Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Конструктивные элементы судовых систем. В состав каждой судовой системы входят следующие конструктивные элементы: трубы с путевыми соединениями и запорно-регулирующей арматурой



В состав каждой судовой системы входят следующие конструктивные элементы: трубы с путевыми соединениями и запорно-регулирующей арматурой, образующие в совокупности трубопровод; источники питания системы гидравлической энергией; аппаратура и приводы управления арматурой и машинами; контрольно-измерительные приборы; емкости — хранилища рабочей среды. В состав ряда систем входят аппараты и установки, изменяющие агрегатное состояние или температуру рабочего тела.

Трубы являются основной частью каждой системы. Выбор материала для изготовления трубопровода зависит от свойств рабочего вещества, для которого предназначена система. В судовых системах этими веществами являются холодная и горячая пресная и морская вода; водяной пар; воздух; масло; нефтепродукты; растворы некоторых солей; химические пены, фреоны, аммиак, углекислота и прочие вещества, отличающиеся друг от друга агрессивностью, а также температурой, давлением, скоростью течения.

Путевые соединенияучастков труб между собой, в местах прохода через переборки, а также подсоединения к механизмам бывают разъемными и неразъемными. Разъемные соединения осуществляют при помощи фланцев, штуцеров, фитингов и дюритовых муфт (рис. 8.2). Неразъемные соединения в труднодоступных или не требующих разборки местах выполняют сваркой и пайкой. Для разветвления труб и прокладки их через настилы судовых перекрытий — палуб, переборок — применяют фасонные части (рис. 8.3): колена, тройники, четверники, стаканы (переборочные и палубные), а чтобы уменьшить напряжения, возникающие в трубах при колебаниях температуры или деформации корпусных конструкций, предусматривают компенсаторы, выполняемые в виде изогнутых или гофрированных участков труб или специальных конструкций (на трубах больших диаметров), называемых сильфонными компенсаторами. Обычно все эти соединения изготовляют из того же материала, что и трубы.

Арматурасудовых трубопроводов служит для пуска и выключения системы, разобщения отдельных ее участков, регулирования количества и давления рабочей среды, изменения направления ее движения.

Краны имеют в корпусе плотно притертую коническую пробку с одним или несколькими отверстиями. Различают прободные (рис. 8.4), трехходовые краны и крановые манипуляторы переключатели) (рис. 8.5).

Клапаны (рис. 8.6) перекрывают проходные отверстия при помощи перемещающейся в корпусе клапана тарелки, плотно прилегающей к гнезду. В зависимости от назначения клапана и способа управления тарелкой различают запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные и редукционные клапаны.

Для централизации управления системой несколько клапанов иногда объединяют в одном блоке, называемом клапанной коробкой или клапанной колонкой.

Клинкеты применяют на трубопроводах с условным диаметром от 50 до 900 мм и условным давлением 1,6 МПа 16 кг/см2). Они меньше и легче, чем клапаны, но уступают им по плотности запирания.

Захлопки (рис. 8.8) — это клапаны с шарнирно-закрепленной тарелкой. Они относятся к категории быстрозапорной арматуры и работают по принципу невозвратно-запорного клапана. Используют их в основном для закрывания выходных отверстий отливных трубопроводов.

Дистанционные приводы бывают валиковые, электрические, пневматические и гидравлические.

На судах источниками питания систем энергией служат гидравлические насосы, вентиляторы и компрессоры (см. с. 291).

В качестве контрольно-измерительных приборов применяют манометры, вакуумметры, мановакуумметры, термометры, ареометры, соленометры, расходомеры, водомерные приборы. Измерительные трубы (рис. 8.9) спускают с палубы переборок (в топливные и масляные цистерны — с открытой палубы), в каждый отсек, цистерну или коффердам. Они представляют собой металлические трубы диаметром 32—50 мм с проходящими внутри них складными металлическими линейками с делениями — футштоками.

Воздушные трубы служат для обеспечения поступления или выхода воздуха из цистерны при ее опорожнении или заполнении. Такие трубы устраняют возникновение воздушной подушки при заполнении цистерны жидкостью и образование вакуума при откачке жидкости из цистерны.

 

Трюмные системы

Трюмныминазывают группу судовых систем, предназначенных для удаления за борт воды, скапливающейся в корпусе судна в процессе нормальной эксплуатации, а также воды, попавшей в него в результате аварии. К ним относятся осушительная, водоотливная, перепускная системы и система нефтесодержащих трюмных вод, а также вспомогательные устройства, обслуживающие трюмные пространства (воздушные и измерительные трубы, трюмная сигнализация и пр.).

