![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Контактная информация по вопросам организации экскурсии по зданию и выставкам Президентской библиотеки
Телефон (812) 334-25-14 E-mail:excursion@prlib.ru
История российской библиотеки Основание и торжественное открытие[править | править вики-текст] Императорская Публичная библиотека была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением императрицыЕкатерины II. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге — старейшая публичная и первая национальная библиотека России, ныне одна из крупнейших библиотек мира и вторая по величине фондов в Российской Федерации, хранилище национальной памяти, общероссийский информационный, научно-исследовательский и культурный центр. На протяжении всей своей истории Библиотека стремится к исчерпывающей полноте комплектования фонда национальной печатной продукции и свободного доступа к нему. Идея организации общедоступной библиотеки в России получила хождение в начале XVIII века[2]. В 1766 году план создания публичной российской библиотеки был предложен на рассмотрение Екатерины II, но только 16 (27) мая 1795 года, за полтора года до своей кончины, российская императрица одобрила проект создания в Санкт-Петербурге Императорской библиотеки, достойно завершив этим деянием свое царствование. Место для Библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи, на углу Невского проспекта и Садовой улицы, строительство здания по проекту архитектораЕ. Т. Соколова началось немедленно, но продолжалось около 15 лет. В основу иностранного фонда Императорской Публичной библиотеки легла коллекция книг и рукописей братьев Залуских —Библиотека Залуских. Для организации фонда Библиотеки было составлено первое в России пособие по библиотечной классификации[3], а в 1810 году император Александр I утвердил первый российский библиотечный законодательный акт, содержавший пункт об обязательной доставке в Библиотеку двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России[4]. Планировалось открыть Библиотеку в 1812 году, однако в связи с нашествием Наполеона самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга, и открытие пришлось перенести на два года. Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось2 (14) января 1814 года. 1814—1917 годы[править | править вики-текст] Вид на здание библиотеки. Гравюра начала 1800-х годов Вид на старое здание (на Невском), март 2008 В первые тридцать лет работы Библиотеки читателям было выдано более 100 000 изданий, для размещения растущего фонда построили второй корпус Библиотеки, выходящий фасадом на Екатерининский сад (архитектор К. Росси, 1832—1835 годы). В работе Библиотеки участвовали в то время такие деятели культуры, как И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков,А. А. Дельвиг, В. С. Сопиков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин и другие. Библиотека открыла новую эпоху в истории науки и культуры России, быстро превратилась в центр культурной жизни столицы Российской империи. Новый уровень развития библиотечного дела был достигнут в 1850-е годы. Читательская аудитория выросла в несколько раз, пополнившись за счет разночинной публики. Тогда же в Библиотеку стали поступать многочисленные книжные дары — за десятилетие в тридцать раз больше, чем за всю первую половину XIX века. Если в первой половине XIX века фонд прибавлялся в среднем не более, чем на пять тысяч томов ежегодно, то в 1850-е годы темпы роста увеличились в пять раз. В 1859 году в стенах Библиотеки было составлено В. И. Собольщиковым первое отечественное руководство по библиотечному делу «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов»[5]. К 1864 году в Публичной библиотеке было собрано примерно 90 % всех изданий на русском языке. Наплыв читателей потребовал создания большого читального зала, для которого был выстроен специальный корпус (архитектор В. И. Собольщиков, 1860—1862 годы), замкнувший периметр двора Библиотеки. Читателей ожидали такие новшества, как постоянное дежурство библиотекарей в читальном зале, организация «справочного стола», появление печатных каталогов и путеводителей, информация о новых поступлениях, увеличение часов работы читального зала с 10 часов утра до 9 часов вечера. Во второй половине XIX века продолжился лавинообразный рост обращений в Библиотеку. Количество выданных читательских билетов и посещений выросло за 1860—1913 годы в десять раз. Принцип общедоступности окончательно восторжествовал — были отменены последние сословные преграды, еще существовавшие в середине XIX века, среди посетителей Публичной библиотеки становилось все больше выходцев из мещанской и крестьянской среды, а также женщин. Появились женщины и среди персонала Библиотеки, правда, еще пока в качестве не штатных сотрудников, а так называемых вольнотрудящихся. В изменившихся условиях иной становилась и роль Библиотеки, которая установила и поддерживала тесные связи с университетами, учеными обществами, ведущими научными центрами и крупнейшими книгохранилищами мира. В Публичной библиотеке работали выдающиеся деятели науки и культуры, формировались научные школы, связанные с изучением книжных и рукописных памятников. Библиотека продолжала стремиться к полноте получения репертуара отечественных изданий. Для растущего книжного собрания был построен рядом с существующими еще один библиотечный корпус (архитектор Е. С. Воротилов, 1896—1901 годы). К 1913 годучисло книг на русском языке достигло 1 000 000 экземпляров, а весь фонд Библиотеки превысил 3 000 000, она стала одним из крупнейших книгохранилищ в мире и располагала также самым богатым в России собранием рукописей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вопросы: 1. Понятие и основные формы государственного устройства. 2. Специфика государственного устройства Российской Федерации.
Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории. Неотъемлемыми признаками государства является наличие суверенитета, публичной власти, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения. Именно государство в демократическом обществе имеет законное право на принятие и контроль исполнения законов, применение силы, выпуск денежных средств, сбор налогов. Одной из важнейших характеристик государства является форма его государственного устройства.
История свидетельствует, что государства всегда отличались друг от друга внутренним устройством, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. И это не случайно. Любое государство старается максимально эффективно организовать управление своей территорией с помощью определенного государственного устройства. Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Государственное устройство зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: размер территории, численность и национальный состава населения, исторические традиции народа, особенности политического режима, форма правления государства. Определение наиболее подходящей формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Особенно если на его территории проживают исторически сложившиеся национальные группы населения. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т.е. проживают на данной территории с давних времен. Выбор формы государственного устройства влияет на установление правовых гарантий сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов. Другая задача государственного устройства состоит в создании необходимых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в передовых странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи. К настоящему времени многовековая мировая практика выработала три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация. Кратко рассмотрим их. Унитарное государство (от латинского слова «unitas» - «единство») - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно- территориальных единиц признаков суверенитета. Для унитарных государств характерны следующие черты: - единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти; - общегосударственная система законодательства (одна конституция); - единое гражданство; - единая судебная система; - одноканальная система налогов (т.е. все налоги аккумулируются в центре); - административно-территориальные единицы государства не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах; - законодательный орган имеет, как правило, одну палату. Необходимо отметить, что в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют: - централизованное унитарное государство. Оно характеризуется строгой субординацией органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна. Примерами таких государств являются Монголия, Таиланд, Индонезия; - децентрализованное унитарное государство. Характеризуется тем, что органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчетны. Децентрализованное унитарное государство присутствует, например, в Великобритании, Швеции, Японии. Положительной стороной унитарного государства является значительная концентрация ресурсов в руках центра, что может способствовать быстрому росту благосостояния граждан, однако это приводит и к высокой степени централизации государственной власти. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. В настоящее время помимо вышеуказанных унитарными государствами являются Беларусь, Украина, Казахстан, Франция, Дания, Польша, Чехия, Словакия, Италия, Португалия, Куба, Чили, Китай и т.д. В свою очередь федерация (от латинского слова «foederatio» - «объединение», «союз») - сложное, союзное государство, части которого обладают значительной политической самостоятельностью. Образования в составе федерации носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства различаются между собой. Например, в США 50 субъектов (штатов), а в Швейцарии 26 кантонов. Для федерации характерные следующие черты: - определенная законодательством политическая и юридическая самостоятельность (могут иметь свои конституции наряду с общефедеральной); - двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того, субъекты также формируют свои местные парламенты); - две системы законодательства (общегосударственная и субъектов); - двухканальная система налогов (часть налогов аккумулируются в центре, другая в субъекте); - разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом (т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях). В настоящее время ни одна конституция федеративного государства не закрепляет права выхода субъектов из федерации. Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет над актами законодательства субъектов. Например, в России, США, Канаде, Мексике. Также субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Это не признает за ними и международное право. Например, в Австралии, США, Канаде факт не суверенности подтвержден решениями верховных судов этих государств. Существуют различные виды федераций. Так, по способу образования субъектов федерации выделяют: - территориальную федерацию, в ней все составляющие ее субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим особенностям. Например, США, Бразилия, Мексика; - национальную федерацию, в ней составные части разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. Примерами могут служить Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия; - национально-территориальную федерацию (смешанную) - в основу ее формирования положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов, например Российская Федерация. По способу образования самой федерации выделяют: - конституционную федерацию - это федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция. Например, Пакистан, Индия; - договорная федерация (союзная) - это федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора. Пример: США, ОАЭ, СССР; - смешанная федерация (конституционно-договорная) - это государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации. Примером тому может служить Российская Федерация. В целом мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Конечно, федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы политических, экономических и националистических сил. В сравнении с унитарными государствами количество федераций значительно меньше. В настоящее время в мире насчитывается порядка двадцати федеративных государств. В Европе это Российская Федерация, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария; в Азии - Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Америке - США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании - Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Следующая форма государственного устройства - конфедерация. Конфедерация (от латинского слова «confoederatio» - «сообщество») представляет собой временный союз суверенных государств, создаваемый для достижения политических, военных, экономических, культурных целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем преобразуется в федерацию или распадается на ряд унитарных государств. