Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



CRC/C/RUS/4-5) о выполнении Конвенции о правах ребенка



Committee on the Rights of the Child

Sixty-fifth session

13 – 31 January 2014

Item 4 of the provisional agenda

Consideration of reports of States parties

Implementation of the Convention on the Rights of the Child

List of issues concerning additional and updated information related to the consideration of the combined fourth and fifth periodic reports of the Russian Federation (CRC/C/RUS/4-5)

Addendum

Written replies of the Russian Federation*


Ответы на вопросы,

Подлежащие обсуждению в связи с рассмотрением объединенных четвертого и пятого периодических докладов Российской Федерации

CRC/C/RUS/4-5) о выполнении Конвенции о правах ребенка

Часть I

Вопрос 1. Просьба пояснить статус Конвенции во внутренней правовой системе Российской Федерации. Просьба информировать Комитет, ссылались ли национальные суды на права, закрепленные в Конвенции, либо в качестве основания для возбуждения дела, либо в качестве руководства для толкования правовых норм.

Российская Федерация, как государство - продолжатель СССР, является участницей Конвенции о правах ребенка, которая вступила для нее в силу 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка (далее - Конвенция) является одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области соблюдения и реализации прав детей, способствует расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Конвенция выполняет важную роль в законотворческой и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственных и негосударственных организаций в сфере защиты прав и основных свобод ребенка и реализации на внутригосударственном уровне общепризнанных принципов и норм международного права.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 5 Федерального закона 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 254-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правовые положения содержатся и в кодифицированных нормах права, а именно: в части 2 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. №4) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» наличие внутригосударственных правовых норм, санкционирующих действие норм международного права в правовой системе России, обязывает суды Российской Федерации при рассмотрении определенных категорий дел руководствоваться нормами международного права и, следовательно, их применять.

Постановление направлено на единообразное применение судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и является залогом эффективной реализации Российской Федерацией ее международно- правовых обязательств, в том числе, установленных и Конвенцией.

Судебным органом конституционного контроля, осуществляющим в пределах компетенции защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2013 г. № 1-ФКЗ), является Конституционный Суд Российской Федерации.

В своей практике Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении обращений, затрагивающих различные аспекты прав детей и их родителей, а также сопряженных прав иных лиц, неоднократно обращался к содержанию Конвенции.

Примером подобной практики может служить признание неконституционными положения Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ограничивающих право на пенсию по случаю потери кормильца мужей погибших военнослужащих-женщин, осуществляющих уход за ребенком до 8-летнего возраста (Определение от 1 декабря 2005 года № 428-0), а также положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ограничивающего право отцов, воспитавших детей-инвалидов до достижения ими восьмилетнего возраста без матерей, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Определение от 27 июня 2005 года №231-0).

В большинстве решений Конституционный Суд Российской Федерации ссылается на конкретные статьи Конвенции, закрепляющие те или иные права ребенка.

В частности, статья 4 Конвенции в части, касающейся обязанности государств - участников принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления признанных Конвенцией прав, в системной взаимосвязи с рядом конституционных положений, была учтена Конституционным Судом Российской Федерации при оценке конституционности положений Налогового кодекса Российской Федерации в связи с решением вопроса о предоставлении налогового вычета на приобретение родителями жилья в собственность своих несовершеннолетних детей (Постановление от 1 марта 2012 года № 6-П).

Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость учета статей 9 и 10 Конвенции, в соответствии с которыми заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство - участник Конвенции с целью воссоединения семьи должны рассматриваться позитивным, гуманным и оперативным образом, при разрешении вопроса о въезде гражданина Республики Молдова в Российскую Федерацию с целью проживания с семьей и воспитания несовершеннолетних детей (Определение от 4 июня 2013 года №902-0), а также при решении вопроса о необходимости депортации иностранного гражданина, либо о его временном проживании на территории Российской Федерации в случае выявления у него ВИЧ-инфекции (Определение от 12 мая 2006 года № 155-0).

