![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
Задачи:формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа. Приёмы: • нахождение игрушек в пространстве комнаты. • перемещение их в заданном пространстве. • поиск предметов: • соотнесение игрушки с её изображением на картинке: • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела, • выработка навыков ориентировки; • упражнения в перекрёстном ориентировании; • выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; • определение недостающих частей у предметов по картинкам; • узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела: • запоминание изображений предметов; • фиксация изменений в расположении предметов, • выделение из множества предметов; • запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); • идентификация зрительных изображений по заданной теме; • определение различий в предметах и картинках; • сравнение сходных по зрительному образу предметов; • конструирование по образцу, по инструкции; • конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей; • выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов. Фрагмент 1.Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос). Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память. Фрагмент 1.Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Приёмы: • выработка умения ориентации в окружающем; • работа с тактильными таблицами; выделение цвета: • знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной); • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой): • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; • соотнесение цветного и контурного изображений предметов; • дифференциация плоскостного и объёмного изображений; • конструирование целого из частей; • классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы; • идентификация предметов и геометрических фигур: • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности. Цель:учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка) Фрагмент 1.В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Цель:учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях. Фрагмент 1.В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы. Цель:развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности). Фрагмент 1.Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: - меховая- мягкая, пушистая: - шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая: - шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д. Фрагмент 2.Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.
![]() |