Осушительная система предназначена для повседневного удаления воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальных условиях эксплуатации (подразумевается вода, проникающая внутрь через неплотности в соединениях корпуса или образующаяся в результате отпотевания деталей, а также забортная вода и атмосферные осадки, проникающие через иллюминаторы, люки и неплотности в донной арматуре и трубопроводах).

 

Водоотливная система предназначена для удаления из корпуса судна больших количеств воды, попавшей в него в результате аварии (пробоины в наружной обшивке, затопления отсека через разрушенные трубопроводы систем или при тушении пожара водой и т. п.).

Перепускная система необходима для перепуска и спуска воды из помещений, в которых отсутствуют осушительные или водоотливные средства, в соседние и нижние помещения, имеющие приемники осушения или водоотлива.

Балластными называют группу судовых систем, предназначенных для приема, транспортировки и выкачки водяного балласта (забортной воды) при изменении осадки, дифферента и крена судна. К ним относятся балластная, дифферентная и креновая (антикреновая) система.

Балластная система предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт.

Дифферентная система предназначена для приема в цистерны, перекачки и удаления из них водяного балласта при дифферентовке судна.

Креновая система предназначается для выравнивания крена. Ее оборудуют на ледоколах, которым для освобождения от сжатия льдами, а также схода с кромки льда или снятия с мели необходимо создать крен, а также на паромах и судах с горизонтальной грузообработкой для борьбы с креном, возникающим при перемещении грузов по судну во время грузовых операций (ее на этих судах называют антикреновой системой).

Системами пожаротушенияназывают группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкоиспаряющихся жидкостей и т. п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий.

Система водяного п о ж а р о т у ш е н и я (рис. 8.14) подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме, от которого к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками.

Система водяного орошения служит для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хранилищах взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ (крюйткамерах), а также для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и т. п. Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале ее работы подается сигнал в рулевую рубку и каюту старшего помощника капитана.

Система водяных завес подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пламени, и для охлаждения корпусных конструкций судна. Ее применяют для защиты открытых палуб паромов и судов типа «ро-ро», предназначенных для перевозки подвижной техники, заправленной топливом, а также для защиты проемов и водонепроницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции.

Систему водораспыления оборудуют для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара распыленной водой в МКО и тонкораспыленной водой, т. е. доведенной до туманообразного (дисперсного) состояния, — в отсеках жидкого топлива. Тонкораспыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых магистралей из медных труб с установленными на них через 1,2— 1,5 м водораспылителями.

Спринклерная система необходима для подачи воды к оросительным насадкам, которые включаются автоматически при повышении температуры в охраняемых помещениях до заданной величины (в жилых и служебных — до 80 °С). Основой спринклерной системы является спринклер (рис. 8.15) — распыляющая воду насадка с легкоплавким замком, открывающим выход водяной струе из трубопровода придостижении заданной температуры. Существуют спринклеры с замком из легкоплавкого металла или со стеклянной колбой, наполненной цветной легкорасширяющейся жидкостью. При повышении температуры металлический замок плавится, а колба лопается, и из спринклера поступает распыленная вода. Спринклеры размещают на расстоянии не более 3 м друг от друга так, чтобы все поверхности охраняемого помещения равномерно орошались. Трубопровод спринклерной системы должен всегда быть под давлением.

Система паротушения предназначена для подачи водяного насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, танки, котельные отделения и пр. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горения.

Система пенотушения. При тушении горящих нефтепродуктов наиболее эффективна подача огнегасящей пены, которая покрывает горящую поверхность или заполняет отсек, охваченный пожаром. Пена представляет собой ячеисто-пленочную структуру, образованную множеством пузырьков газа, разделенных тонкими пленками жидкости.

Система химического пенотушения, уступающая по надежности в удобству эксплуатации воздушно-механической, на новых судах обычно не применяется.

Система объёмного химического тушенияодна из наиболее эффективных противопожарных систем — предназначена для подачи легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерн, хранилищ и баллонов в грузовые трюмы, машинные, котельные и другие помещения для тушения пожара путем заполнения этих помещений парами жидкости. В качестве огнегасительной жидкости используют хладоны 13В1 и 114В2 или состав БФ-2, состоящий из 27 % (по массе) хладона 114В2 и 73 % бромистого этила.