На положение статьи 17 Конвенции о поощрении государствами - участниками разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, Конституционный Суд Российской Федерации сослался при оценке допустимости жалобы на положение ранее действовавшего Федерального закона «О рекламе», которым устанавливались повышенные правовые гарантии защиты несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы (Определение от 5 октября 2000 года № 215-0).

Статьи 3, 18 Конвенции, согласно которым государства - участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, в числе иных международно-правовых договоров, учитывались Конституционным Судом Российской Федерации при оценке положений статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации о лишении родительских прав как крайней меры ответственности, которая применяется судом только за совершение родителями виновного правонарушения в отношении своих детей и только в ситуации, когда защитить их права и интересы другим путем невозможно (Определение от 156 ноября 2006 года № 476-0).

Наряду с этим, при решении вопросов, связанных с защитой прав ребенка в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации также указывал на необходимость учета положений статей 5, 18, 19, 26, 27 и 34 Конвенции.

Вопрос 2. Просьба информировать Комитет, были ли приняты на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы соответствующие стратегии на местах и каково участие в этом процессе детей и гражданского общества. Просьба также указать объем средств бюджетов, выделенных на осуществление, мониторинга и меры по оценке результатов осуществления таких стратегий.

На основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в 73 из 83 субъектов Российской Федерации разработаны, приняты и реализуются соответствующие региональные стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

Во всех регионах утверждены планы первоочередных мероприятий по реализации региональных стратегий действий в интересах детей, созданы и работают координационные советы по их реализации.

В соответствующие планы включены мероприятия по совершенствованию семейной политики детствосбережения; обеспечению доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей, равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, а также дружественного к ребенку правосудия и здравоохранения.

Во многих регионах указанные стратегии и планы разрабатывались с привлечением детей («детских парламентов», «детских советов» и иных самодеятельных детских объединений) и институтов гражданского общества, в том числе региональных общественных палат.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных на реализацию мероприятий указанных планов, а также мониторинг и меры по оценке результатов осуществления стратегий, составил 340 млрд рублей.

Вопрос3. Просьба представить информацию об органах, отвечающих за общую координацию осуществления между секторами на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, а также о полномочиях и выделенных им людских, финансовых и технических ресурсах

В соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики по поддержке семей с детьми осуществляются различными федеральными органами исполнительной власти в пределах возложенных полномочий по соответствующим отраслям социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная защита, обеспечение жильем и др.).

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей (постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610).

Вопросы организации государственных услуг детям в сфере здравоохранения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608).

На Министерство образования и науки Российской Федерации возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также в сфере молодежной политики (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 466).

Министерство спорта Российской Федерации координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта (постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607).

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также в сфере миграции. Одной из задач МВД России является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод несовершеннолетних, противодействие преступности данной категории граждан (Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №248).

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела и туризма (постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 590).

Осуществление функций по контролю и надзору в сфере защиты семьи, материнства и детства возложено на соответствующие федеральные службы.

Вышеуказанные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной поддержки семьи, материнства и детства, создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Координационным органом в сфере защиты прав несовершеннолетних является Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1028 создан Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, который является совещательным органом, образованным в целях рассмотрения наиболее важных вопросов в области социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных граждан, охраны здоровья граждан и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы осуществляет созданный Координационный совет при Президенте Российской Федерации.

Кроме того, координирующим механизмом также является институт Уполномоченного по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях.

На Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка возложена обязанность обеспечивать эффективную защиту прав и интересов ребенка в Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных, прежде всего в Конвенции о правах ребенка.

На уровне субъектов Российской Федерации функции по защите прав детей выполняют региональные уполномоченные по правам ребенка.

Перечисленные органы и структуры для выполнения возложенных на них функций обеспечены в полном объеме необходимым материально-техническим оснащением, программно-техническими средствами, квалифицированными кадрами.

Вопрос 4. Просьба проинформировать Комитет, указываются ли в ходе бюджетного процесса в государстве-участнике бюджетные ассигнования в интересах детей в соответствующих секторах и ведомствах, включая показатели и систему контроля как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Просьба также предоставить информацию о том, выделяются ли целевые бюджетные ассигнования в интересах детей трудящихся-мигрантов, детей-рома, детей-просителей убежища и лиц без гражданства, а также детей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства.

