![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Судебная система Российской Федерации
Суде́бная систе́ма Росси́йской Федера́ции — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.Общая схема судебной системы Российской Федерации.Судебную систему Российской Федерации формируют три ветви, высшими инстанциями в которых являются Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды.Конституционный суд проверяет соответствие нормативных правовых актов действующей редакции Основного закона. На уровне субъектов эти функции выполняют местные Конституционные (уставные) суды. При рассмотрении уголовных, административных, гражданских и иных дел, подведомственных судам общей юрисдикции, высшей инстанцией является Верховный суд, осуществляющий надзор, в том числе, за военными и специализированными федеральными судами.Разрешением экономических споров занимаются арбитражные суды, выстроенные в трехуровневую систему, вышестоящей инстанцией в которой является Высший Арбитражный суд. Статус судей в РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Конституционные основы статуса судей включают регулирование: 1) независимости судей. При осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом, и никто не вправе давать им какие-либо указания, а тем более оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей. Принцип независимости судьи в сочетании с требованием его беспристрастности обязывает его при рассмотрении дел быть свободным от каких-либо политических, партийных предпочтений и обязательств; 2) несменяемости судей. Судьи занимают свою должность либо пожизненно, либо до достижения пенсионного возраста, либо до тех пор, пока их поведение безупречно. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела. Ее могут прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуществлять судебную деятельность, а также совершение преступления или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нарушение этических и моральных норм. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку; 3) гарантий беспристрастности судей (запрет состоять в политических партиях); 4) несовместимости занятия должности судьи с другой деятельностью (запрет на выполнение другой деятельности за вознаграждение, недопустимость нахождения на другой должности либо совмещение запретов). Данный принцип запрещает судьям и всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о такой несовместимости; 5) личной неприкосновенности судей – особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности; 6) должного материального обеспечения судей. Важной материальной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения; 7) назначаемости судей. В процедуре назначения существенна роль Высших советов магистратуры и других органов судебного самоуправления. Данный принцип в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, так как избиратели в своем выборе не столь строго руководствуются профессиональными критериями, характеризующими кандидата. Сам характер судебной деятельности таков, что оптимальный срок ее не может быть менее 10 лет. Выборные же должности по своей природе (в силу периодичности выборов)предполагают более короткие сроки нахождения на посту. 35. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.). Порядок формирования В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФдолжен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк. Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации. Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Состав Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем. Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания. 36. Конституционный Суд РФ: компетенция, решения. Конституционный Суд РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Виды решений КС РФ: o решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты, является решением КС РФ; o постановление — итоговое решение по существу вопросов о соответствии актов Конституции РФ, споров о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан — выносится именем РФ; o заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ; o определения — все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства; o решения по вопросам организации деятельности КС РФ. Принятие решения — принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Если голоса (по делу о проверке конституционности нормативного акта) разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционно оспариваемого акта. Решение о толковании КРФ принимается большинством не менее 2/3 голосов. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
![]() |