Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Теорема о дополняющей не жестокости



Для того чтобы планы x* и y* пары двойственных задач были оптимальными необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

; .

Из этих условий следует, что если какое-либо ограничение одной из задач ее оптимальным планом обращается в строгое неравенство, то соответствующая компонента оптимального плана двойственной задачи обращается в нуль. Если же какая-либо компонента оптимального плана одной из задач больше нуля, то соответствующее ограничение в двойственной задаче ее оптимального плана должно обращаться в строгое равенство.


Транспортная задача. Постановка транспортной задачи по критерию стоимости в матричной форме. Закрытая и открытая модели транспортной задачи. Построение исходного опорного плана. Метод потенциалов.

Постановка ТЗ по критерию стоимости в матричной форме.

Формулировка ТЗ. В m пунктах отправления A1, A2, …, Am сосредоточен однородный груз в количествах a1, a2, am. Этот груз необходимо доставить потребителям B1, B2, …, Bn, спрос каждого потребителя выражается в единицах b1, b2, …, bn. Известна стоимость cij перевозки груза из i-го пункта в j-й.

Требуется составить план, который полностью удовлетворяет спрос потребителей, и при этом суммарные транспортные издержки будут минимальными.

Пункт отправления Потребитель Запас груза в пункте отправления
B1 B2 Bm
Затраты на перевозку груза
A1 c11 c12 c1n a1
x11 x12 x1n
A2 c21 c22 c2n a2
x21 x22 x2n
…   …   …   ...   …   …  
An cm1 cm2 cmn am
xm1 xm2 xmn
  b1 b2 bn  

Рассмотрим матрицу: X=[xij]m´n, где xij – количество единиц груза, который необходимо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Эту матрицу назовем матрицей перевозок, где xij³0.

Транспортные издержки запишем в виде матрицы тарифов: C=[cij].

Для наглядности ТЗ будем представлять в виде распределительной таблицы.

Переменные xij должны удовлетворять ограничениям по запасам, потребностям и условию не отрицательности.

Цель ТЗ. Минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок.

В матричной форме ТЗ запишется:

xij³0

План перевозок допустимый, если он удовлетворяет этим условиям, и является оптимальным, если минимизирует функцию цели.

Теорема о существовании допустимого плана

Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы необходимо и достаточно выполнение равенства .

Открытая и закрытая модели ТЗ

Модель ТЗ называется закрытой, если суммарный объем груза, имеющийся у поставщиков, равен суммарному объему запроса потребителей, иначе модель называется закрытой.

Открытую модель ТЗ при решении нужно привести к закрытой. Для этого в

первом случае вводят фиктивного потребителя Bn+1, спрос фиктивного потребителя равен

;

во втором случае вводят фиктивного поставщика Am+1, тогда груз этого поставщика равен

,

и в обоих случаях затраты на перевозку равны нулю.

Теорема о ранге матрицы ТЗ

Ранг матрицы ограничений на единицу меньше числа уравнений.

Построение исходного опорного плана

Построение опорного плана будем производить по одним из следующих правил:

1. правило северо-западного угла;

2. правило минимального элемента;

3. метод Фогеля.

Правило 1.

Пользуясь распределительной таблицей, будем распределять груз, начиная с левой верхней клетки (1,1), двигаясь затем от нее по строке вправо или по столбцу вниз. В клетку (1,1) внесем меньшее из чисел b1 и a1: x1 = min(a1, b1). Если a1>b1, то в клетку внесем b1, и первый потребитель будет полностью удовлетворен. В дальнейшем первый столбец не рассматривается. Если a1<b1, то x11=a1, т.е. запас первого поставщика исчерпан, и переходим к распределению запасов второго поставщика. В клетку (2,1) вносим наименьшее из чисел a2 и b1-a1 и т.д.

Если спрос потребителей удовлетворен, а запас поставщика исчерпан, то соответственно столбец или строка выпадают из рассмотрения.

  Район Элеватор Запас зерна
B1 B2 B3  
A1
- -
A2
-
A3
-
A4
- -
   

Составить план перевозок зерна из 4-х районов, в которых запасы составляют соответственно: 800, 700, 1000, 500 тыс. центнеров зерна, на три элеватора, мощность которых: 1000, 1100, 900 тыс. центнеров. Затраты на перевозку единицы груза определяются по таблице.

r (ранг матрицы) = m + n – 1 = 6, заполненных ячеек также 6, Þ план допустим.

f(x) = 3*800 + 7*200 + 2*500 + 3*600 + 5*400 + 7*500 = 12100.

 

Правило 2.

