Эксплуатационные качества судна
Мореходные качества судна.
Плавучестью называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке. Остойчивость - способность судна, отклоненного действием внешних сил из положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил. Непотопляемостью называется способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков.
Мореходность - способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды. Xодкость - способность судна перемещаться с заданной скоростью. Управляемостью называется способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя.
Эксплуатационные качества судна
Грузоподъемность - вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт. Чистая грузоподъемность - это полный вес перевозимогосудном полезного груза (вес в трюмах и вес пассажиров с багажом и запасы провизии, воды) при загрузке судна по расчетную осадку (DЧ) Дедвейт - (иногда говорят - полная грузоподъемность)это общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т.е. дедвейт - сумма всех переменных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоянной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетную осадку (Dw). Водоизмещение порожнем - сумма всех постоянных весов,из которых слагается вес конструкции построенного судна (корпус, механизмы, судовые устройства, системы и оборудование, инвентарное снабжение, вес запасов топлива, масла в системе для запуска двигателя и твердый балласт на некоторых судах) (Do). Полное водоизмещение - водоизмещение порожнем плюс дедвейт (или водоизмещение в полном грузу).
Грузовместимость - суммарный объем всех грузовых помещений, измеряется в м3 Зерновая вместимость - равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора корпуса и других конструкций внутри помещения (4-5 %). Киповая вместимость - вместимость по штучному грузу и обычно на 8-10% меньше вместимости по сыпучему г рузу. Регистровая вместимость (или регистровый тоннаж) - дает единообразную оценку размеров судна, размеров помещения в мировой практике. За единицу объема принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3 (или 100 куб. футов). Эта мера объема, которую нельзя путать с обычной тонной - мерой веса веса.
Существует валовая вместимость (брутто) и чистая вместимость (нетто). Валовая вместимость - объем помещении судна, определяемый по специальным правилам обмера. Этот объем, служащий для расчета сборов в портах и статистического учета флота, включает полный объем корпуса судна и его надстроек, за исключением объема двойного дна, не используемого для размещения топлива, объема помещений, не полностью защищенных от попадания забортной воды, и некоторых других особо оговоренных помещений. Чистая вместимость - условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров, т.е. коммерчески эксплуатируемых помещений. Измеряется валовая и чистая вместимость в регистровых тоннах. Данные, полученные в результате обмера судна, заносятся в его мерительное свидетельство и в списки (регистровые книги) судов. Скорость хода - эксплуатационное качество судна, обеспечивающее экономическую эффективность транспортных операций. Чем выше скорость, тем выше провозная способность судна. Растет скорость с 9-14 узлов до 30 узлов. Дальность плавания - расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов. Сейчас суда могут совершать рейсы 15 000 - 20 000 миль и более. Автономность плавания - определяется временем работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды. Сейчас от 1 до 2 месяцев. Ледоколы, спец. суда - до 1 года. Маневренность - способность судна выполнять заданные маневры, изменять направление и скорость движения. Живучесть - способность судна при получении повреждении сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества.
Основные плоскости судна.
1) вертикальной продольной плоскостью, проходящей посредине ширины судна, и делящая судно на две симметричные части -на левый и правый борт называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);
2) вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине расчетной длины судна делящая судно на две части - на кормовую и носовую, называемой плоскостью мидель- шпангоута;
3) горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии
Килеватость днищаобразуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называются острокильными.
Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.
Погибь— это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек).
Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой — ахтерштевнем.
5.Назовите перекрытия судна? Различают днищевое, бортовое и палубное перекрытия
6.Ситемы набора?Поперечная, продольная и смешанная
При поперечной системе набора балки главного направления идут поперек судна — от борта к борту на днищевых и палубных перекрытиях или от днища к палубе — на бортовых перекрытиях.
При продольной системе набора балки главного направления располагают вдоль судна, а перекрестные связи в виде рам — поперек.
При смешанной системе набор состоит из сетки продольных и поперечных балок, расставленных на примерно одинаковых расстояниях друг от друга, в связи с чем нельзя выделить из них балки главного направления и перекрестные связи

|