Вопросы обеспечения социальных поддержки, здравоохранения и образования детей трудящихся-мигрантов, детей-рома, детей-просителей убежища и лиц без гражданства решаются в рамках действующего законодательства Российской Федерации (см. ответ на вопрос № 6).

Финансирование социальных гарантий, в том числе детей трудящихся- мигрантов, детей-рома, детей-просителей убежища и лиц без гражданства осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году на выполнение обязательств государства в конкретной сфере, а также на реализацию соответствующих программ Российской Федерации.

Вопросы бюджетного процесса регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет формируется по секторам государственного управления и в соответствии с классификацией доходов и расходов. Таким образом, в бюджете отдельно выделены расходы на образование, в том числе дошкольное, общее и профессиональное; здравоохранение; социальную политику, в том числе, включая охрану семьи и детства и др.

В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений проводится Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и Федеральным казначейством.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Вопрос 5. Просьба представить информацию о нормативных положениях, касающихся деятельности предприятий, в частности, нефтедобывающих предприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия такой деятельности на права детей, в частности, детей из числа коренных народов.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Законные права и интересы граждан, в том числе детей, затронутые при осуществлении предприятиями деятельности по добыче природных ресурсов, в том числе нефтедобывающими предприятиями, защищаются как Конституцией Российской Федерации, так и иными федеральными законами (например, Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ), Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 85-ФЗ) и др.).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, включая нефтедобывающие, устанавливается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 192).

В целях снижения негативного воздействия нефтедобывающих предприятий на окружающую среду и здоровье человека постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» установлено нормативное значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа (с 1 января 2012 г. - не более 5%). В случае превышения нормативного целевого показателя ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания газа увеличиваются в 4,5 раза.

Предотвращение негативного воздействия нефтедобывающих предприятий на здоровье населения обеспечивается также нормами Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 246-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Указанным Законом установлено, что граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний,

Права представителей коренных народов, в том числе детей, защищены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2009 г. № 40-ФЗ), которым установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Кроме того, данным Законом также предусмотрено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Вопрос 6. Просьба проинформировать Комитет о законодательстве и других механизмах, предусмотренных в государстве - участнике для обеспечения защиты от дискриминации детей, находящихся в уязвимом положении, в частности, детей, принадлежащих к группам меньшинств, детей - рома, детей трудящихся-мигрантов, детей лиц без гражданства, девочек на Северном Кавказе, детей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства и детей, принадлежащих к группе ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры). Просьба предоставить, в частности, информацию о мерах, направленных на борьбу с ксенофобией и преступлениями на почве ненависти и их предотвращение.

Российская Федерация представляет собой многонациональное, многоукладное и мультикультурное государство, в котором проживают представители более 190 народов, говорящих более чем на 270 языках. В ней сложился многовековой уникальный опыт совместной мирной жизни представителей многих народов и религий.

Российская Федерация осуждает расовую дискриминацию, предполагающую отсутствие равенства перед законом и судом, а также неравенство в обращении (различение, исключение, ограничение, предпочтение) в любой из сфер общественной жизни - политической, экономической, социальной, культурной, административной, иной другой.

Конституцией Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам половой, социальной, расовой, национальной (этнической), языковой или религиозной принадлежности.

Несмотря на то, что в российском законодательстве не существует единого всеобъемлющего антидискриминационного правового акта, все российское право построено по отраслевому принципу, при котором различные сферы общественных отношений регулирует определенная совокупность правовых норм. При этом нормы общего характера, касающиеся запрещения дискриминации лиц по признаку их национальной принадлежности, в том числе детей, как правило, действуют в сочетании с правами человека в конкретной области - в реализации их трудовых прав, в праве на образование, на пользование родным языком, в праве на пользование достижениями культуры и другими. Таким образом, принцип недискриминации распространен на любые права, признаваемые Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Совместными усилиями всех органов власти проводится работа по недопущению дискриминации и преступлений в отношении детей на почве расовой ненависти. Большое внимание Правительством Российской Федерации уделяется разработке и реализации профилактических мер, направленных на преодоление ксенофобии, укрепление гражданского единства.

