Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Законодательный процесс в Российской Федерации



 

Законодательный процесс – это особый вид юридического процесса, выражающийся в совокупности конституционной процедуры, в рамках которых осуществляется создание, принятие и введение в действие законодательной нормы.

Если рассматривать законодательный процесс в целом, то в него включают следующие основные стадии:

1. законодательная инициатива (само по себе данное понятие используется в 2х значениях:

А) как особое субъективное конституционное право, субъектов которого перечислены в ч. 1 ст. 104 КРФ).

Б) как отдельная стадия законодательного процесса, регламентированная ст. 104-107 Регламента Государственной Думы.

 

Законопроект вносится в Государственную Думу и может представлять собою текст нового закона либо текст поправки к действующему закону.

Ст. 105 регламента Государственной Думы устанавливает обязательные требования к законопроекту:

А) заверенный текст, подписанный одним из субъектов право-инициативы.

Б) к законопроекту должны быть приложены:

- пояснительная записка с обоснованием актуальности и предмета регулирования законом.

- перечень НПА подлежащих к отмене либо к изменению в связи с принятием данного законопроекта.

- финансово-экономическое обоснование законопроекта, а в случаях предусмотренных ч.3, ст. 104 КРФ так же специальное заключение правительства РФ.

 

2. рассмотрение законопроекта в Государственной Дума, осуществляется в 3 стадии (чтения):

А) обсуждение концепции законопроекта, решение вопроса о его актуальности;

Б) внесение (обсуждение и голосование) поправок к законопроекту;

В) принятие закона в окончательной редакции.

По решению депутатов Государственной Думы закон может быть принят одновременно в 3х чтениях (сразу в один день), при наличии лингвистической экспертизы и положительного заключения правового управления аппарата Государственной Думы.

Определенной спецификой отличается принятии ФКЗ (ч. 2 ст. 108 КРФ), а так же ФЗ по вопросом совместного ведения РФ и субъектов РФ (после 1ого чтения такие законы отправляются в субъекты РФ, которые в 30-дневный срок должны направить в Государственную Думу свой отзыв на законопроект, если более 1/3 субъектов РФ выскажутся против законопроекта возможен созыв согласительной комиссии).

 

Согласительные процедуры:

- с субъектом федерации

- с Президентом РФ ст. 134-135 регламента Государственной Думы.

 

 

23. Акты палат Федерального Собрания РФ: виды, порядок их опубликования и вступления в силу.

 

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы (порядок принятия Федеральным Собрание законов будет рассмотрен ниже).

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избрании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.

По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями. Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

24. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования.

 

Правительство РФ является коллегиальным органом . *

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Руководители федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, главных управлений, федеральных надзоров), кроме федеральных министров, не входят в состав Правительства, однако статус федерального министра может быть им предоставлен Президентом РФ.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения. Регламент Государственной Думы устанавливает определенный порядок рассмотрения этого вопроса. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается тайным голосованием. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой

Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы . *

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность. Федеральные министры обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 



Просмотров 889

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!