![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Теорема о дополняющей не жестокости
Для того чтобы планы x* и y* пары двойственных задач были оптимальными необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
Из этих условий следует, что если какое-либо ограничение одной из задач ее оптимальным планом обращается в строгое неравенство, то соответствующая компонента оптимального плана двойственной задачи обращается в нуль. Если же какая-либо компонента оптимального плана одной из задач больше нуля, то соответствующее ограничение в двойственной задаче ее оптимального плана должно обращаться в строгое равенство. Транспортная задача. Постановка транспортной задачи по критерию стоимости в матричной форме. Закрытая и открытая модели транспортной задачи. Построение исходного опорного плана. Метод потенциалов. Постановка ТЗ по критерию стоимости в матричной форме. Формулировка ТЗ. В m пунктах отправления A1, A2, …, Am сосредоточен однородный груз в количествах a1, a2, am. Этот груз необходимо доставить потребителям B1, B2, …, Bn, спрос каждого потребителя выражается в единицах b1, b2, …, bn. Известна стоимость cij перевозки груза из i-го пункта в j-й. Требуется составить план, который полностью удовлетворяет спрос потребителей, и при этом суммарные транспортные издержки будут минимальными.
Рассмотрим матрицу: X=[xij]m´n, где xij – количество единиц груза, который необходимо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Эту матрицу назовем матрицей перевозок, где xij³0. Транспортные издержки запишем в виде матрицы тарифов: C=[cij]. Для наглядности ТЗ будем представлять в виде распределительной таблицы. Переменные xij должны удовлетворять ограничениям по запасам, потребностям и условию не отрицательности. Цель ТЗ. Минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок. В матричной форме ТЗ запишется:
План перевозок допустимый, если он удовлетворяет этим условиям, и является оптимальным, если минимизирует функцию цели. Теорема о существовании допустимого плана Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы необходимо и достаточно выполнение равенства Открытая и закрытая модели ТЗ Модель ТЗ называется закрытой, если суммарный объем груза, имеющийся у поставщиков, равен суммарному объему запроса потребителей, иначе модель называется закрытой. Открытую модель ТЗ при решении нужно привести к закрытой. Для этого в первом случае вводят фиктивного потребителя Bn+1, спрос фиктивного потребителя равен
во втором случае вводят фиктивного поставщика Am+1, тогда груз этого поставщика равен
и в обоих случаях затраты на перевозку равны нулю. Теорема о ранге матрицы ТЗ Ранг матрицы ограничений на единицу меньше числа уравнений. Построение исходного опорного плана Построение опорного плана будем производить по одним из следующих правил: 1. правило северо-западного угла; 2. правило минимального элемента; 3. метод Фогеля. Правило 1. Пользуясь распределительной таблицей, будем распределять груз, начиная с левой верхней клетки (1,1), двигаясь затем от нее по строке вправо или по столбцу вниз. В клетку (1,1) внесем меньшее из чисел b1 и a1: x1 = min(a1, b1). Если a1>b1, то в клетку внесем b1, и первый потребитель будет полностью удовлетворен. В дальнейшем первый столбец не рассматривается. Если a1<b1, то x11=a1, т.е. запас первого поставщика исчерпан, и переходим к распределению запасов второго поставщика. В клетку (2,1) вносим наименьшее из чисел a2 и b1-a1 и т.д. Если спрос потребителей удовлетворен, а запас поставщика исчерпан, то соответственно столбец или строка выпадают из рассмотрения.
Составить план перевозок зерна из 4-х районов, в которых запасы составляют соответственно: 800, 700, 1000, 500 тыс. центнеров зерна, на три элеватора, мощность которых: 1000, 1100, 900 тыс. центнеров. Затраты на перевозку единицы груза определяются по таблице. r (ранг матрицы) = m + n – 1 = 6, заполненных ячеек также 6, Þ план допустим. f(x) = 3*800 + 7*200 + 2*500 + 3*600 + 5*400 + 7*500 = 12100.