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации. В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 - 1789 гг.), Германия (1815 - 1867 гг.), Швейцария (1815 - 1848 гг.). В настоящий момент в качестве конфедерации с определенной долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; - создаются координационные органы для ведения общих дел; - для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств; - правовой основой является договор между участниками; - имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств; - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; - общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации; - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; - каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей; - государства могут устанавливать единую денежную систему, единые таможенные правила, межгосударственную кредитную политику на время существования союза. В целом формы государственного устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации: 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны отражено также в Главе 3 Конституции Российской Федерации, которая так и называется - «Федеративное устройство». Конституция Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу современного российского государства. Во-первых, законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции Федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов. Во-вторых, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов. В-третьих, Россия имеет двухпалатный парламент - Федеральное собрание, одна из палат которого - Совет Федерации - представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе по два представителя от каждого их них. Один от законодательного, другой - исполнительного органов государственной власти субъекта. В-четвертых, частями, субъектами Российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства - республики; государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации. Первоначально в состав Российской Федерации входили 89 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. К настоящему времени количество субъектов Российской Федерации в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в их числе 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Так, Пермский край образован путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярский край объединен с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатский край образован путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, Забайкальский край образован путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутская область объединена с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В нашей стране, как и в любой другой федерации, существует разделение предметов полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации. Выделяют предметы ведения Российской Федерацией, совместного ведения Российской Федерацией и субъекта Российской Федерации, предмет ведения субъекта Российской Федерацией. Статья 71 Конституции Российской Федерации закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые носят общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства. Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятия и изменения Конституции Российской Федерации, приема новых субъектов в состав Федерации, утверждения изменений границ между субъектами, установления системы федеральных органов и их формирования, решения вопросов судоустройства, прокуратуры, разработки и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и других отраслей законодательства. Сюда же относится регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина Российской Федерации, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия. Значительные исключительные полномочия Федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда относятся определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия. Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних отношений и обороны страны. Предметом исключительного ведения Федерации являются внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа. Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где Федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государственного строительства, например, это обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам России. В социально-экономической сфере - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних отношений и обороны страны - координация международных внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации. Закрепление в Конституции Российской Федерации предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномочий Федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем принятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции. Субъекты Российской Федерации имеют свою официальную символику - герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации. Кроме того, субъекты Федерации управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства. С учетом изложенного можно отметить, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Методические рекомендации. Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы. При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что уяснение понятия государственного устройства и его основных форм позволит им лучше понять специфику государственного устройства Российской Федерации. В ходе изучения второго вопроса руководителям групп, используя карту федеративного устройства Российской Федерации, следует наглядно показать расположение субъектов Российской Федерации. Далее доходчиво с помощью примеров изложить положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. В заключение необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
Рекомендуемая литература: 1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. 2. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7/Под ред. А.И. Колясникова. - М., 2005. 3. Павлов С. Государственное устройство Российской Федерации. // Ориентир. - 2012.-№ 12.