Президентом Российской Федерации 19 декабря 2012 г. подписан Указ № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которая направлена на обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 1226-р принят План мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, который, в том числе, предусматривает реализацию мер, направленных на профилактику нетерпимости в сфере межнациональных отношений, содействие укреплению гражданского единства и толерантности.

В средних школах России в целях распространения знаний о религиозных традициях, существующих в России и в мире, с сентября 2012 года введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса школы в объеме 34 часов. Курс состоит из 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур; мировых религиозных культур; светской этики.

Функционирует специализированный интернет-портал, предназначенный для оказания методической и информационной помощи внедрению этого курса.

31 января 2013 года Правительством Российской Федерации был утвержден Комплексный план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации на 2013 - 2014 годы.

План предусматривает мероприятия по содействию интеграции российских цыган в общественную жизнь страны, включая повышение образовательного уровня, содействие правовой легализации и информированности, трудоустройству и самозанятости российских цыган.

Кроме того, распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», основной целью которой является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации.

В рамках программы будут реализованы молодежные образовательные форумы, фестивали, в том числе Всероссийский фестиваль «Цыгане под небом России», конкурсы средств массовой информации, проекты по поддержке языкового многообразия, а также разработка, издание и поставка учебной литературы для коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и многие другие мероприятия общероссийского масштаба, направленные, в том числе, на реализацию прав детей национальных меньшинств в Российской Федерации.

Противодействие государственных органов ксенофобии в информационном пространстве осуществляется в сотрудничестве с научно-педагогическим сообществом. Примером такого сотрудничества выступает Всероссийский молодежный слет «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии», прошедший 12-14 августа 2011 года в Республике Мордовия при содействии Общественного Совета при ФСБ России.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ), содержащий положения, которые определяют на территории Российской Федерации права ищущих убежище граждан, в том числе несовершеннолетних детей, прибывших без сопровождения родителей, опекунов или иных родственников, регламентируют обращение с такой категорией заявителей, защищают их законные интересы.

В случае признания беженцем лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, так же как и совершеннолетнему лицу, признанному беженцем, вручается удостоверение, если данному лицу не определено иное правовое положение на территории Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, установленных законодательством Российской Федерации, устройство детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации.

Также лицо, признанное беженцем, и члены его семьи, в том числе несовершеннолетние дети, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь, социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации.

В настоящее время с целью оказания помощи мигрантам в их адаптации и интеграции на территории принимающего региона при взаимодействии с ВУЗами, религиозными и общественными организациями организованы курсы русского языка как иностранного и адаптационные центры. В указанных центрах мигрантов информируют о нормах законодательства Российской Федерации в сфере миграции, о культурных традициях и правилах поведения в принимающем регионе.

Экономические, социальные и правовые гарантии граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) «О вынужденных переселенцах».

Статьей 7 указанного Закона предусмотрено предоставление вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальных выплат на их приобретение.

Наравне с вынужденными переселенцами право на получение государственной поддержки в жилищном обустройстве предоставлено и их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Вопрос 7. Просьба представить информацию об эффективности мер, принятых в целях предотвращения сексуальных надругательств и сексуального насилия в отношении детей и предоставления услуг по реабилитации жертв таких преступлений

В 2009 - 2012 годах в российское законодательство внесен ряд существенных изменений, направленных на ужесточение уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних.

Важнейшим событием в сфере законодательной деятельности государства стало принятие Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».

Данным Законом ужесточено наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: за совершение особо тяжких преступлений в отношении детей, не достигших 14 лет, введено пожизненное лишение свободы; за преступления против половой неприкосновенности, исключено назначение условного осуждения и другие.