Система углекислотного тушения подает жидкую углекислоту из баллонов в грузовые трюмы, МКО и кладовые хранения легковоспламеняющихся материалов для тушения пожара путем заполнения этих помещений газообразной углекислотой. Обезвоженную углекислоту хранят в стальных баллонах емкостью по 40 л B5 кг углекислоты), которые обычно группируют в батареи, по 10—12 шт. в каждой. Баллоны сообщаются с коллектором, откуда в каждое охраняемое помещение идет независимый трубопровод.

Система тушения инертными газами предназначена для подачи инертных газов в сухогрузные трюмы для тушения пожара, а в танки наливных судов — для предупреждения пожара или взрыва путем заполнения газом этих помещений. Для получения инертного газа на судах используют выхлопные газы двигателей или котлов или же устанавливают специальные генераторы газа.

Система порошкового тушения предназначена для тушения пожаров в помещениях аварийных источников энергии, генераторов инертного газа, кладовых легковоспламеняющихся материалов, ангарах, гаражах, палубах грузовых отсеков газовозов и т. п. Система состоит из станции с резервуарами огнегасящего порошка, баллонами газоносителя и распределительным коллектором, постов тушения, трубопроводов и арматуры для пуска системы и подачи порошка к постам. В качестве огнегасящих порошков чаще всего используют порошки на основе бикарбонатов натрия или калия, а также фосфата аммония. В качестве газоносителя обычно применяют азот или другой инертный газ.

Системы пожарной сигнализации играют важную роль в общем комплексе противопожарных мероприятий на судне. Различают сигнализацию обнаружения пожара, т. е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост (ЦПП), сигнализацию оповещения — уведомление экипажа и пассажиров о возникновении пожара на судне — и сигнализацию предупреждения — уведомление экипажа, находящегося в охраняемом помещении, о пуске в действие системы объемного пожаротушения *.

Сигнализация оповещения совмещается с общесудовой авральной сигнализацией и служит для подачи сигналов отдельно пассажирам и экипажу. К ней относятся колокола громкого боя световые сигналы, сирены. В качестве дублирующего средства предусмотрена возможность принудительного вещания по радиотрансляционной сети.

Сигнализацию предупреждения оборудуют только в охраняемых системах объемного тушения помещения, в которых при нормальной эксплуатации находятся люди. В дополнение к громкому звуковому сигналу включается световое табло: «Газ! Уходи!» или «Пар

Системами бытового водоснабжения называютгруппу систем предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд судна пресной и забортной водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, мытьевой воды, бытовой горячей и бытовой забортной воды.

Система питьевой водыслужит для приема, хранения и подачи питьевой воды на камбуз, к питьевым фонтанчикам и умывальникам. Она состоит из вкладных цистерн, насосов, пневмоцистерны (гидрофора), трубопроводов из оцинкованных водогазопроводных труб и водораспределительных устройств

Для поддержания в системе постоянного давления предусматривают гидрофор, т. е. герметически закрытую цистерну, заполненную водой и сжатым воздухом, который по мере заполнения гидрофора водой сжимается до 0,3—0,35 МПа C—3,5 кгс/см2).

Для длительного хранения питьевой воды в системе предусматривают бактерицидную установку (хлоратор, бактерицидные лампы и т. п.), но даже после специальной обработки хранить . воду более 20—30 суток нельзя.

Система мытьевой водыпо своему устройству аналогична системе питьевой воды, однако мытьевую воду допускается хранить в корпусных цистернах, предусматривая защиту ее от загрязнения и порчи под действием тепла.

Система бытовой горячей воды служит для централизованного снабжения горячей пресной водой хозяйственно-бытовых потребителей.

Система бытовой забортной воды необходима для подачи забортной воды к местам ее потребления (ванны, душевые, туалеты) и для мытья палубы, а также для охлаждения различных теплообменных аппаратов.

Сточными системами называют группу судовых систем, состоящую из системы сточных вод, системы хозяйственно-бытовых вод и системы шпигатов открытых палуб. Они предназначены для удаления с судна различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяйственно-бытовых приборов), а также вод, попадающих на открытые палубы.

Сточные воды поступают в цистерны самотеком и откачиваются из них насосами, эжекторами или сжатым воздухом в береговые резервуары, грязеотвозные шаланды или в открытое море.

Трубопроводы сточных систем изготовляют из медных или стальных оцинкованных труб с латунной или бронзовой арматурой.

