![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их отражение в культуре
Историческая и культурная эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в 14 веке в Италии и завершается в 17-м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение (период расцвета), Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение (в Англии и Нидерландах) Основные философские идеи эпохи Возрождения - это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала. Все эти принципы являются гуманистическими, то есть в центре их стоит человек, они утверждают человека (homo). Возможности и положение личности в социуме должны зависеть от ее собственного ума и талантов, а не от происхождения - отмечали мыслители эпохи Возрождения. Ведь в то время социальное происхождение человека: то ли крестьянин, то ли вассал, то ли аристократ – очень строго определяло всю его дальнейшую жизнь, правила поведения, все дозволенное и недозволенное ему, все, чего он имел право достигать. В это время культура и искусство выходят из-под власти средневековых церковных догматов, но не порывают с верой в Бога. Именно поэтому культура Возрождения уже носит светский, а не религиозный характер, как средневековая. Увлечение «идеальным», «духовным», «небесным» уступает теперь интересу к познанию реального, земного мира, как когда-то было в античности. Природа теперь рассматривается как гармоничный мир божественной благодати, следовательно, обожествляется. Отвергнута идея греховности человека и его тела, царившая в средневековье. Теперь красота человеческого тела воспевается художниками и писателями. Термин «Возрождение», собственно, и возник, описав возврат к ценностям античного мира: идеалам красоты, радости, совершенства в искусстве, а также возвращение к идеям гармонии духовного и телесного в человеке. Даже герои традиционных библейских сюжетов (мадонны, святые) на картинах художников эпохи Возрождения впервые приобретают черты реальных людей. Мыслители, поверив в безграничные возможности человека изменять мир к лучшему, ищут модель идеального общества. Так рождаются утопии (в переводе с греческого - место, которого нет) - идеальный остров «Утопия» в романе Томаса Мора и «Город солнца» Фомы Кампанеллы. Выдающиеся представители Возрождения в живописи и архитектуре:скульптор Донателло, художники Джотто, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Альбрехт Дюрер, художник и инженер Леонардо да Винчи и другие. Выдающиеся представители Возрождения в литературе:Мишель де Монтень, Уильям Шекспир, Франческо Петрарка, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Лопе де Вега. У истоков Ренессанса также стояли такие средневековые творцы как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо. Важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения — идея божественного начала в человеке. В культуре новой эпохи, не отказавшейся от христианской догматики, своеобразно возрождается идеал античного антропоцентризма. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, наделяется особыми достоинствами, способностями к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, таким образом, становится его центром. В средневековой культуре познание — это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание — это путь к раскрытию божественных начал в человеке. Так антропоцентрический поворот в мировоззрении эпохи Возрождения привел к широкому распространению идей гуманизма. Важнейшей ценностью ренессансного мировоззрения явилось стремление к опытному познанию природы и человека, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Опытное знание в ренессансной культуре — это еще не идеал, это, скорее, стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. В целом мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Что очень важно, доктрина двойной истины явилась идеологическим обоснованием разграничения власти церкви и власти государства. Эпоха Возрождения формирует особый тип личностного поведения, который радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающего многое — так в культуре возникает модель культурного человека, получившая название homo universalis — человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу жизни. Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Суть этого разделения коренится в серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью и ценностям его культуры. Итальянское Возрождение обращалось к культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии в виде памятников античности: архитектурных сооружений и скульптурных памятников. Итальянское Возрождение имело возможность реально воспринимать форму и содержание ценностей античной культуры. Северное Возрождение, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, испытывая одновременно сильное влияние христианских ценностей. Вот почему в Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение в Европе. Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы - церкви. Возникают идеи о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации — движения за обновление церкви: идеи непосредственного общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшая проблема, которая решается при этом, - переведение богослужения и сакральных текстов Библии на национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства — протестантизма (лютеранство и кальвинизм).
![]() |