![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Новые органы (и их мандаты) или иституциональные реформы
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 До подписания Указа Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» этот институт был учрежден в 18 регионах страны, к 1 января 2012 года - во всех 83-х субъектах Российской Федерации. Уполномоченные по правам ребенка призваны обеспечивать соблюдение прав детей, провозглашенных в Конвенции о правах ребенка, всеми государственными органами, организациями и должностными лицами. Не подменяя работу ведомств, детские уполномоченные, как вневедомственный контрольный институт, побуждают власти эффективно и ответственно работать, указывают на нарушения законов, выявляют случаи пренебрежения правами и интересами детей, публично заявляют о бездействии чиновников. Уполномоченные по правам ребенка руководствуются провозглашенным Конвенцией о правах ребенка принципом приоритетной защиты прав и интересов детей, обеспечивают возможность их участия в принятии касающихся их решений. В регионах сегодня сложилась различная практика правового регулирования создания и функционирования института уполномоченного по правам ребенка: на основании регионального закона об Уполномоченном по правам ребенка институт создан в 40 субъектах Российской Федерации, в 28-ми регионах такая должность учреждена подзаконными нормативными правовыми актами Глав регионов в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в 12-ти регионах должность уполномоченного по правам ребенка создана в аппарате Уполномоченного по правам человека; в 2-х регионах этот институт до сих пор функционирует на общественных началах (Магаданская область, Чукотский автономный округ). Наиболее эффективным считается учреждение института уполномоченных на основании специальных региональных законов, учитывая тот факт, что парламентский способ учреждения этого института обеспечивает его самостоятельность, боеспособность, свободу от бюрократизма. Показательным во многих регионах становится процесс «выведения» Уполномоченного по правам ребенка из структуры аппарата Уполномоченного по правам человека путем принятия региональных законов об Уполномоченном по правам ребенка: Республика Татарстан, Чувашская Республика, Хабаровский край, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Нижегородская области).
Принятые в последнее время стратегии, программы и планы действий и их соответствующие сферы охвата, а также финансирование предусмотренные ими мероприятия В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Основной целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 630,22 млрд рублей. В 2011 году постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие образования» на 2011 - 2015 годы, направленная на повышение доступности и качества дошкольного образования. Объем финансирования мероприятий Программы составит 154 974,06 млн рублей. В 2012 году: постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 утверждена федеральная целевая программа «Культура России» на 2012 - 2018 годы. Целями данной программы являются обеспечение равной доступности культурных благ, развития культурного и духовного потенциала детей, модернизация системы художественного образования и усиление вовлеченности детей в обучение в школах искусств. Общий объем финансирования программы составляет 192 863,03 млн рублей; распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013 - 2020 годы, которая направлена на повышение качества правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан, в том числе и детей. На реализацию программы запланировано 90 559,33 млн рублей; распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». В указанную программу включены подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» и «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям», основными целями которых являются создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшение их состояния здоровья, повышение доступности медицинских услуг детям и матерям. Объем финансирования на 2013 год - 477 млрд рублей; распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», основной целью которой является совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержка семьи, развитие эффективной сети социального обслуживания. Объем финансирования на весь период реализации с 2013 - 2020 годы - 968 млрд рублей; распоряжением от 26 ноября 2012 г. №2181-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», основной целью которой является формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Объем финансирования на 2013 год составляет 27 млрд рублей; распоряжением от 22 ноября 2012 г. №2149-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Одной из приоритетных целей программы является трудоустройство граждан, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными, в том числе женщины, имеющие малолетних детей; многодетные родители; семьи, имеющие детей-инвалидов. Объем финансирования запланированный на реализацию указанной программы составляет 635 млрд рублей. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 утвержден Национальный план действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и План по ее реализации. Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, одним из основных направлений которой является внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодежи в образовательных учреждениях; В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р утверждена Стратегия развития индустрии детских товаров и План первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Целью Стратегии является обеспечение качества, безопасности и доступности продукции и услуг для детей и семей с детьми путем создания в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров. Объем и структура финансирования мероприятий Плана будут определяться в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В субъектах Российской Федерации также приняты комплексные целевые программы, касающиеся решения различных вопросов в сфере семьи и детства. В их числе программы, направленные на формирование разноуровнего межотраслевого механизма организационных, правовых, социально- экономических условий для осуществления мер по повышению качества жизни и здоровья детей, созданию благоприятных условий их жизнедеятельности, обеспечению их прав и законных интересов; формированию семейных ценностей и развитию лучших семейных традиций; профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства; оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, своевременной, эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития детей; активизации внедрения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказанию содействия гражданам, выразившим желание взять на воспитание в свои семьи детей; усилению государственной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, республиканская целевая программа «Дети Чувашии на 2010 - 2020 годы», долгосрочная целевая программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Дети Ямала» на 2011 - 2013 годы; долгосрочная целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2011 - 2015 годы»; долгосрочная целевая программа «Дети Татарстана» на 2011 - 2013 годы; региональная программа «Семья и дети Сахалинской области на 2011-2015 годы»; долгосрочная целевая программа Красноярского края «Дети» на 2010 - 2014 годы; областная целевая программа «Семья и дети Ярославии» на 2011 - 2013 годы, целевая программа Краснодарского края «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы и др. Кроме того, в регионах реализуются целевые программы по решению отдельных проблем в сфере детства. При этом особое внимание уделено наиболее уязвимой категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям с ограниченными возможностями здоровья. Профилактика социального сиротства и семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также является предметом реализуемых программ. Так, в Чувашской Республике действует республиканская целевая программа комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации, на 2012 - 2020 годы, в Белгородской области - «Белгородчина - территория без сирот» на 2011 - 2013 годы. С 2011 года в Ставропольском крае реализуется подпрограмма «Право ребенка на семью» на 2011 - 2013 годы, комплексная программа по реализации проекта «Чужих детей не бывает» на 2011 - 2013 годы утверждена в Свердловской области и др. Отдельное внимание уделяется социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детских учреждений. Так, ведомственная программа социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 - 2014 годы реализуется в Республике Адыгея, Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Забайкальском крае, Камчатском крае, Калужской, Курской, Мурманской и Томской областях. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации (Волгоградская, Иркутская, Псковская, Ярославская области и др.) реализуются областные долгосрочные целевые программы, направленные на реализацию прав детей-инвалидов. На реализацию прав детей в области образования направлены целевые программы, учитывающие интересы отельных категорий детей. Например, в отдельных регионах действуют программы, направленные на развитие системы образования, а также системы отдыха и оздоровления детей и подростков. На реализацию жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены: долгосрочная целевая программа Забайкальского края «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2012 - 2015 годы); долгосрочная целевая программа Волгоградской области «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот».
![]() |