный и количественный подходы.

Монодисцип­линарныеисследования проводятся в рамках отдельной науки (в дан­ном случае – психологии). Междисциплинарные – эти иссле­дования требуют участия специалистов различных областей и про­водятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу отно­сятся исследования, например, генетические; в области инженерной психофи­зиологии; на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексныеисследования проводятся с помощью системы методов и методик, позволяющим охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой ре­альности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направ­лено на выявление одного наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.

Если попытаться сгруппировать исследования в зависимости от целей, которые ставит перед собой ученый, и степени разработанности проблемы, то получится следующая классификация:

Поисковые. Цель – получение прин­ципиально новых результатов в малоисследованной области. Иногда аналогичные исследования называют иссле­дованиями «методом тыка».

Уточняющие. К ним относится большинство исследований, проводимых в науке. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обыч­но, по сравнению с первоначальным исследованием, изменяются условия его проведения, объект, методика. Тем самым уточняется, на какую область реальности распростра­няется найденное ранее теоретическое знание.

Критические. Проводятся в це­лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. новыми фактами или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Воспроизводящие. Цель – точное повторение эксперимента предшествен­ников для определения достоверности, надежности и объективнос­ти полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основание всей науки.

 



Просмотров 1403

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!