Правило 2.
Просматривается распределительная таблица и в первую очередь заполняется клетка, тариф которой минимальный. В эту клетку записывается максимально возможное значение поставки, затем из рассмотрения исключают строку, соответствующую поставщику, запасы которого исчерпаны, или столбец, соответствующий потребителю, спрос которого удовлетворен. Вновь выбирается клетка с наименьшим тарифом, и процесс завершается, когда запасы исчерпаны и/или запросы потребителей удовлетворены. В процессе заполнения таблицы могут быть исключены строка и столбец одновременно (означает, что задача вырождена и в свободные клетки записывают число 0). r = 6; f(x) = 2*700 + 3*1200 + 4*200 + 5*400 + 7*500 = 11300.
Правило 3. В распределительной таблице по строкам и столбцам определяется разность между двумя наименьшими тарифами. Наибольшая разность отмечается знаком . Далее в строке (столбце) с наибольшей разностью заполняется клетка с наименьшим тарифом. Строки (столбцы) с нулевым остатком груза в дальнейшем не рассматриваются. На каждом этапе заполняется только одна клетка. Распределение груза проводится, как и в выше рассмотренных правилах. f(x) = 3*100 + 4*200 + 2*700 + 4*400 + 5*800 + 7*100 = 8800
Признак оптимальности плана перевозок ТЗ выражается в теореме о потенциалах. Теорема о потенциалах. Если план X* = [xij]mxn является оптимальным, то ему соответствует система из m+n чисел ui* и vj*, которые удовлетворяют следующим условиям: Числа ui и vj называют потенциалами, соответственно i-го поставщика и j-го потребителя. Из этой теоремы следуют следующие условия для оптимальности плана перевозок ТЗ: – каждой занятой клетке распределительной таблицы соответствует сумма потенциалов, равная тарифу этой клетки: ui+vj=cij. – каждой свободной клетке соответствует сумма потенциалов, не превышающая тарифа данной клетки: ui+vj£cij. Метод потенциалов. Из теоремы о потенциалах вытекает новый метод решения ТЗ – метод потенциалов. Каждому поставщику ставится в соответствие потенциал ui, каждому потребителю – vj. Каждой занятой клетке будет соответствовать уравнение ui+vj=cij. Всех занятых клеток должно быть на единицу меньше числа потенциалов, поэтому система уравнений неопределенная и одному из потенциалов присваивают произвольное числовое значение (обычно 0). Подставляют это значение в систему и находят остальные потенциалы. Для исследования плана на оптимальность, для каждой свободной клетки проверяется условие ui+vj£cij. Если хотя бы одна клетка не удовлетворяет этому условию, то опорный план не оптимален и его нужно улучшить за счет загрузки этой клетки. Если таких клеток несколько, то наиболее перспективной является та, для которой разность между тарифом этой клетки и суммой потенциалов минимальна. Sij(разность) = [cij – (ui + vj)] < 0. Sij также является оценкой свободных клеток.
Если для опорного плана условие оптимальности не выполняется, то план перевозок улучшается за счет загрузки свободной клетки с отрицательной оценкой. Для наиболее перспективной свободной клетки строится замкнутый цикл с вершинами в занятых клетках. Вершинам этого цикла приписывают условно знаки: свободной клетке – «+»; следующей клетке, по или против часовой стрелке, - «-»; далее – «+» и т.д. Из поставок в клетках цикла с отрицательными знаками выбирается наименьшее количество груза, который перемещается по клеткам этого цикла: прибавляется к поставщикам в положительных вершинах и вычитается из поставок в отрицательных вершинах, поэтому баланс цикла не нарушается. Цикл представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из звеньев, которые пересекаются под прямым углом. Каждое звено соединяет 2 клетки столбца или строки. Цикл включает в себя одну свободную клетку, остальные должны быть заняты. Цикл строится только для свободной клетки.
![]() |