Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Алгоритм решения ТЗ методом потенциалов



  B1 B2 B3 B4 B5  
A1
- - -
A2 - 6 + 3
10 - -
A3 + 3 - 2
- - -
   

1. Построить опорный план по одному из трех правил (см. выше).

2. Вычислить потенциалы поставщиков и потребителей, решив систему уравнений вида ui + vj = cij.

3. Вычислить оценки для всех свободных клеток по формуле Sij = cij – (ui + vj). Если все Sij£0, следовательно, план оптимален, иначе строится цикл по более перспективной клетке.

Пример

С трех складов необходимо доставить овощи в пять торговых точек. Требуется закрепить за торговыми точками склады так, чтобы общая сумма затрат на перевозку была минимальна.

Si ai = Sj bj: 290 = 290.

m + n – 1 = 7

- - -
- 6 + 3
-
+ 3 - 2
- - -

S11 = 7 – (u1+v1) = 7 - (0+7) = 0

S13 = 5 – (u1+v3) = 5 – (0+6) = -1 < 0 !

S14 = 4 – (0+2) = 2

S23 = 3 – (-1+6) = -2 < 0 !

S25 = 7 – (-1+2) = 6

S32 = 5 – (-4+3) = 6

S34 = 6 – (2-4) = 8

S35 = 4 – (2-4) = 6

min {S13; S23} = S23 = -2 Þ цикл (2,3)®(2,1)®(3,1)®(3,3)®(2,3)

 

S11 = 7 – (u1+v1) = 7 - (0+5) = 2

S13 = 5 – (u1+v3) = 5 – (0+4) = 1

S14 = 4 – (0+2) = 2

S23 = 3 – (-1+4) = 0

S25 = 7 – (-1+2) = 6

S32 = 5 – (-2+3) = 4

S34 = 6 – (-2+2) = 6

S35 = 4 – (-2+2) = 4

f(x) = 2*40 + 2*80 + 3*10 + 1*60 + 3*20 + 2*80 = 550


Матричные игры. Решение матричных игр в чистых стратегиях. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования.

Матричные игры (МИ) с нулевой суммой

Теория игр занимается разработкой различного рода рекомендаций по принятию решений в условиях конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации математически можно представить как игру из 2-х, 3-х или более игроков, каждый их которых преследует цель максимизации своего выигрыша за счет другого игрока.

Стратегия – совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий стороны в конкретной конфликтной ситуации.

Игра – это совокупность оговоренных правил и условий. Термин «партия» связан с частично возможной реализацией этих правил.

Суть теории МИ состоит в следующем: изучается проблема – если в игре участвуют n игроков P1, P2, …, Pn, то как должен вести себя j-й игрок для достижения наиболее благоприятного для себя исхода. В конце каждой партии (игры) игрок Pj получает Svj, которая называется выигрышем. При этом каждый игрок стремится максимизировать общую сумму выигрыша. Числа vj (j=1,n) могут быть положительными, отрицательными или равными нулю. Если vj>0 Þ игрок в выигрыше, vj<0 Þ игрок в проигрыше, если vj=0 Þ ничья.

В большинстве случаев имеем игры с нулевой суммой, т.е. v1+v2+…+vn=0, где сумма выигрыша переходит от одного игрока к другому, не поступая из внешних источников.

Ход – принятие игроком того или иного решения в процессе игры и его реализация. Если ход выбирается сознательно, то это личный ход, а если с помощью случайного выбора, то случайный ход.

Будем рассматривать игры двух партнеров с нулевой суммой и конечным числом возможных ходов.

Конечная игра– игра, где каждый из игроков имеет конечное число возможных стратегий.

Стратегии игроков Р2
Орел Решка
Р1 Орел -1
Решка -1

В зависимости от взаимоотношений игроков игры делятся на кооперативные, коалиционные и бескоалиционные. Бескоалиционная игра, если отсутствует право вступать в соглашение. Коалиционная игра, значит можно вступать в соглашение. Кооперативная игра, где заранее определены коалиции. В зависимости от вида функций выигрышей игры подразделяются на матричные, биматричные, непрерывные, выпуклые и сепарабельные.

Пример

Первый игрок Р1 выбирает одну из сторон монеты, второй игрок Р2, не зная выбора первого, также выбирает одну из сторон монеты. После того, как оба игрока произвели свой выбор и монета брошена, игрок Р2 платит игроку Р1 одну единицу, если выбранные стороны монеты совпали, и –1 единицу, если не совпали. –1 означает проигрыш Р1. Р1 играет на максимум, а Р2 на минимум.Условия игры задаются матрицей. Строки матрицы соответствуют возможным стратегиям игрока Р1, а столбцы – возможным стратегиям игрока Р2. Если Р1 выбирает строку, а Р2 – столбец, партия завершается, и выигрыш игрока Р1 равен числу, стоящему на пересечении строки и столбца.

Пример «Игра в 3 пальца».

  B1 B2 Bj Bm
A1 a11 a12 a1j a1m
A2 a21 a22 a2j a2m
Ai ai1 ai2 aij aim
An an1 an2 anj anm

Игроки Р1 и Р2 одновременно и независимо друг от друга показывают 1, 2 или 3 пальца. Размер выигрыша определяется общим количеством показанных пальцев. Если число пальцев четное, то выигрывает игрок Р1, если нечетное – игрок Р2.

i – количество пальцев игрока Р1,

j – количество пальцев игрока Р2.

Матрица построена для игрока Р1.

Элемент а23 = -5 означает проигрыш игрока Р1 в 5 единиц и выигрыш этих единиц игрока Р2.

В общем случае МИ задается прямоугольной матрицей размерности mxn. Номер строки матрицы соответствует номеру Ai – стратегии игрока P1; номер столбца соответствует Bj стратегии игрока Р2. Эта игра однозначно определяется следующей матрицей A=[aij]mxn, где aij - действительное число, которое представляет собой сумму выигрыша, уплачиваемую игроком Р2 игроку Р1, если Р1 выбирает стратегию, которая соответствует i-й строке, а Р2 выбирает стратегию j-го столбца. МИ записывают в виде таблицы, которая называется платежной матрицей.

Каждый игрок выбирает наиболее выгодную стратегию. Первый игрок всегда стремится выбрать стратегию с максимальным выигрышем, тогда второй игрок стремится выбрать стратегию с минимальным проигрышем.

Нижняя чистая цена игры – максимин – число, равное максимальному по j из минимальных по i.

a = maxj(mini aij).

Верхняя чистая граница – минимакс– число, равное минимальному по j из максимальных по i.

b = minj(maxi aij).

Стратегии игроков, соответственно называются минимаксными или максиминными.

Пример.Найти минимаксную и максиминную стратегии игроков в МИ.

  В1 В2 В3 В4 aI
A1 -3 -3
A2
A3
A4
bj  

a = maxj (mini aij) = max ai = 3;

b = minj (maxi aij) = min bj = 5.

Вывод. Какой бы выбор по столбцам ни сделал игрок В, выигрыш игрока А в худшем случае составит –3, 3, 1, 2. Игрок А выбирает стратегию с макс. выигрышем, a = 3, т.е. выбирается стратегия А2. В худшем случае игрок В может проиграть 5, 7, 8, 9. Игрок В минимизирует свой проигрыш, поэтому он выбирает стратегию В1.



Просмотров 787

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!