![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие функций голоса и дыхания
Задачи:увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости. Приёмы: • упражнения на расслабление шейной мускулатуры: • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания: • тренировка носового выдоха; • развитие произвольного речевого вдоха. • выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений: • выработка комбинированного типа дыхания. • упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха: • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха: • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания. Цель:формирование длительного целенаправленного выдоха. Фрагмент 1.Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так,чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия. Цель: формирование носового вдоха Фрагмент 1.Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора. Фрагмент 2.Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности. Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости. Фрагмент 1.Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо). Развитие чувства ритма. Задачи:формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма. Приёмы: • воспроизведение ритма в движениях и играх; • ходьба и маршировка под музыку; • двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; • ритмические упражнения для рук и ног; • воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; • развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; • знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков; • развитие речевых вокализаций; • знакомство со схемой ритма; • соотнесение ритма со схематическим изображением; • произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; • дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения: • ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма. Цель:формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного) Фрагмент 1.Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.
Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон. Фрагмент 2.Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.
![]() |