  Район Элеватор Запас зерна
B1 B2 B3  
A1
- -
A2
- -
A3
A4
- -
   

Просматривается распределительная таблица и в первую очередь заполняется клетка, тариф которой минимальный. В эту клетку записывается максимально возможное значение поставки, затем из рассмотрения исключают строку, соответствующую поставщику, запасы которого исчерпаны, или столбец, соответствующий потребителю, спрос которого удовлетворен. Вновь выбирается клетка с наименьшим тарифом, и процесс завершается, когда запасы исчерпаны и/или запросы потребителей удовлетворены. В процессе заполнения таблицы могут быть исключены строка и столбец одновременно (означает, что задача вырождена и в свободные клетки записывают число 0).

r = 6; f(x) = 2*700 + 3*1200 + 4*200 + 5*400 + 7*500 = 11300.

Элеватор Район Потребитель Запас зерна Этапы
B1 B2 B3
A1 - - -
- -
A2 - -
- -
A3
-
A4
-
           
Этапы          
         
         
-          

Правило 3.

В распределительной таблице по строкам и столбцам определяется разность между двумя наименьшими тарифами. Наибольшая разность отмечается знаком . Далее в строке (столбце) с наибольшей разностью заполняется клетка с наименьшим тарифом. Строки (столбцы) с нулевым остатком груза в дальнейшем не рассматриваются. На каждом этапе заполняется только одна клетка. Распределение груза проводится, как и в выше рассмотренных правилах.

f(x) = 3*100 + 4*200 + 2*700 + 4*400 + 5*800 + 7*100 = 8800

 

Признак оптимальности плана перевозок ТЗ выражается в теореме о потенциалах.

Теорема о потенциалах.

Если план X* = [xij]mxn является оптимальным, то ему соответствует система из m+n чисел ui* и vj*, которые удовлетворяют следующим условиям:

Числа ui и vj называют потенциалами, соответственно i-го поставщика и j-го потребителя.

Из этой теоремы следуют следующие условия для оптимальности плана перевозок ТЗ:

– каждой занятой клетке распределительной таблицы соответствует сумма потенциалов, равная тарифу этой клетки: ui+vj=cij.

– каждой свободной клетке соответствует сумма потенциалов, не превышающая тарифа данной клетки: ui+vj£cij.

Метод потенциалов.

Из теоремы о потенциалах вытекает новый метод решения ТЗ – метод потенциалов.

Каждому поставщику ставится в соответствие потенциал ui, каждому потребителю – vj. Каждой занятой клетке будет соответствовать уравнение ui+vj=cij. Всех занятых клеток должно быть на единицу меньше числа потенциалов, поэтому система уравнений неопределенная и одному из потенциалов присваивают произвольное числовое значение (обычно 0). Подставляют это значение в систему и находят остальные потенциалы. Для исследования плана на оптимальность, для каждой свободной клетки проверяется условие ui+vj£cij. Если хотя бы одна клетка не удовлетворяет этому условию, то опорный план не оптимален и его нужно улучшить за счет загрузки этой клетки. Если таких клеток несколько, то наиболее перспективной является та, для которой разность между тарифом этой клетки и суммой потенциалов минимальна. Sij(разность) = [cij – (ui + vj)] < 0. Sij также является оценкой свободных клеток.

Из двух клеток (i,k) и (i,t) с соответствующими оценками Sik=-5 и Sit=-10 наименьший потенциал имеет (i,t). Величина cij показывает, на сколько денежных единиц уменьшатся транспортные издержки от загрузки данной клетки единицей груза. Если для всех свободных клеток оценки Sij³0, то такой план оптимален, причем, если Sij>0, то план единственный, а если Sij=0, то планов бесконечное множество, а функция цели при этих планах имеет одно и то же значение.

Если для опорного плана условие оптимальности не выполняется, то план перевозок улучшается за счет загрузки свободной клетки с отрицательной оценкой. Для наиболее перспективной свободной клетки строится замкнутый цикл с вершинами в занятых клетках. Вершинам этого цикла приписывают условно знаки: свободной клетке – «+»; следующей клетке, по или против часовой стрелке, - «-»; далее – «+» и т.д. Из поставок в клетках цикла с отрицательными знаками выбирается наименьшее количество груза, который перемещается по клеткам этого цикла: прибавляется к поставщикам в положительных вершинах и вычитается из поставок в отрицательных вершинах, поэтому баланс цикла не нарушается. Цикл представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из звеньев, которые пересекаются под прямым углом. Каждое звено соединяет 2 клетки столбца или строки. Цикл включает в себя одну свободную клетку, остальные должны быть заняты. Цикл строится только для свободной клетки.



Просмотров 1166

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!