![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Численность усыновленных детей, в том числе детей-инвалидов
Всего к усыновлению гражданами США в 2012 году готовились три девочки: две - с синдромом Дауна и одна с ВИЧ. Однако во всех трех случаях потенциальные родители так и не подали в суд документы. Все девочки живы (шестилетняя Ольга находится в Замятинском детском доме, трехлетняя Василиса в Нижегородском доме ребенка, а восьмилетняя Светлана обучается в Нижегородской школе-интернате № 1), в полном объеме получают качественные медицинские и социальные услуги, обеспечены необходимыми лекарствами. Вопрос 13. Просьба предоставить информацию о процедуре и графике принятия законопроекта об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Просьба также проинформировать Комитет о мерах, принятых в целях предотвращения широко распространенного и систематического помещения детей-инвалидов в специальные учреждения. Просьба также указать критерии их помещения в такие учреждения и методы проведения экспертизы для определения уровня инвалидности. Просьба указать типы помощи и поддержки, предоставляемой семьям с детьми-инвалидами, и критерии для получения помощи и поддержки. Проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработан в целях устранения недостатков действующей в настоящее время модели организации социального обслуживания населения, базирующейся на нормах Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», основополагающие положения которого устарели и не соответствуют современным реалиям. Основной целью законопроекта является развитие системы социального обслуживания населения, четкое разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг гражданам, а также развитие рыночных механизмов в установленной сфере. В законопроекте учитываются современные требования к предоставлению услуг населению, определяются конкретные категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на которых направлено действие разработанного законопроекта. Проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 29 марта 2013 года был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и 14 мая 2013 года принят в первом чтении. Принятие законопроекта планируется до конца 2013 года. По состоянию на 1 января 2013 года в системе социальной защиты населения функционирует 132 детских стационарных учреждения социального обслуживания, в том числе 122 дома-интерната для умственно отсталых детей и 10 домов-интернатов для детей с физическими недостатками с общей вместимостью 22,5 тыс. койко-мест, в которых социальные услуги получают 22,4 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, 13,6 тыс. из которых являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) все граждане поступают в психоневрологические интернаты на основании личного заявления лица, страдающего психическим расстройством, или законного представителя недееспособного; заключения врачебной комиссии; решения органа опеки и попечительства, принятого на основании заключения врачебной комиссии с рекомендацией о типе учреждения (общего или психоневрологического типа). Прием в детские дома-интернаты производится по путевке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения. Воспитанники детских учреждений для умственно отсталых детей ежегодно обследуются врачебной комиссией интернатов с участием врача-психиатра с целью решения вопроса о необходимости их дальнейшего пребывания в психоневрологических учреждениях социального обслуживания, постановки перед судом вопроса о дееспособности, а также получения согласия на лечение и пребывание в учреждении. В целях определения правомерности помещения детей-инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля организована работа по осуществлению соответствующих проверок. В субъектах Российской Федерации в целях осуществления таких проверок созданы межведомственные комиссии. Итоги проведенных таких проверок показывают, что отсутствуют случаи необоснованного помещения детей-инвалидов в детские учреждения психоневрологического профиля, права воспитанников на получение с учетом их психофизического статуса и особых образовательных потребностей общего образования по адаптированным образовательным программам соблюдаются. Случаев несоответствия медицинских показаний при помещении детей-инвалидов в учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля не обнаружено. Структура первичной инвалидности детского населения по классам болезней показывает, 1 ранговое место занимают дети-инвалиды вследствие врожденных аномалий (пороков развития) (22,4 %); 2 место - вследствие психических расстройств (19,9%); 3 место - вследствие болезней нервной системы (17,9%); 4 место - вследствие болезней эндокринной системы (6,6 %); 5 место - болезней глаза и его придаточного аппарата (5,3 %); 6 место - вследствие болезней костно-мышечной системы (5,1 %); 7 место - вследствие новообразований (4,2 %); 8 место - болезней уха и сосцевидного отростка (3,5 %); 9 место - вследствие травм и отравлений (2,7 %); 10 место - вследствие болезней органов дыхания (2,2 %). В структуре первичной детской инвалидности по возрасту первое ранговое место занимают дети-инвалиды в возрасте от 0-3 лет (44%); второе - в возрасте 8-14 лет (24,5 %); третье - в возрасте 4-7 лет (22,5 %) и четвертое - старше 15 лет (9 %). Установление инвалидности детям, как и другим гражданам, производится на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм и дефектами в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). При этом учитываются возрастные нормы и специфические особенности развития детского организма. В Российской Федерации с 2011 года реализуются положения концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. В рамках реализации концепции разработаны проекты нормативных правовых документов, предусматривающие переход на новые принципы организации и проведения медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В частности, разработан проект новых классификаций и критериев установления инвалидности. В проекте новых классификаций и критериев объективизированы степени выраженности нарушений функций организма, оценка которых с учетом международного опыта производится по балльной системе. Проект новых классификаций и критериев в 2012 году прошел апробацию в трех субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Тюменская область), которая показала, что указанные классификации и критерии дают возможность более объективно, точно и прозрачно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций и ограничений жизнедеятельности, а также определить основные виды помощи, в которых нуждается инвалид, в том