Подполковник запаса Сергей ПАВЛОВ, кандидат политических наук
Советский период[править | править вики-текст] Революции 1917 года изменили привычный уклад библиотечной жизни, национальное книгохранилище было переименовано в Российскую Публичную библиотеку. Новый Устав Библиотеки, принятый в апреле 1918 года, декларировал демократизацию управления на принципах коллегиальности и выборность директора, а также подтвердил статус национального книгохранилища, от которого требовалось теперь всемерно содействовать народному образованию, распространению знаний в широких массах малограмотного населения. Далее советская власть стала предъявлять все более жесткие требования к Библиотеке как к идеологическому учреждению, призванному выполнять социальный заказ: поддерживать официальный политический курс и пропагандировать господствующую идеологию. В послереволюционные годы, когда ухудшилось снабжение Библиотеки печатной продукцией, основным источником пополнения фондов были книжные коллекции бывших правительственных учреждений и ведомств, монастырей и общественных организаций, а также частные книжные собрания, лишившиеся своих законных хозяев. К концу 1920-х годов возобновилось поступление в Библиотеку обязательного экземпляра, а с середины 1930-х годов появилась возможность возобновить и практику покупки необходимых изданий. С 1925 года Библиотека официально именовалась Государственной Публичной библиотекой в Ленинграде, с 1932 года — Государственной Публичной библиотекой имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1930-е годы в Библиотеке были созданы функциональные отделы, отвечающие за комплектование, обработку, каталоги, хранение фондов и обслуживание читателей, библиографические услуги. Читальные залы были разделены на научные, предназначенные для лиц с высшим образованием, и общие, а также по отраслевому принципу — на залы социально-экономической литературы, художественной литературы и искусства; естественных наук и медицины; физико-математических и технических наук[6]. Тогда же быстро рос специальный фонд, куда попадала литература, запрещенная по разным причинам к свободному обращению: только за 1935—1938 годы фонд отдела специального хранения пополнили 49 000 экзепляров изданий из общих фондов. Огромный урон Библиотека понесла во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и 900-дневной блокады Ленинграда. Число оставшихся в Библиотеке работников сократилось по сравнению с довоенным временем в четыре раза и составило около 200 человек. Наиболее ценные коллекции и фонды были эвакуированы, но тем не менее Библиотека не прекращала обслуживания читателей. За годы войны в Библиотеке побывали 42 500 читателей, которым было выдано почти 1 500 000 печатных изданий. В 1939 году в связи со 125-летием со дня открытия награждена орденом Трудового Красного Знамени. Послевоенное положение Библиотеки было очень тяжелым — не хватало денег, людей, помещений. В то же время, в первые послевоенные годы были отпущены средства на капитальный ремонт зданий и восполнение лакун, были значительно увеличены штаты и повышены ставки сотрудникам. Уже в 1948 года количество читателей достигло довоенного уровня и составило 74 000 человек[7], Библиотека была приравнена по статусу к научным учреждениям, создан Ученый совет Библиотеки, возобновили работу Высшие библиотечные курсы при ГПБ и аспирантура, существовавшая по 1954 год. В 1949 году Библиотеке было передано здание бывшего Екатерининского института благородных девиц на набережной реки Фонтанки (дом 36; архитектор Д. Кваренги, 1804—1806 годы) Благодаря новому зданию, превышавшему по площади комплекс читальных залов Главного здания, количество посещений Библиотеки и выданных читателям книг выросли вскоре в полтора раза. По мере развития сети массовых библиотек в Ленинграде стала возрастать роль Библиотеки как центра по оказанию этим библиотекам практической, методической и консультационной помощи, а также была налажена кооперация ленинградских библиотек. В 1955 году Библиотека стала оказывать систематическую помощь библиотекам