Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их отражение в культуре



Историческая и культурная эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в 14 веке в Италии и завершается в 17-м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение (период расцвета), Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение (в Англии и Нидерландах)

Основные философские идеи эпохи Возрождения - это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала. Все эти принципы являются гуманистическими, то есть в центре их стоит человек, они утверждают человека (homo).

Возможности и положение личности в социуме должны зависеть от ее собственного ума и талантов, а не от происхождения - отмечали мыслители эпохи Возрождения. Ведь в то время социальное происхождение человека: то ли крестьянин, то ли вассал, то ли аристократ – очень строго определяло всю его дальнейшую жизнь, правила поведения, все дозволенное и недозволенное ему, все, чего он имел право достигать.

В это время культура и искусство выходят из-под власти средневековых церковных догматов, но не порывают с верой в Бога. Именно поэтому культура Возрождения уже носит светский, а не религиозный характер, как средневековая. Увлечение «идеальным», «духовным», «небесным» уступает теперь интересу к познанию реального, земного мира, как когда-то было в античности.

Природа теперь рассматривается как гармоничный мир божественной благодати, следовательно, обожествляется. Отвергнута идея греховности человека и его тела, царившая в средневековье. Теперь красота человеческого тела воспевается художниками и писателями. Термин «Возрождение», собственно, и возник, описав возврат к ценностям античного мира: идеалам красоты, радости, совершенства в искусстве, а также возвращение к идеям гармонии духовного и телесного в человеке. Даже герои традиционных библейских сюжетов (мадонны, святые) на картинах художников эпохи Возрождения впервые приобретают черты реальных людей.

Мыслители, поверив в безграничные возможности человека изменять мир к лучшему, ищут модель идеального общества. Так рождаются утопии (в переводе с греческого - место, которого нет) - идеальный остров «Утопия» в романе Томаса Мора и «Город солнца» Фомы Кампанеллы.

Выдающиеся представители Возрождения в живописи и архитектуре:скульптор Донателло, художники Джотто, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Альбрехт Дюрер, художник и инженер Леонардо да Винчи и другие.

Выдающиеся представители Возрождения в литературе:Мишель де Монтень, Уильям Шекспир, Франческо Петрарка, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Лопе де Вега. У истоков Ренессанса также стояли такие средневековые творцы как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо.

Важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения — идея божественного начала в человеке. В культуре новой эпохи, не отказавшейся от христианской догматики, своеобразно возрождается идеал античного антропоцентризма. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, наделяется особыми достоинствами, способностями к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, таким образом, становится его центром.

В средневековой культуре познание — это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание — это путь к раскрытию божественных начал в человеке. Так антропоцентрический поворот в мировоззрении эпохи Возрождения привел к широкому распространению идей гуманизма.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» имеет гораздо более позднее происхождение, чем описываемая нами культурная эпоха. Он возникает в XIX веке и затем применяется к описанию процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения. Собственно гуманистами в Европе конца XIV — начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.

Важнейшей ценностью ренессансного мировоззрения явилось стремление к опытному познанию природы и человека, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Опытное знание в ренессансной культуре — это еще не идеал, это, скорее, стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д.

В целом мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Что очень важно, доктрина двойной истины явилась идеологическим обоснованием разграничения власти церкви и власти государства.

Ренессанс вносит огромный вклад в развитие научно- рационалистического мировоззрения, благодаря открытиям, сделанным в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейском мышлении геоцентрической модели Вселенной и обоснование гелиоцентрической модели — все это было серьезной научной базой нового мировоззрения.

Эпоха Возрождения формирует особый тип личностного поведения, который радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающего многое — так в культуре возникает модель культурного человека, получившая название homo universalis — человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу жизни.

Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Суть этого разделения коренится в серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию.

Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью и ценностям его культуры. Итальянское Возрождение обращалось к культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии в виде памятников античности: архитектурных сооружений и скульптурных памятников. Итальянское Возрождение имело возможность реально воспринимать форму и содержание ценностей античной культуры.

Северное Возрождение, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, испытывая одновременно сильное влияние христианских ценностей. Вот почему в Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение в Европе.

Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы - церкви. Возникают идеи о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации — движения за обновление церкви: идеи непосредственного общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшая проблема, которая решается при этом, - переведение богослужения и сакральных текстов Библии на национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства — протестантизма (лютеранство и кальвинизм).



Просмотров 4758

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!