Предусмотрено назначение судом принудительных мер медицинского характера лицам, совершившим преступление против половой неприкосновенности ребенка до 14 лет и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией). Их применение может быть продлено и на период после освобождения лиц, совершивших данные преступления.

Кроме того, в Уголовный кодекс Российской Федерации введены и другие новации, касающиеся в том числе: отнесения к числу обстоятельств, отягчающих наказание, совершение в отношении детей преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по их воспитанию, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, а также введение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

К значимым изменениям можно отнести также установление уголовной ответственности за использование несовершеннолетнего ребенка в целях изготовления порнографических материалов или предметов; за распространение порнографии среди несовершеннолетних. За совершение таких преступлений с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей установлены повышенные санкции и введено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с работой с детьми, на срок до 20 лет.

В Российской Федерации сформирована система органов и учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, к которым относятся социально-реабилитационные центры для

несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков. В указанных учреждениях детям и семьям с детьми оказывается необходимая помощь, включая предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитации детей, оказание помощи в юридическом сопровождении, в оформлении и подготовке документов в правоохранительные и судебные органы.

В Российской Федерации действует свыше 3,2 тыс. таких учреждений.

Кроме того, в 47 субъектах Российской Федерации реализуются целевые региональные программы, направленные на защиту прав и интересов ребенка.

В целях профилактики семейного насилия в 22 субъектах Российской Федерации созданы службы сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

В 19 субъектах Российской Федерации с целью оказания помощи детям из семей групп риска на базе общеобразовательных средних школ создаются «социальные гостиные», работающие по аналогии с группами продленного дня, что сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

В 82 субъектах Российской Федерации созданы службы экстренной психологической и социальной помощи семье и детям через телефонное или интернет-консультирование со специалистами. Данный вид помощи оказывается на условиях доступности и анонимности.

В 25 субъектах Российской Федерации в целях оказания неотложной социальной помощи детям, подвергшимся насилию, созданы мобильные бригады экстренного реагирования. Выезды таких бригад осуществляются на основании информации, поступившей от населения, органов власти, учреждений, служб, работающих с семьей и детьми, социальных работников, сотрудников внутренних дел. В состав бригад экстренного реагирования входят психологи, специалисты по социальной работе, при необходимости - медицинские работники и юристы.

Для детей, оказавшихся в критической ситуации вследствие насилия, в том числе домашнего насилия, в ряде субъектов Российской Федерации созданы специальные учреждения либо отделения на базе социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов. Их работа направлена на обеспечение безопасности ребенка, содействие в преодолении нарушений внутрисемейных отношений, на оказание психологической и социально-правовой поддержки.

Наряду с этим, в настоящее время Правительством Российской Федерации для регионов готовится план мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. План будет включать в себя последовательные действия специальных органов и служб по предотвращению преступлений и жестокого обращения над несовершеннолетними, а также по оказанию экстренной помощи пострадавшим несовершеннолетним и детям, находящимся в социально-опасном положении.

Вопрос 8. В свете сообщений о том, что значительное число детей принудительно разлучаются со своими родителями, просьба пояснить, каковы критерии, на основании которых органы опеки и попечительства, прокуратура могут возбуждать такие дела. Просьба также прояснить, как государство - участник толкует «стечение тяжелых обстоятельств» в статье 73 Семейного кодекса как основание для отобрания ребенка у родителей

В соответствии с российским законодательством родители могут быть лишены судом родительских прав исключительно по основаниям, четко перечисленным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, только в случае подтверждения их виновности, а именно, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного (воспитательного, социального) учреждения; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав является крайней мерой. Критерии, на основании которых компетентные органы могут возбуждать такие дела, определены постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», которым разъяснено, что:

уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду;

под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.;

жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей);

хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинском заключением, а лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (пункт 2 статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации).

Наряду с лишением родительских прав согласно статье 73 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривается отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничения родительских прав), которое также производится только по решению суда.

Вместе с тем, Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрено исключение из общего правила.

Так, в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Указанная мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего.

Отобрание ребенка носит временный и вынужденный характер, когда оставление ребенка рядом с родителями или лицами их заменяющими опасно для его жизни и здоровья.