ребенок-инвалид, для максимально возможного обеспечения его участия в жизни общества. В настоящее время проект новых классификаций и критериев проходит процедуру общественного обсуждения, после которой будет утвержден Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации проводится активная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В субъектах Российской Федерации, в том числе при участии Фонда, реализуются программы по поддержке семей с детьми-инвалидами, в рамках реализации которых развивается система ранней помощи семьям с детьми- инвалидами - создаются службы раннего вмешательства, внедряются эффективные технологии и методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится обучение родителей методам реабилитации и ухода за детьми, организуется сопровождение таких семей. Так, создаются межведомственные службы оказания ранней помощи детям до 3 лет, страдающим заболеваниями, приводящими к инвалидности, работают отделения восстановительной медицины для детей с нарушениями развития и группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития раннего возраста. В ряде регионов для социально-медицинского сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста с отклонениями в развитии, действуют службы ранней помощи, создаются выездные службы для работы с семьями в отдаленных районах, разрабатываются и реализуются программы патронатного обслуживания семей с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. В ряде субъектов Российской Федерации организовано сопровождение семей с детьми-инвалидами. Проведение в субъектах Российской Федерации указанных выше мероприятий позволило в 2012 году уменьшить число детей, родители которых выразили намерение отказаться от несовершеннолетних по сравнению с 2011 годом на 14 %. Помощь учреждений социального обслуживания детям-инвалидам и семьям, имеющим таких детей, оказывается бесплатно. На федеральном уровне в целях социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, принят Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», в соответствии с которым установлена ежемесячная выплата за уход неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в размере 5 500 рублей. Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-Ф3 (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, включается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию наравне с периодами работы. В 2013 году принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения наиболее социально незащищенной категории населения, какими являются дети-инвалиды и инвалиды с детства I группы, и устанавливает правовую основу для увеличения размера устанавливаемой им социальной пенсии. В результате принятия указанного Федерального закона размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы с 1 января 2013 года граждан увеличился в среднем на 1 595,63 рублей. Вопрос 14. Просьба объяснить понятие «инклюзивное образование», содержащееся в законе об образовании принятом используемую в Законе об образовании, принятом в январе 2013 года, а также предоставить информацию о людских, технических и финансовых ресурсах, выделенных на его осуществление. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем, и предусматривает создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Закон отдает приоритет инклюзивной форме образования, предполагающей обучение инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровьям не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом сохраняется возможность получения образования и в специальных образовательных учреждениях. Закон содержит отдельную статью «Организация получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья», в которой предусматривается правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, в которых создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями определяются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В целях внедрения инклюзивного образования в систему образования используются профессиональные кадры, имеющие специальные знания по работе с детьми с ограниченными возможностями; медицинский персонал; материально-техническое обеспечение, способствующее сохранению здоровья обучающихся; образовательные стандарты, обеспечивающие развитие, а также получение специальности. В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2181-р, в регионах проводятся мероприятия по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование). Доля таких образовательных учреждений выросла с 2,5 % в 2010 году до 5,5 % в 2012 году. На организацию данной работы предоставляются субсидии из федерального бюджета. Количество регионов-участников ежегодно увеличивается (приложение 2). Также в рамках Программы обеспечивается повышение квалификации специалистов образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. За последние два года такое обучение прошли более 2 300 человек, всего за период до 2015 года будет обучено 24 тыс. специалистов. 26-28 июня 2013 года состоялась II Международная научно- практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология», на которой обсуждались теоретические и методологические основы инклюзивного образования, результаты анализа российского и зарубежного опыта развития инклюзивного процесса в общем, дополнительном и профессиональном образовании. В работе конференции принял участие 21 эксперт в области инклюзивного образования из Германии, Великобритании, Испании, Финляндии, США, Латвии, Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Узбекистана. Вопрос 15. В свете роста заболеваемости подростков просьба проинформировать комитет о мерах, принятых для выявления коренных причин роста заболеваемости, в особенности среди детей, находящихся в особенно среди детей, находящихся в уязвимом положении, таких как дети, лишенные семейного окружения. Проводимая в последние годы в России демографическая и социальная политика, меры по модернизации здравоохранения и поддержке семей с детьми привели к определенному улучшению ситуации в сфере охраны жизни и здоровья подрастающего поколения. Президентом России поставлены в этой сфере следующие первоочередные задачи: создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения; обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения; лечения болезней и восстановления здоровья, в том числе для детей с особыми потребностями. Развитие детской медицины объявлено одним из основных приоритетов деятельности Правительства России, принимающего меры по обеспечению углубленной 100% диспансеризации детей и подростков; разработке специальных мер по укреплению здоровья детей-сирот; дальнейшему развитию детской реабилитационной