не только Ленинградской, но также Псковской, Великолукской, Новгородской и Архангельской областей, далее в сферу оказания методической помощи были включены также библиотеки Прибалтики и всего Северо-Западного региона страны, включая Вологодскую, Мурманскую, Калининградскую области и Карельскую АССР. В 1960-е годы наблюдался неуклонный рост объема новых поступлений, в фонды Библиотеки ежегодно поступало до 600 000 новых изданий (на 100 000—150 000 более, чем в 1950-е годы), суммарная величина фондов приблизилась к концу десятилетия к 18 000 000 единиц хранения[8]. Динамичное развитие библиотечного обслуживания стало сдерживаться трудностями размещения фондов. К концу 1960-х годов эта проблема встала настолько остро, что грозила парализовать всю деятельность национального книгохранилища. Для решения вопроса о предоставлении Библиотеке нового здания потребовалась невероятная настойчивость администрации Библиотеки, и только в 1985 году, после многочисленных отсрочек и согласований, удалось добиться принятия решения о начале строительства нового здания. В 1972 году проблему отсутствия свободных площадей усугубило закрытие всех читальных залов в здании на набережной реки Фонтанки, которое было признано аварийным[9]. Ремонт здания начался лишь через несколько лет и продолжался до конца 1980-х годов. Фонды Библиотеки были рассредоточены тем временем по временным хранилищам, которые располагались в различных районах города и, как правило, были малопригодны для постоянного хранения печатной продукции. В середине 1980-х годов в Библиотеку поступало более 1 000 000 экземпляров документов в год (в том числе 70 % поступлений по обязательному экземпляру), посещаемость составила почти 1 300 000 человек ежегодно, книговыдача — около 10 00 000 единиц хранения. Для условий, в которых работала в те годы Библиотека, это были очень хорошие результаты, однако далее показатели стали снижаться. За вторую половину 1980-х годов объём новых поступлений сократился вдвое. В1990 году были зафиксированы самые низкие показатели: немногим более 1 000 000 посещений и книговыдача чуть менее 9 400 000 единиц хранения. Новейшее время[править | править вики-текст] Читательский билет (1991 г.) Политический и экономический кризис в стране, обострившийся на рубеже 1980-х и 1990-х годов, отрицательно сказался на всей деятельности Библиотеки, но особенно ощутимо — на комплектовании фондов. В 1992 году объём новых поступлений почти вдвое сократился по сравнению с 1986 годом, нарушилось поступление обязательного экземпляра. Со временем система формирования фондов Библиотеки была существенно перестроена: привлечены дополнительные источники комплектования, установлены прямые связи с негосударственными издательствами и альтернативными книготорговыми организациями. В результате уже в 1994 году удалось добиться первых позитивных сдвигов в динамике поступления литературы. В середине 1990-х годов основные показатели превзошли уровень 1986 года: 1 380 000 посещений и 12 220 000 выданных изданий, тогда же началось поступление в Библиотеку электронных документов на съемных носителях[10]. В годы существования СССР Библиотека утвердилась в статусе национальной библиотеки РСФСР. В марте 1992 года на основании указа Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина была преобразована в Российскую национальную библиотеку и отнесена к особо ценным объектам национального наследия, составляющим историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. В 1994 года Федеральный закон «О библиотечном деле» определил равный статус двух крупнейших библиотек России — Российской национальной в Петербурге и Российской государственной в Москве. В 1995 года Указом Президента Российской Федерации день основания Публичной библиотеки,27 мая, был объявлен Общероссийским Днем библиотек — всероссийским профессиональным праздником библиотечных работников. 