 

стараются располагать по одной вертикали и группировать в определенных районах. Стойки из гальюнов и других санитарно- гигиенических помещений, как правило, не разрешается проводить через жилые и общественные помещения, камбуз, провизионные камеры, медблок и т. п. В случае крайней необходимости проходящие через эти помещения трубопроводы сточных систем должны быть тщательно звуко- и теплоизолированы, и их следует размещать в специальных выгородках.

Система шпигатов открытых палуб состоит из установленных вдоль бортовой кромки палубы (по ватервейсу) шпигатов, переходящих в вертикальные спускные трубы, идущие в льяла, сточные колодцы или выводимые за борт в районе грузовой ватерлинии. Шпигаты снабжены сеткой для защиты спускных труб от засорения.

 

 

СЛОВАРЬ

Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

Аксиометр - указатель угла отклонения пера руля в левую или правую сторону относительно диаметральной плоскости корабля.
Анемометр - прибор для измерения силы ветра.
Анероид - барометр
Ахтерпик - крайний кормовой отсек, у самого ахтерштевня. Обычно служит для загрузки балласта в корме. Нетрудно догадаться, что, кроме ахтерпика, на судне есть и форпик.

Ахтерштевень (старн-пост) - (голл. achtersteven, achter – задний, steven – штевень, стояк) – брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевеню подвешивается руль. Ахтерштевень состоит из нескольких деталей: фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев – кормового дейдвуда.

Бак - (голл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д.

Бакштаг - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением линии ветра более 90 и менее 180 градусов. Крутой бакштаг - если угол меньше 135 градусов, полный бакштаг - если угол больше 150 градусов.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Балансирный руль - руль, у которого ось проходит близко к середине пера. Передняя половина пера балансирует в воде заднюю половину и облегчает усилие при повороте.

Балкер - судно для насыпных грузов.

Баллер - ось вращения руля, скреплённая с пером руля.

Балясина - точеный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
.

Батоксы - кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости.


Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом (линем). Если она делается толстым тросом, то называется найтовым.

Бимсы - поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.


Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря.

Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Борт - бок судна.

Бот - всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6 - 8 пушками малого калибра служащее для перевозки грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.

Ботик - небольшой бот.

Бросательный конец - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек. С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Брочинг - явление полной потери управляемости судна при попутных ветрах, когда подхваченное догоняющей волной, оно начинает двигаться со скоростью волны на ее переднем склоне и резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.

Бугель - плоское кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Булинь - снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.

Ванты - (голл. - want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Ватервейс - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. Внутренняя сторона ватервейса была скошена, и в нём имелись отверстия для стока воды - шпигаты.

Ватерлиния - (англ.- waterline) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.


Веретено якоря - массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Верп - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Вертлюг - винтовой стяжной механизм (см. талреп).
.
Водоизмещение - вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.

Вьюшка тросовая - барабан с дисками и зубчатой передачей; предназначен для наматывания троса и его хранения на судах.

Гак - стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галс - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт - то левым галсом.

Гельмпорт - отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.

Гини - тали, служащие для подъёма тяжёлых грузов и шлюпок.

Гинцы - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Главная палуба - третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

Глаголь-гак - откидной гак, к которому прикреплён якорный канат или цепь. Сам глаголь-гак прикреплен к куску цепи называемому жвака-галсом.

Глиссирование - режим движения яхты, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается, а корма оседает, скорость хода при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование).

Гордень - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Горловина - круглое или овальное узкое отверстие для вентиляции водонепроницаемых отсеков и прохода людей. Горловины закрывают стальными водонепроницаемыми крышками с винтовыми задрайками.

Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта - вторая мачта, считая от носа корабля.

Грунтов - отрезок троса, крепящий по-походному шлюпку на шлюп-балках.

 

Девитация - отклонение компасной картушки под влиянием корабельного железа.

Дейдвейт - полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.

Дейдвуд - кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем сплошь заделанная деревянными брусьями, называемыми чаками.

Дек - (англ. - deck) - верхняя открытая палуба (которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют) называлась <квартер-дек>, следующая называлась <опер-дек>, ещё ниже - <мидель-дек>, затем <гон-дек>, ещё ниже - <орлоп-дек> или <кубрик> и <трюм>. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный).

Дельные вещи - литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т.д.

Дефлекторы - специальные устройства, служащие для целей вдувной и втяжной вентиляции. Простейшим является дефлектор с раструбом, представляющий собой вертикальную трубу, проведённую в вентилируемое помещение и заканчивающуюся наверху комингсом. На комингс надевается поворотный раструб, устанавливаемый в любое положение по направлению к ветру.