службы; совершенствованию паллиативной медицинской помощи, службы по уходу за тяжелобольными детьми. С 2012 года начата реализация комплекса мер, направленного на совершенствование неонатальной хирургии, включая модернизацию учреждений педиатрического профиля, оказывающих хирургическую помощь новорожденным; мероприятий по профилактике и снижению числа абортов; созданию центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения работают 204 центра здоровья для детей, основными функциями которых являются выявление и коррекция факторов риска развития заболеваний, в которые за 2012 год обратилось около 1 млн детей. Наряду с этим, в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличилось в 1,6 раза (с 43,3 тыс. до 68,0 тыс. человек) число детей, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь. На модернизацию здравоохранения в 2013 году регионам выделено 50 млрд рублей из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, прежде всего - на развитие детской медицины и служб родовспоможения. В федеральном бюджете на 2013-2014 годы на обеспечение ранней диагностики наследственных и врожденных заболеваний выделено 1,23 млрд рублей. Разработан и принят новый порядок диспансеризации детского населения (приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»), В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» и Порядком оказания такой помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. №216н, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются ежегодной диспансеризацией. В соответствии с данным порядком с 2013 года диспансеризация детского населения носит всеобщий характер. В перечень лабораторных и функциональных методов исследований впервые включено определение гормонального статуса у подростков 14-ти лет, УЗИ органов брюшной полости (печени, почек), сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы (14-15 лет), а также анализ окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (с 10-ти лет ежегодно - выявление курения). На проведение профилактических осмотров 26,7 млн детей в системе обязательного медицинского страхования предусмотрены средства в размере 35 млрд рублей. Вопрос 16. Просьба проинформировать Комитет о мерах, принятых для профилактики злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем среди детей, а также для выявления коренных причин роста числа самоубийств. В Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на профилактику распространения алкоголизма и наркомании в подростковой среде. Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 253-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции», в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен положением, предусматривающим уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно. В целях совершенствования системы профилактики и формирования системы раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, 7 июня 2013 года принят Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Организационно-правовые механизмы для пресечения общественно опасной деятельности в сети Интернет, профилактики наркотизации и суицидального поведения детей и подростков предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). В «черный список» теперь включаются Интернет-ресурсы, на которых размещается информационная продукция, содержащая материалы с детской порнографией, информация, способствующая вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление, о способах совершения самоубийства, а также призывы к совершению суицидального акта. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработан проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Наряду с этим в настоящее время находятся на стадии согласования ряд проектов нормативных правовых актов, связанных с вопросами профилактики наркомании в том числе: проект федерального закона № 129690-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», принятие которого позволит более эффективно осуществлять работу по противодействию алкоголизации подростков; проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование понятийного аппарата. Кроме того, законопроектом предлагается наделить суд в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства, правом возложения на лиц, больных наркоманией, а также лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, дополнительной обязанности пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур; проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; проект федерального закона № 262228-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания системы реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, и противодействия обороту одурманивающих веществ». В общеобразовательных учреждениях проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения наркомании в подростковой среде, пропаганду здорового образа жизни, в том числе беседы и лекции, публикации, репортажи и выступления, направленные против распространения и употребления наркотиков подростками и молодежью. На уровне субъектов Российской Федерации реализуются региональные целевые программы, направленные на предупреждение алкоголизма, наркомании, токсикомании среди детей и подростков, а также на формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни. В регионах также хорошо зарекомендовал себя опыт работы отделений (кабинетов) медико-социальной помощи детских амбулаторно- поликлинических учреждений. К положительным результатам привело принятие на федеральном и региональном уровнях законов, ограничивающих пребывание несовершеннолетних в общественных местах, в том числе предназначенных для распития спиртных напитков. В целях выявления причин роста числа самоубийств среди детей и подростков по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Изучение социально-психологических причин детского суицида с позиций психобиографического и тендерного подходов и обоснование технологий его профилактики». В исследовании выявлены наиболее типичные причины современного детского суицида, описаны основные его мотивы, отмечена позитивная роль профилактической деятельности в вопросах предупреждения детского суицида. