Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза



 

Задачи:формирование поисковой деятель­ности, расширение поля зрения: выработка ус­тойчивости, переключаемости, увеличения объ­ёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плос­кости и в трёхмерном пространстве: анализ зри­тельного образа.

Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.

• перемещение их в заданном пространстве.

• поиск предметов:

• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

• определение сторон тела у людей, изобра­жённых на картинке, сторон собственного тела,

• выработка навыков ориентировки;

• упражнения в перекрёстном ориентиро­вании;

• выполнение действий с предметами и иг­рушками по инструкции;

• определение недостающих частей у пред­метов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предмет­ной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:

• запоминание изображений предметов;

• фиксация изменений в расположении предметов,

• выделение из множества предметов;

• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

• идентификация зрительных изображений по заданной теме;

• определение различий в предметах и кар­тинках;

• сравнение сходных по зрительному образу предметов;

• конструирование по образцу, по инструкции;

• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из от­дельных деталей;

• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

 

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз­витие имитирующих жестов.

Фрагмент 1.Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про­сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин­ку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветно­му и контурному изображению, функционально­му назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1.Ребёнок узнаёт предметы, изоб­ражённые на цветных картинках. Последова­тельно (по одной) ему предъявляются контур­ные изображения тех же предметов. Предлага­ется соотнести цветное и контурное изображе­ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

 

5. Развитие сенсорно-перцептивной дея­тельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и простран­ственных признаков плоских и объёмных пред­метов; дифференциация сходных цветовых то­нов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

• выработка умения ориентации в окружа­ющем;

• работа с тактильными таблицами; выделе­ние цвета:

• знакомство с размером и формой (плоско­стной и объёмной);

• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

• выработка дифференцированного воспри­ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

• соотнесение цветного и контурного изоб­ражений предметов;

• дифференциация плоскостного и объёмно­го изображений;

• конструирование целого из частей;

• классификация по цвету, подбор опреде­лённой цветовой гаммы;

• идентификация предметов и геометричес­ких фигур:

• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель:учить выделять шар из ряда предме­тов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы­бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1.В «Чудесном мешочке» нахо­дятся различные предметы" шары разной вели­чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён­ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша­рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ­ных действий. После того, как вес шарики выб­раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри­вают их, находят отличия (большие и малень­кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель:учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1.В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес­том ребенку предлагается убрать в коробку объ­ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого­пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого­педа ребёнок вынимает заданные формы.

Цель:развитие тактильного гнозиса, узнава­ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент 1.Ребенка последовательно знако­мят со свойствами тактильных таблиц: - мехо­вая- мягкая, пушистая:

- шероховатая, изготов­ленная из наждачной бумаги

- неровная, шер­шавая:

- шелковистая - гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако­выми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх­ности - индикатор Кузнецова, неровной - нап­лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2.Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова­тельности, комментируя свои действия, и пред­лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.



Просмотров 840

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!