![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Алгоритм решения ТЗ методом потенциалов
1. Построить опорный план по одному из трех правил (см. выше). 2. Вычислить потенциалы поставщиков и потребителей, решив систему уравнений вида ui + vj = cij. 3. Вычислить оценки для всех свободных клеток по формуле Sij = cij – (ui + vj). Если все Sij£0, следовательно, план оптимален, иначе строится цикл по более перспективной клетке. Пример С трех складов необходимо доставить овощи в пять торговых точек. Требуется закрепить за торговыми точками склады так, чтобы общая сумма затрат на перевозку была минимальна. Si ai = Sj bj: 290 = 290. m + n – 1 = 7
S11 = 7 – (u1+v1) = 7 - (0+7) = 0 S13 = 5 – (u1+v3) = 5 – (0+6) = -1 < 0 ! S14 = 4 – (0+2) = 2 S23 = 3 – (-1+6) = -2 < 0 ! S25 = 7 – (-1+2) = 6 S32 = 5 – (-4+3) = 6 S34 = 6 – (2-4) = 8 S35 = 4 – (2-4) = 6 min {S13; S23} = S23 = -2 Þ цикл (2,3)®(2,1)®(3,1)®(3,3)®(2,3)
S11 = 7 – (u1+v1) = 7 - (0+5) = 2 S13 = 5 – (u1+v3) = 5 – (0+4) = 1 S14 = 4 – (0+2) = 2 S23 = 3 – (-1+4) = 0 S25 = 7 – (-1+2) = 6 S32 = 5 – (-2+3) = 4 S34 = 6 – (-2+2) = 6 S35 = 4 – (-2+2) = 4 f(x) = 2*40 + 2*80 + 3*10 + 1*60 + 3*20 + 2*80 = 550 Матричные игры. Решение матричных игр в чистых стратегиях. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Матричные игры (МИ) с нулевой суммой Теория игр занимается разработкой различного рода рекомендаций по принятию решений в условиях конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации математически можно представить как игру из 2-х, 3-х или более игроков, каждый их которых преследует цель максимизации своего выигрыша за счет другого игрока. Стратегия – совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий стороны в конкретной конфликтной ситуации. Игра – это совокупность оговоренных правил и условий. Термин «партия» связан с частично возможной реализацией этих правил. Суть теории МИ состоит в следующем: изучается проблема – если в игре участвуют n игроков P1, P2, …, Pn, то как должен вести себя j-й игрок для достижения наиболее благоприятного для себя исхода. В конце каждой партии (игры) игрок Pj получает Svj, которая называется выигрышем. При этом каждый игрок стремится максимизировать общую сумму выигрыша. Числа vj (j=1,n) могут быть положительными, отрицательными или равными нулю. Если vj>0 Þ игрок в выигрыше, vj<0 Þ игрок в проигрыше, если vj=0 Þ ничья. В большинстве случаев имеем игры с нулевой суммой, т.е. v1+v2+…+vn=0, где сумма выигрыша переходит от одного игрока к другому, не поступая из внешних источников. Ход – принятие игроком того или иного решения в процессе игры и его реализация. Если ход выбирается сознательно, то это личный ход, а если с помощью случайного выбора, то случайный ход. Будем рассматривать игры двух партнеров с нулевой суммой и конечным числом возможных ходов. Конечная игра– игра, где каждый из игроков имеет конечное число возможных стратегий.
В зависимости от взаимоотношений игроков игры делятся на кооперативные, коалиционные и бескоалиционные. Бескоалиционная игра, если отсутствует право вступать в соглашение. Коалиционная игра, значит можно вступать в соглашение. Кооперативная игра, где заранее определены коалиции. В зависимости от вида функций выигрышей игры подразделяются на матричные, биматричные, непрерывные, выпуклые и сепарабельные. Пример Первый игрок Р1 выбирает одну из сторон монеты, второй игрок Р2, не зная выбора первого, также выбирает одну из сторон монеты. После того, как оба игрока произвели свой выбор и монета брошена, игрок Р2 платит игроку Р1 одну единицу, если выбранные стороны монеты совпали, и –1 единицу, если не совпали. –1 означает проигрыш Р1. Р1 играет на максимум, а Р2 на минимум.Условия игры задаются матрицей. Строки матрицы соответствуют возможным стратегиям игрока Р1, а столбцы – возможным стратегиям игрока Р2. Если Р1 выбирает строку, а Р2 – столбец, партия завершается, и выигрыш игрока Р1 равен числу, стоящему на пересечении строки и столбца. Пример «Игра в 3 пальца».
Игроки Р1 и Р2 одновременно и независимо друг от друга показывают 1, 2 или 3 пальца. Размер выигрыша определяется общим количеством показанных пальцев. Если число пальцев четное, то выигрывает игрок Р1, если нечетное – игрок Р2.
j – количество пальцев игрока Р2. Матрица построена для игрока Р1. Элемент а23 = -5 означает проигрыш игрока Р1 в 5 единиц и выигрыш этих единиц игрока Р2. В общем случае МИ задается прямоугольной матрицей размерности mxn. Номер строки матрицы соответствует номеру Ai – стратегии игрока P1; номер столбца соответствует Bj стратегии игрока Р2. Эта игра однозначно определяется следующей матрицей A=[aij]mxn, где aij - действительное число, которое представляет собой сумму выигрыша, уплачиваемую игроком Р2 игроку Р1, если Р1 выбирает стратегию, которая соответствует i-й строке, а Р2 выбирает стратегию j-го столбца. МИ записывают в виде таблицы, которая называется платежной матрицей. Каждый игрок выбирает наиболее выгодную стратегию. Первый игрок всегда стремится выбрать стратегию с максимальным выигрышем, тогда второй игрок стремится выбрать стратегию с минимальным проигрышем. Нижняя чистая цена игры – максимин – число, равное максимальному по j из минимальных по i. a = maxj(mini aij). Верхняя чистая граница – минимакс– число, равное минимальному по j из максимальных по i. b = minj(maxi aij). Стратегии игроков, соответственно называются минимаксными или максиминными. Пример.Найти минимаксную и максиминную стратегии игроков в МИ.
a = maxj (mini aij) = max ai = 3; b = minj (maxi aij) = min bj = 5. Вывод. Какой бы выбор по столбцам ни сделал игрок В, выигрыш игрока А в худшем случае составит –3, 3, 1, 2. Игрок А выбирает стратегию с макс. выигрышем, a = 3, т.е. выбирается стратегия А2. В худшем случае игрок В может проиграть 5, 7, 8, 9. Игрок В минимизирует свой проигрыш, поэтому он выбирает стратегию В1.
![]() |