Дифферент - (фр. - difference) - разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Дрейф - (фр. - derive) - отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Дрек - шлюпочный якорь.

Жвака-галс - кусок цепи со специальным крюком – глаголь-гаком, прикреплённый внутри судна к набору корпуса (обычно к кильсону). К глаголь-гаку прикреплён якорный канат или цепь. Жвака-галс устроен так, чтобы его можно было легко отцепить от якорного каната - бывают ведь случаи, когда надо быстро освободиться от якоря.


Иллюминатор - (лат. - illuminator - осветитель) - застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.

Кабельтов - 1. мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины. 2. растительный трос окружностью от 150 до 350 мм.

Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж - (фр. - cabotage) - плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Калышка - петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Камбуз - (голл. - kombuis) - место для приготовления пищи на судне.

Канифас-блок - блок с прорезанной или откидной щекой для установки троса.

Карлингс - продольные балки, врезанные в бимсы. На них опираются продольные балки комингса.

Карронада - короткая, легкая, большого калибра чугунная пушка.

Катамаран - судно с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.

Катафракты - суда появившиеся в Коринфе после трирем. Считают, что по бортам их корпус имел своеобразную броню для защиты от вражеских таранов.

Кают-компания - столовая и место отдыха командного состава корабля.

Квартердек - приподнятая на 0,8-1,0 м кормовая часть верхней палубы. Размещался над ахтердеком. Повышенный квартердек - ахтер-кастель - являлся надстройкой, в которой размещались каюты командира и офицеров.

Килевание - наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды.

Киллихтер - килектор (от голл. - плавучий грузоподниматель) - судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.

Киль - (англ. - keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты.

Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Кильватер - строй судов, идущих в одной линии друг за другом.

Кильсон - продольная связь на судах с ординарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами. Именно на кильсоне крепили мачты.

Кингстон - (англ. - kingston valve - заборный клапан) - отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приема или удаления воды.


Киповая планка - используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.

Клинкет - задвижной клапан; служит для перепускания воды в трюме из одного отделения в другое.


Клотик - деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз - отверстие в борту для якорной цепи.

Кнехт - 1. на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. 2. двойная металлическая тумба для крепления швартовых. Бывает с перекладиной, помогающей удерживать намотанный трос, называемой кнехтовой краспицей.

Кницы - угольники для скрепления между собой деталей судового набора, например для более прочного соединения бимсов с бортами на концах бимсов устанавливали прямоугольные связи - бимсовые кницы.

Колышка - род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Комингс - деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.

Конец коренной - условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой - (лопарь) - конец, прошедший через шкивы и воспринимающий прикладываемое усилие.

Контрафорс (контрфорс) - 1. распорка в звене якорной цепи; 2. распорка у стоек фальшборта или леерных стоек.

Корма - задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки.

Кормовой подзор - наклонная верхняя часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень.

Коуши - металлические кольца с кипом (желобком соответствующей толщины для троса) по окружности, круглые - для растительных тросов, продолговатые или копьеобразные - для металлических. Вставляют в кренгельсы тросов и стропы блоков для уменьшения трения тросов о скобы.

Кошка - четырехлапый якорь небольшого размера и массы.

Кран-балка - балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.

Кранец - приспособление, которое свешивается с борта судна, чтобы оно при подходе и швартовке не терлось бортом о пристань или о соседнее судно. Кранцами могут служить обрубки дерева, автомобильные шины, обрезки или мотки толстых тросов. Настоящий кранец — это мешок, набитый пенькой и оплетенный каболкой или тонким тросом.

Кубрик - жилое помещение для команды.

Курс судна - горизонтальный угол между северной частью меридиана и ДП судна по направлению его движения.

Курсовой угол - горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо предмет (др. судно, маяк и т.п.). К. у. отсчитывается от О° до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если к. у. составляет 90° прав, или лев. борта.

Лаг - (лаглинь) – прибор для измерения скорости хода судна. Главная его часть - деревянная треугольная дощечка, нижний рай у которой полукруглый. Называется она "сектор". В полукруглой части сектора - грузик. К углам привязываются три шнурка, которые соединяются и образуют уздечку. Похоже на уздечку воздушного змея. Дальше тянется тонкий лаглинь. Он наматывается на вьюшку - катушку с ручкой. Длина у лаглиня большая. Он разделен узелками на равные куски около 15,4 метров (разделите 1852 метра, то есть милю, на 120). Сколько узелков за полминуты проскочило, столько миль проходит судно за час.