Срок действия этой меры ограничен предъявлением иска в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение 7 дней с момента вынесения акта об отобрании ребенка (пункт 2 статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

О применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд.

Таким образом, отобрание ребенка у родителей возможно при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, гарантированного Конвенцией о правах ребенка.

Под «опасными обстоятельствами», при которых производится отобрание ребенка у родителей в судебном порядке по статье 73 Семейного кодекса Российской Федерации, понимаются, прежде всего, те обстоятельства, которые нарушают права несовершеннолетнего, однако от самих родителей не зависят (психическое расстройство, болезнь, стечение тяжелых обстоятельств); а также опасные обстоятельства, которые создают сами родители своими действиями (бездействием), либо возникли вследствие уклонения от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, чем создали угрозу для нормального развития ребенка, его здоровью или жизни, но при этом не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав.

В судебной практике под стечением тяжелых обстоятельств понимается, например, проживание ребенка вместе с отчимом либо другим членом семьи, страдающим хроническим алкоголизмом, который жестоко с ним обращается, чему мать противодействовать не в состоянии. Предугадать, какие тяжелые обстоятельства могут сложиться в семье, от чего появится угроза для жизни, здоровья, воспитания ребенка практически невозможно.

Суду каждый раз предстоит убедиться, что налицо основания для ограничения родительских прав, а Семейный кодекс Российской Федерации предоставляет ему свободу в оценке сложившейся семейной ситуации под углом зрения интересов ребенка.

В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации) и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (часть 1 пункта 1 статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (часть 2 пункта 1 статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями статьи 57 Семейного кодекса Российской Федерации.

Вопрос 9. Просьба прояснить позицию правительства в отношении «антиювенальной» кампании, участники которой, согласно сообщениям, ставят права родителей выше прав детей, а также в отношении сотрудничества участников этой кампании с Русской Православной Церковью.

Как следует из заявлений сторонников антиювенальной кампании, основным опасением, связанным с введением системы ювенальной юстиции в Российской Федерации, является неоправданно жестокое поведение социальных работников, государственных служащих и представителей правоохранительных органов в части изъятия детей из семей по формальным признакам.

Принимая во внимание, что основой ювенальной юстиции как системы защиты прав детей, является принцип сохранения семьи, необходимо отметить, что семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Кроме того, согласно Семейному кодексу Российской Федерации регулирование семейных отношений осуществляется исходя из приоритета семейного воспитания детей.

При этом не представляется возможным полностью исключить из практики работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, случаи, когда единственный способ оградить ребенка от неправомерных действий является лишение его родителей или одного из них родительских прав.

В то же время лишение родительских прав и ограничение в родительских правах производится только в судебном порядке при участии прокурора и органов опеки и попечительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является светским государством, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Вопросы внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации являются прерогативой органов государственной власти Российской Федерации.

Церковь заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Православие свидетельствует об ответственности родителей за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья - важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны.

При этом, по мнению Русской Православной Церкви, действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях, а посягательство на жизнь, здоровье и нравственное состояние детей - доказанным.

Кроме того, Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов, что в настоящее время широко практикуется при рассмотрении проектов нормативных правовых актов, готовящихся к принятию.

Вопрос 10. Просьба проинформировать Комитет о законопроекте об общественном контроле в детских учреждениях. Просьба также прояснить, какой именно орган отвечает за пересмотр решений о помещении в детское учреждение

Проект федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 16 марта 2012 года.

В настоящее время проводится работа по подготовке данного законопроекта ко второму чтению.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации деятельность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, включая пересмотр решений о помещении таких детей под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган опеки и попечительства.

Вопрос 11. Просьба представить информацию о мерах, принятых государством - участником для решения широко распространенной проблемы жестокого обращения с детьми в детских учреждениях и приемных семьях, а также о характере помощи, предоставляемой жертвам такого обращения, и последующих действиях

В 2009 - 2013 годах в законодательство Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере обеспечения защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, в том числе совершаемых в образовательных и иных детских учреждениях.

