![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие слухового восприятия
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель:активизация ощущений собственных движений (активных ипассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Фрагмент 1.Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. Цель:воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики. Фрагмент 1.Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д. Цель:установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов. Фрагмент 1.Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх На дереве растёт... По дороге едет... Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить. 3. Развитие зрительно-моторной координации,мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Задачи:развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук - глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений - чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; - формирование представлений о схемах лица и тела; - развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; - восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений. Приёмы: • прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо; • прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий; • массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях; • проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом); • узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; • двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком; • «рисование» в воздухе рукой; • различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; • активизация пассивных и активных движений пальцев рук; • упражнения с пластилином; • использование кукол би-ба-бо; • артикуляционная и мимическая гимнастика; • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; • упражнения на преодоление сопротивления; • автоматизация отдельных артикулем; • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна». Фрагмент 1.«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны). Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном) Вот так- вот так! Фрагмент 2.Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак. Фрагмент 3.Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд. Цель:выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц. Фрагмент1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
![]() |