Легость - небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.

Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линь - тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лихтер - судно, имевшее простое вооружение бизань-мачты, состоявшее из столбовой мачты, 1-2 стакселей и гафельного паруса с гиком или, что было чаще, без него.

Лопарь - ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.

Лоция - описание морского водоема и руководство для плавания.

Лоцман - (голл. - loodsman) - лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.

Льяло - углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.

Магнитное склонение - разница между направлениями на магнитный и географический полюс. Угол между истинным и магнитным меридианом.

Манильский трос - трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака - прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марка - 1. Несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания. 2. Отметка на снасти, показывающая, до каких пор ее можно травить или выбирать. 3. Отметка на якорной цепи, позволяющая судить о том, сколько вытравлено смычек якорной цепи или сколько их осталось в воде за бортом.

Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Мидель-шпангоут - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину.

Миля морская - морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м. Старая русская миля равнялась 7468 м.

Мортира - орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.

Мусинг - утолщение, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Мушкель - деревянный молоток, используемый при такелажных и отделочных работах.

Набор судна - каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Нагель - 1. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 2. Ось шкива блока.

Найтов - снасть для закрепления оборудования и имущества.

Найтовы якорные - небольшие цепи или растительные концы, которые во время плавания дополнительно накладывают на якорь, в помощь к рустовам.

Нактоуз - ящик или шкафчик, в котором укреплен компас.

Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа или стропов блоков.

Огон - кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.

Октан - угломерно-отражательный мореходный инструмент.

Оплетка - конец снасти, заплетенный особым способом для предотвращения его от развивки.

Осадка судна - расстояние между поверхностью спокойной воды и килем судна.


Пайол - настил трюма судна. Как правило, делается полностью или частично съёмным.

Пал - 1. чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы; 2. металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.

Палуба - горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлоп-дек - палуба жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба.

Панер - момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта.

Пеньковый трос - растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Переборка - стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.
.

Перо руля - действующая часть руля.

Пиллерсы - вертикальные стальные стойки, служащие опорами для палуб. Пиллерсы бывают постоянные и откидные.

Планширь - 1.самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы); 2.на гребных судах - брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнёздами для уключин.

Подволок - зашивка потолка жилых и служебных помещений судна, или нижняя сторона палубного перекрытия.

Полубак - носовая надстройка на баке корабля.

Полубалансирный руль - руль, у которого передняя половинка пера по длине короче задней. Делается это, если надо освободить место для винта на судне с двигателем.

Полубимс - бимс, идущий не по всей ширине корабля, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.

Полуют - возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Порты - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Привальный брус - деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Пятка - упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок.


Рангоут - (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д.

Роульс - каток, отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.

Рудепирс - основа руля, к которой крепится плоская часть - перо руля.

Руль - вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.

Румб - направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы

Румпель - (от гол. - roerpen, roer - весло, руль) - рычаг, укреплённый в верхней части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Рыбины - деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.

Рым - металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.


Сплесень - соединение двух концов одного троса или двух тросов путём взаимного переплетения нитей.

Стапель - сооружение для постройки судна и спуска его на воду.

Стеньга - (голл. - steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.

Степс - гнездо, в которое вставляется своим шпором мачта или бушприт.

Стоячий такелаж - такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стрингер - продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.

Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.

Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Талреп - трос между блоками.

Талреп винтовой - приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант - снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Транец - нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках - доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

Трап-балка - балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюпбалки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.


Узел - единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (0,514 м/cек; 1,8 км/час).

Уключины - круглые или полукруглые отверстия, прорезанные в бортах или металлические вилки. На них опирается веретено весла.

Усы - приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.

Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей. Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.

Фал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.

Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.

Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.

Флагшток - верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.

Флортимберс - нижняя часть шпангоута, соединяющаяся с килем.

Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-мачта - передняя матча на корабле, т.е. первая, считая от носа к корме.

Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит вместо трапов, например для спуска в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкипер - (голл. - schipper) - содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шлаг - петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.

Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.

Шлюпбалки - стальные либо деревянные балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.

Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса).

Шпация - промежуток между шпангоутами.

Шпигаты - отверстия для стока воды.

Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.

Шпор мачты - нижняя оконечность мачты, которую крепили в специальном гнезде - степсе.

Шпринг - трос, заведенный в скобу станового якоря для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.

Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.

Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.

Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.

Ют - кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.




Просмотров 1723

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!