В соответствии с новеллами, внесенными Федеральными законами от 23 декабря 2010 г. № 387-Ф3 и от 1 апреля 2012 г. № 27-ФЗ в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации, введены запреты на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, в том числе против семьи и несовершеннолетних.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №351-Ф3 «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрено введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Обязательный порядок предварительного прохождения потенциальными приемными родителями специальных подготовительных программ введен в Российской Федерации с 1 сентября 2012 года. Главной целью такой подготовки является оказание замещающим родителям психолого-педагогической и правовой помощи, которая позволит обеспечить их готовность к приему в семью ребенка, существенно сократить число повторных отказов от сирот, а, следовательно, уменьшить число детских трагедий.

В целях обеспечения безопасности детей, передаваемых в семьи на воспитание, существенные ограничения введены для усыновителей или воспитателей, к числу которых не могут относиться лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Важную роль в защите детей от насилия и жестокого обращения играет институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в адрес которого в 2012 году поступило более 4,5 тыс. обращений граждан и организаций из субъектов Российской Федерации, что на 5 % больше, чем в 2011 году. Наибольшее количество обращений - 56,3 % направлено от родителей несовершеннолетних детей, на втором месте по числу обращений - иные родственники (12,4% обращений) и другие граждане (9,8 % обращений), далее следуют многодетные семьи (214 обращений - 4,7%); 142 обращения поступило от самих несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из направлений деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка является проведение инспекционных поездок в субъектах Российской Федерации по вопросу положения детей, соблюдения их прав и интересов в деятельности органов исполнительной власти, детских учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должностных лиц. В 2012 году были проведены инспекционные поездки в 21 субъект Российской Федерации, охвачено около 2 тыс. детских и иных учреждений, занятых в сфере охраны и защиты прав и интересов детей.

В регионах рекомендовано с учетом международного опыта установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия; обеспечить всем жертвам насилия доступ к услугам и оказанию помощи.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в вопросах защиты прав детей важная роль отведена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации.

В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации подготовлено и проходит согласование Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Наряду с этим разрабатываются методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях и методические рекомендации по организации обучения педагогических, медицинских, социальных работников и иных специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Также разработаны методические материалы по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьями 1511 (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции), 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), 155 (разглашение тайны усыновления (удочерения) Уголовного кодекса Российской Федерации, а также по раскрытию преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении несовершеннолетних.

В настоящее время также осуществляется разработка методических рекомендаций по расследованию преступлений, предусмотренных статьями 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) и 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в территориальные органы МВД России направлено указание о формировании в составе территориальных подразделений уголовного розыска отделений или групп по борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности. В соответствии с данным указанием в субъектах Российской Федерации создано 50 специализированных подразделений по раскрытию преступлений данного вида со штатной численностью 222 единицы.

Вопрос 12. Просьба указать число детей, усыновленных как внутри страны, так и в рамках межгосударственного усыновления со времени принятия в декабре 2012 года закона «Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей в США. Просьба также проинформировать Комитет, в какой мере он повлиял на перспективы усыновления для детей-инвалидов, лишенных семейного окружения. В этой связи просьба указать число детей-инвалидов, усыновленных до и после вступления в силу указанного закона

Численность усыновленных детей, в том числе иностранными гражданами, после вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» в 2013 году составила 5383 ребенка, из которых 4354 ребенка переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, 49 из которых дети-инвалиды. Иностранными гражданами в соответствующем году усыновлены 1129 детей, из них 51 ребенок-инвалид.

С 2010 по 2012 годы практически все усыновленные иностранными гражданами дети-инвалиды передавались в три основных государства: США, Италия, Испания. В 2012 году доля детей-инвалидов, усыновленных гражданами США, в общей численности детей-инвалидов, усыновленных иностранными гражданами, составляла 41,5 %; усыновленных гражданами Италии – 31,0 %; усыновленных гражданами Испании – 16,4 %.



Просмотров 593

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!