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы разработаны примерная образовательная программа повышения квалификации работников образовательных организаций в части профилактики суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций; примерные образовательные программы повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений и программы родительского всеобуча по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся. В рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утвержден План мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы. Вопрос 17. Просьба прояснить, учитываются ли в первую очередь наилучшие интересы детей при принятии решений, касающихся определения места жительства ребенка после развода его родителей согласно статье 292 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просьба также проинформировать Комитет о мерах, принятых для обеспечения детям трудящихся - мигрантов и детям - рома доступа к достойному жилью, включая доступ к безопасной воде и надлежащей санитарии, а также доступа к государственным услугам здравоохранения. В случае вынесения решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из пункта 2 статьи 24 Семейного кодекса Российской Федерации, должен принимать меры к защите их интересов независимо от того, возбужден ли спор о детях. Решая вопрос о месте жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суды учитывают, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам. При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Согласно статье 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе имущества супругов, доли супругов признаются равными. При этом суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей, то есть признать большую долю за тем супругом, с которым будет проживать несовершеннолетний. Согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Вместе с тем, в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка, в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением. Согласно пункту 4 стати 292 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Информация о мерах, принятых для обеспечения детям трудящихся- мигрантов и детям-рома доступа к достойному жилью, включая доступ к безопасной воде и надлежащей санитарии, а также доступа к государственным услугам здравоохранения изложена в ответах на вопросы 5 и 6. Вопрос 18. Просьба объяснить широко распространенную сегрегацию детей-рома в «классах рома» и такое качество преподавания в таких классах и проинформировать Комитет о мерах, принятых для обеспечения детям-рома доступа в обычные школы и классы. Просьба также проинформировать Комитет о мерах, принятых в целях устранения административных барьеров, с которыми сталкиваются дети трудящихся - и дети-просители убежища при зачислении в обычные школы В соответствии с Федеральным законом 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование гарантируется всем без исключения, включая цыган, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые ограничения прав детей цыган в предоставлении им образования являются незаконными. В ряде регионов России имеется положительный опыт работы с детьми цыган. Так, в Ленинградской области в одной из общеобразовательных школ в составе обучающихся есть дети этнических цыган, в ней преподается цыганская культура и цыганский язык. В Пензенской и Тульской областях имеется опыт взаимодействия органов управления образованием, образовательных заведений с цыганской общиной. В процессе повышения квалификации преподавателей в тех субъектах Российской Федерации, где есть необходимость (Владимирская, Ленинградская, Калининградская, Пермская области и др.), рассматриваются вопросы, связанные с историей и культурой цыган, проживающих на территории Российской Федерации. Коллективом авторов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена разработана и издана «Азбука» для детей цыганской национальности. Подготовка педагогических кадров для преподавания этно-культурных дисциплин осуществляется образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в рамках соответствующих образовательных программ. При этом они имеют право формировать профессиональные образовательные программы в соответствии с потребностями конкретных регионов и образовательных учреждений. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют барьеры при зачислении детей трудящихся-мигрантов и детей-просителей убежища в обычные школы (см. вопрос 6). Вопрос 19. Просьба проинформировать Комитет о мерах, предпринятых для распространения программы ювеналъной юстиции на все регионы Российской Федерации. Просьба предоставить информацию об установленном графике принятия законов, учреждающих суды по делам несовершеннолетних. Внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции осуществляется в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными нормами международного права. Используют ювенальные технологии в своей работе суды общей юрисдикции 52 субъекта Российской Федерации. При этом судами учитываются рекомендации, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Судами, применяющими ювенальные технологии, обеспечивается эффективность и качество правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, развиваются механизмы взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, снижения рецидива, обеспечения безопасности общества. Практически во всех судах введена специализация судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Исключение составляют лишь те субъекты Российской Федерации, в которых на рассмотрение в суды поступает незначительное количество подобных дел, в этом случае их рассматривают председатели или заместители председателей судов. В тех регионах, которые используют ювенальные технологии, констатируется необходимость создания системы пробации соответствующей международным стандартам в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. В настоящее время эффективная социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних достигается в субъектах Российской Федерации через взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разнообразие организационных моделей внедрения ювенальных технологий обусловлено различием в ресурсных возможностях регионов, многообразием инициативных групп, наличием и степенью готовности к их использованию учреждений и государственных органов субъектов Российской Федерации, организаций, специализирующихся на работе с несовершеннолетними правонарушителями. Использование совокупности элементов восстановительного правосудия и реабилитационных программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей и жертв правонарушений, направленных на исправление несовершеннолетних и становление их в качестве полноценных членов общества, способствует снижению рецидивной преступности среди подростков. В настоящее время во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 191 б-р, прорабатывается вопрос о подготовке концепции кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, разработке соответствующих федеральных законов, а также о создании в Российской Федерации системы пробации и развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия. Часть II
![]() |