200-летие основания первой Российской национальной библиотеки — серебряная памятная монета Банка России, 1995 год Начало нового этапа в жизни Библиотеки было связано с возведением и пуском в эксплуатацию Нового здания РНБ наМосковском проспекте (дом 165). Поэтапный ввод в строй Нового здания Библиотеки явился одним из крупнейших событий в отечественной культуре и позволил создать нормальные условия для хранения фондов и дальнейшего развития Библиотеки. Новое здание было официально открыто 12 апреля 2003 года в присутствии Президента Российской Федерации В. В. Путин. В своем выступлении на торжественном акте В. В. Путин сказал: «Сегодняшнее событие важно не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России. Национальная библиотека, которая была создана по повелению Екатерины Великой, — это уникальное учреждение, которое, по существу, является „вторым университетом“ для многих поколений российской интеллигенции»[11]. В 2003 году в Библиотеке был введен единый читательский билет, и таким образом отменены последние возрастные и образовательные ограничения на посещение читальных залов всеми категориями читателей, обеспечена полная доступность к информационным ресурсам Библиотеки. В 2006 году в Новом здании Библиотеки открылся Зал электронной библиотеки, а в Главном здании был открыт после завершения ремонта общедоступный Универсальный читальный зал, заменивший собой прежние отраслевые научные читальные залы. В области информационных технологий Библиотека выступила одним из инициаторов и организаторов создания первой корпоративной библиотечной системы в России ЛИБНЕТ, совместно с коллегами из других библиотек были разработаны стандарты библиографического описания в национальном коммуникативном формате RUSMARC, был создан электронный каталог Библиотеки, реализованы другие инновационные проекты, поднявшие обслуживание на качественно новый уровень. Так, в 2011 г. РНБ была подключена к сети электронных библиотек Vivaldi, дающей возможность Интернет-пользователям удаленно работать с материалами различных библиотек, ВУЗов и издательств. Таким образом, ресурсы РНБ стали доступнее, а работа сотрудников библиотеки стала проще благодаря ряду полезных функций системы. Также в РНБ созданы Информационно-сервисный центр, Центр правовой информации, Центр доступа к электронным ресурсам, Служба электронной доставки документов[12]. В РНБ находится штаб-квартира Российской библиотечной ассоциации, регулярно происходят встречи представителей библиотечного сообщества России и странСНГ. В РНБ ежегодно проводятся научные конференции и другие мероприятия национального и международного масштаба, РНБ участвует в работе таких международных библиотечных объединений, как IFLA (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), LIBER (Лига европейских научных библиотек), CERL (Консорциум европейских научных библиотек), СENL (Конференция директоров европейских национальных библиотек), Bibliotheca Baltica,Библиотечная Ассамблея Евразии[13] и других.
Сравнительное правоведение Что такое сравнительное правоведение? Ответ на этот простой с виду вопрос пыталось дать не одно поколение юристов-компаративистов. Действительно, такой ответ не может быть абсолютно однозначным. Сравнительное правоведение не является, очевидно, школой современной общей теории права в том смысле, в каком мы говорим, например, о неокантианской или экзистенциалистской философии права. Общественно-политическая, практико-прикладная, научно-теоретическая и учебно-педагогическая роль сравнительного правоведения в юридической жизни различных стран показывает, что оно выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований. Сравнительное правоведение как наука и учебный курс в каждой стране имеет свои особенности. В разных странах применяются неодинаковые доктринальные подходы ученых к предмету сравнительного правоведения, даже в одной и той же стране нередко существует несколько школ и направлений. права, принципы которого устанавливались априорным путем, принципы образцового сравнительного права, по их мнению, можно было бы вывести путем сравнительного изучения действующих позитивных правовых систем, что затем могло привести к созданию единой правовой системы «цивилизованных1» наций.
![]() |